Курсовая теория на тему Профориентация младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 7
1.1 Понятие профессионального
самоопределения: основания, факторы выбора профессии. 7
1.2
Педагогические условия ранней профориентации младших школьников. 17
ГЛАВА 2
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 30
2.1
Возрастные особенности развития младшего школьника. 30
2.2 Специфика
профориентационных занятий с младшими школьниками в общеобразовательной школе. 33
2.3 Понятие
психолого-педагогической основы деятельности по формированию интереса к
профессиям (на примере профессии железнодорожника) у младших школьников. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
Список
литературы 52
Введение:
Современная
ситуация в мире профессий характеризуется тем, что в некоторых профессиональных
областях наблюдается избыточное количество специалистов и перенасыщенность
рынка труда, другие же наоборот характеризуются дефицитом квалифицированных
кадров.
Объяснить
такую ситуацию можно несколькими факторами, например, закрепившиеся на
протяжении десятилетий представления выпускников и их родителей о престижности
и прибыльности ряда профессий юридического, экономического профиля и напротив,
пренебрежительное отношение к профессиям рабочей направленности и др.
Кроме
того, существует такая проблема, что школьники, которые находятся на этапе
профессионального самоопределения, имеют представление лишь о небольшом
количестве профессиональных деятельностей, которые непосредственно встречались
ему в процессе жизни. Большая же часть профессий остается за пределами
жизненных представлений выпускников.
Это
определяет необходимость создания структурированной, продуманной программы по
профессиональной ориентации школьников, которая включала бы в себя знакомство с
профессиями различных областей трудовой деятельности.
Можно
предположить, что процесс и продуктивность профессионального самоопределения в
старших классах будет значительно успешнее, если к этому этапу ребенок будет
обладать уже сформированными представлениями о значительном количестве
профессий, возможно даже определенным опытом практического участия в выполнении
посильных трудовых действий, посещения предприятий соответствующего профиля.
Однако начало профориентационной деятельности в старших классах не позволяет
сформировать такие представления по причине недостатка времени и загруженности
детей в связи с предэкзаменационной подготовкой.
Обозначенные
факторы обуславливают необходимость как можно более раннего начала
профориентационной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Соответственно,
можно говорить об оптимальном начале профориентационной деятельности в младшем
школьном возрасте, на этапе обучения в начальной школе.
Система
профориентации младших школьников должна предусматривать знакомство детей с
разными видами профессий, однако выстраиваться данная система должна в
соответствии с принципами доступности предлагаемой информации понимаю
обучающихся. Кроме того, знакомство с профессиями должно быть системным, т.е.
ребенку предоставляется информация о нескольких профессиях одной
профессиональной области.
Также
следует обратить внимание на практическую составляющую систему профориентации с
младшими школьниками. Т.е. для формирования устойчивого интереса к профессии
необходимо предоставить детям возможность приобрести определенные практические
навыки в данной сфере в пределах возрастных возможностей младших школьников.
Таким
образом, актуальной проблемой в рамках профессионального самоопределения
молодежи выступает вопрос разработки системы ранней профессиональной ориентации
на этапе младшего школьного возраста. Одним из направлений, которое необходимо
включить в систему данной работы выступает формирование интереса к миру
профессий.
Цель
исследования: изучить и сформулировать психолого-педагогические основы системы
профориентации у младших школьников в общеобразовательной школе.
Объект
исследования: система профориентации младших школьников.
Предмет
исследования: психолого-педагогические условия формирования интереса к
профессиям у младших школьников.
Задачи
исследования:
1) Определить понятия «профессиональное
самоопределение», «профессиональная ориентация»;
2) Охарактеризовать возрастные
психолого-педагогические особенности развития младших школьников;
3) Проанализировать основные особенности и
методы профессиональной ориентации в младшем школьном возрасте;
4) Изучить
представления о психолого-педагогической
основе деятельности по формированию интереса к профессиям (на примере профессии
железнодорожника) у младших школьников в общеобразовательной школе.
Методы исследования: анализ научной и методической
литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
На
основании изученной психолого-педагогической литературы можно сделать следующие
выводы.
Современный
рынок труда можно охарактеризовать несоответствие потребности в представителях
различных профессиях и количеству выпускников соответствующих специальностей.
Так, в частности отмечается недостаток в специалистах, которые способны
осуществлять профессиональную и высококвалифицированную деятельность в
железнодорожном направлении.
Подобное
состояние и наличие описанных проблем обусловлено тем, что зачастую у
выпускников не сформированы представления о профессиях того или иного цикла.
Как правило, дети хорошо представляют и выбирают профессии, о которых имеют
достаточно информации: это профессии, представленные в ближайшем окружении,
либо те, с которыми ребенок сталкивается в процессе жизнедеятельности, либо те,
которые широко разрекламированы в средствах массовой информации.
Для
того, чтобы сформировать у детей полноценные представления об особенностях и
профессиональных обязанностях работников профессий железнодорожного цикла,
следует проводить систематизированную, комплексную, продуманную работу про
профориентации школьников.
Однако
следует отметить, что начало данной работы в старших классах не позволяет
полноценно сформировать представления о профессиях различной направленности, за
этот период возможно лишь поверхностно затронуть особенности трудовой
деятельности в тех или иных видах труда.
Этот
факт обуславливает необходимость раннего начала профориентационной
деятельности, а именно еще на этапе обучения в начальной школе.
Система
профориентации, направленная на деятельность с младшими школьниками,
предполагает соблюдение определенных принципов деятельности и применение
методов работы, соответствующих возрастным особенностям данной категории детей.
Так,
при организации профориентационной деятельности младших школьников необходимо
опираться на индивидуальные психологические особенности, а также интересы и
склонности конкретного ребенка.
Кроме
того, в содержание профориентационной деятельности необходимо включать
доступные понимаю ребенка элементы трудовых обязанностей представителей
конкретной профессии.
Формирование
представления о конкретной профессии должно помимо теоретического компонента
включать также практические элементы деятельности. В отношении профессий
железнодорожного цикла данный вопрос может решаться, например, за счет
организации детских железных дорог.
Таким
образом, потребность в профессиональных кадрах в профессиях железнодорожной
направленности должна начинать решаться еще на этапе обучения в начальной
школе. Это позволит сформировать у ребенка полноценные представления о трудовых
обязанностях железнодорожников и сделать этот выбор осознанным и ответственным.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие профессионального самоопределения: основания,
факторы выбора профессии Термин «самоопределение» используется
исследователями в самых разнообразных интерпретациях. О самоопределении
упоминают как о личностном, социальном, профессиональном, нравственном,
семейном феномене.
С позиции социологической концепции
самоопределения, данное определение применяется к поколению в общем, описывает
его включение в общественные структуры и области жизнедеятельности; формы
самоопределения соотносятся с данными структурами и областями.
Методологический фундамент психологической
концепции по отношению к вопросу о самоопределении сформирован на
представлениях С.Л. Рубинштейна. Вопрос самоопределения исследовался им в
аспекте вопроса обусловленности, в рамках предложенного им принципа — внешние
причины действуют, преобразовываясь под влиянием внутренних факторов.
В данном аспекте самоопределение
рассматривается как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в
определении самоопределения, соответственно, проявляется активная природа
«внутренних условий», взаимодействуя с которыми преобразовываются внешние
воздействия.
Концепцию С.л. Рубинштейна поддерживает в своих
трудах К.А. Абульханова-Славская. Основным моментом самоопределения выступает
самодетерминация, собственная активность, осознанное желание занять
определенное место в обществе.
Самоопределение, интерпретируемое как
самодетерминация, является, по сути механизмом социальной детерминации, которая
не может действовать другим путем, кроме как через активное взаимодействие
непосредственно с субъектом. Вопрос самоопределения, соответственно, становится
ключевым вопросом взаимодействия субъекта и социума, в котором рассматриваются
основные аспекты данного взаимодействия: социальная детерминация
индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности
субъекта в этой детерминации.
Попытка создания единой концепции
самоопределения личности в социуме была реализована В.Ф. Сафиным и Г.П.
Никовым. Они отталкиваются от характеристики «самоопределившейся личности»,
которая для них выступает аналогичной «социально созревшей» личности.