Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Профилактика школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Определения понятий: "адаптация",
"дезадаптация", "школьная дезадаптация". 5

2. Причины, проявления, последствия школьной дезадаптации
детей младшего школьного возраста. Критерии школьной мотивации. 11

3. Приёмы профилактики школьной дезадаптации в работе
учителя начальных классов. 25

Выводы.. 36

Список
использованной литературы.. 37

  

Введение:

 

Начальный этап обучения первоклассников
и младших школьников в общем достаточно сложен, так как обучение приводит к
перестройке всего образа жизни и деятельности. Меняются местные и социальные
условия, определяющие развитие детей и их жизнь. Изменение позиции в системе
социальных отношений — переход на позицию ученика, воспитанника, создает
ситуацию психологической открытости ребенка.

Младшие школьники должны
адаптироваться к этим новым условиям жизни. Но этот процесс не всегда успешен,
и может произойти дезадаптация.

Школьная дезадаптация — это
нарушение соответствующего механизма адаптации ребенка к школьной среде,
влияющего на его образовательную продуктивность и взаимоотношения с окружающим
миром.

По мнению психологов, у учащихся с
трудностями адаптации могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала,
приводящие к низкой успеваемости, а также трудности в формировании социальных
связей со сверстниками и взрослыми. Родители и учителя, безусловно, должны
знать, на что обращать внимание, чтобы предотвратить неблагоприятное развитие.

Последствия дезадаптации бывают
разные: ухудшение самочувствия, повышенная заболеваемость, снижение
работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала.

Учитывая актуальную важность охраны
здоровья учащихся, создания адаптивного образования для детей с трудностями в
обучении и адаптации к появлению и развитию школы, актуальным является
профилактика дезадаптации детей младшего школьного возраста.

Профилактика школьной дезадаптации
заключается в предотвращении развития неблагоприятных условий. Когда один или
несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от других, это
влияет на психологию и доверие к миру теряется. Нужно научиться своевременно
разрешать конфликты, следить за психологической атмосферой в классе,
организовывать мероприятия, помогающие наладить связи и сблизить детей.

Эта работа должна проводиться
совместно родителями и школьными экспертами:

Психологи составляют рекомендации и
личные планы по развитию ребенка;

Родительский надзор за соблюдением
рекомендаций в домашних условиях (помощь в обучении, контроль выполнения обучения,
анализ пропущенных или непонятных материалов);

Учителя помогают детям на занятиях:
создают успешные ситуации, следят за здоровой психической средой и соблюдают
индивидуальные методики обучения.

Важно помнить об общей цели — помочь
ребенку адаптироваться. Единство родителей и учителей помогает снизить уровень дезадаптации
ребенка.

Цель
исследования: изучить профилактику дезадаптации детей в младшем школьном
возрасте.

Объект
исследования: дезадаптация детей в младшем школьном возрасте.

Предмет
исследования: профилактика дезадаптации детей в младшем школьном возрасте.

Для
достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.
Определения понятий: "адаптация", "дезадаптация",
"школьная дезадаптация"

2.
Причины, проявления, последствия школьной дезадаптации детей младшего школьного
возраста. Критерии школьной мотивации.

3. Приёмы профилактики школьной дезадаптации в работе учителя

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Школьная дезадаптация — это
нарушение соответствующего механизма адаптации ребенка к школьной среде,
влияющего на его образовательную продуктивность и взаимоотношения с окружающим
миром.

Причины плохой адаптации учащихся к
школе:

— недостаточный уровень подготовки
детей к школьным условиям; недостаток знаний и недостаточное развитие
психомоторных навыков, вследствие чего дети справляются с заданиями медленнее
других;

— недостаточный поведенческий
контроль — ребенку трудно спокойно сидеть на протяжении всего курса, не вставая
со своего места;

— неспособность адаптироваться к
ритму программы;

— психосоциальные аспекты —
отсутствие личного контакта с преподавательским составом и сверстниками;

— низкий уровень развития
функциональных способностей познавательных процессов.

Важным атрибутом, влияющим на
адаптацию детей в школе, их успеваемость, является их способность к обучению.
Способность к обучению относится к способности ребенка усваивать знания и
обучающее поведение; за короткий промежуток времени достичь более высокого
уровня обучаемости, степени простоты использования, скорости усвоения знаний и
обучающего поведения; через способность ребенка усваивать знания и обучающее
поведение, способность ребенка усваивать знания и обучающее поведение.

Чтобы избежать
возникновения школьной дезадаптации, родители, педагоги и психологи должны
руководствоваться важным правилом: каждый из учеников требует подхода, который
соответствует его индивидуальным особенностям. Чем лучше взрослые понимают это,
тем успешнее самореализация ребенка и устойчивее его психологическое
равновесие.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Определения понятий: "адаптация", "дезадаптация",
"школьная дезадаптация"

Адаптация — это приспособление
организма к условиям окружающей среды. Понятие "адаптация" возникло в
19 веке и первоначально использовалось в основном в биологии. Затем это понятие
стало применяться не только ко всем аспектам физической жизни, но и к
индивидуальному и даже коллективному поведению.

Впервые термин введен Г. Албертом и
использовался в медицинской и психологической литературе, он представляет собой
изменение чувствительности анализатора под влиянием адаптационно-стимулирующего
воздействия органов чувств.

Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.
Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие ученые считают, что адаптация — это
динамический процесс функционирования рекомбинантных функциональных систем
живых организмов [8].

Особое внимание в научной литературе
уделяется социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью понятия "адаптация",
а также дезадаптивности. Иногда в литературе используется термин
психосоциальная адаптация — это взаимодействие между индивидом и социальной
средой, приводящее к оптимальному балансу целей и ценностей индивида и группы.
В процессе социально-психологической адаптации реализуются потребности,
интересы и стремления индивида, раскрывается и развивается его личность, индивид
входит в новую социальную среду и становится полноправным членом коллектива — такое
определение можно найти в работах Е. С. Кузьмина и В. Е. Семеновой. В последние
годы проблема социальной адаптации все чаще решается в педагогических работах
(Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и
др.).

Большой вклад в изучение проблем
адаптации и дезадаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л.
Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной
психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани,
Х. Хартманн и др.). В частности, понятие "адаптация младших школьников к
учебной деятельности" было раскрыто в исследованиях М.Р. Битяновой, А.Л.
Венгер, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Е.Р. Слободской и др. Адаптация младших
школьников в единстве с психическим развитием и личностным становлением
рассматривалась в трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, Д.И.
Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Исходя из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что понятия "адаптация" и "дезадаптация"
часто используются в психолого-педагогической литературе. Оба явления считаются
достаточно распространенными, как зарубежными, так и отечественными учеными.

Под понятием "адаптация" в
психологии и педагогике понимается выработка наиболее адекватной формы
поведения в изменяющейся микросоциальной среде [12]. Согласно справочнику
детской и подростковой психологии и психиатрии, психологическая адаптация
включает биологические, психологические и социальные аспекты.

Психологическая составляющая
адаптации определяется активностью личности и служит объединению процессов
усвоения экологических норм  и
трансформации, изменения окружающей среды.

Социальная адаптация — это процесс
включения человека в новую социальную ситуацию, постоянный процесс, посредством
которого индивид активно приспосабливается к условиям социальной среды, и
результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющих характер
поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и вероятности их
достижения в социальной среде. Важным аспектом социальной адаптации является
принятие индивидами социальных ролей. Эффективность адаптации во многом зависит
от того, как индивид видит себя и свои социальные отношения [2].

С термином "адаптация" используется
противоположный термин-"дезадаптация". Это затруднение, отклонение от
спецификации, нарушение функциональности, неадекватная адаптация или отказ [9].

Во многих источниках термин "школьная
дезадаптация" фактически определяет любые трудности, возникающие во время
обучения ребенка в школе. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению о
том, что следует считать нарушением школьной адаптации.

"Школьная дезадаптация — это
нарушение адаптации личности учащегося к условиям школьного обучения, которое
представляет собой особое явление, обусловленное какими-либо патологическими
факторами, приводящими к общей способности ребенка адаптироваться к
психологической адаптации" [12].

Школьная дезадаптация
характеризуются главным образом неспособностью обучать детей на основе
достаточных способностей, а также поведенческими расстройствами, не
соответствующими правилам и дисциплинарным нормам, изложенным в школьном
уставе.

Это внешнее проявление нарушения,
при котором ребенок не может найти "свое место" в школьной среде,
неприемлемо, как он есть, и оптимально реализовать имеющийся потенциал [6].

В школах существуют
дисфункциональные стандарты успеваемости. Критерии эффективности включают в
себя следующие показатели:

— неудача в обучении — "когнитивный
компонент";

— системные нарушения в среде
образовательного учреждения — "поведенческий компонент";

— нарушение личностного характера – эмоционально
— познавательного отношения личности — "личностный компонент".

Поэтому адаптация — это когда
организм ребенка приспосабливается к новой среде тремя способами:
биологическим, социальным и психологическим. А дезадаптивность, в свою очередь,
является нарушением адаптации. В результате становится школьной дезадаптацией,
что проявляется в нарушении условий адаптации личности ребенка к школьной
среде.

Дезадаптация в школе является
препятствием для адаптации детей школьного возраста к условиям образовательных
учреждений, снижением их способности к обучению и ухудшением их взаимоотношений
с учителями и одноклассниками. Чаще всего это случается с младшими шкоьниками,
но это может случиться и с детьми в старших классах.

Школьная дезадаптация — это
нарушение адаптации учащегося к внешним требованиям, которое также обусловлено
определенными патологическими факторами, обусловленными общей способностью
адаптироваться к психологическим нарушениям. В результате получается, что школьная
дезадаптация — это медико-биологическая проблема.

В этом смысле родители, учителя и
врачи дезадаптивного поведения служат носителями "болезней/расстройств
здоровья, нарушений развития или поведения". Таким образом, отношение к
феномену школьной адаптации выражается как нечто нездоровое, что
свидетельствует о патологии развития и здоровья.

Отрицательным следствием такого
отношения является обязательный тест или методические рекомендации для оценки
степени развития учащегося до поступления ребенка в школу, связанные с его
переходом с одного уровня образования на другой, когда от него требуются
результаты отсутствия отклонений в способности обучаться по программе,
предлагаемой педагогами и в школе, которую выбрали родители.

Другим следствием этого является то, что учителя не
в состоянии

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы