Курсовая теория на тему Профилактика школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Определения понятий: "адаптация",
"дезадаптация", "школьная дезадаптация". 5
2. Причины, проявления, последствия школьной дезадаптации
детей младшего школьного возраста. Критерии школьной мотивации. 11
3. Приёмы профилактики школьной дезадаптации в работе
учителя начальных классов. 25
Выводы.. 36
Список
использованной литературы.. 37
Введение:
Начальный этап обучения первоклассников
и младших школьников в общем достаточно сложен, так как обучение приводит к
перестройке всего образа жизни и деятельности. Меняются местные и социальные
условия, определяющие развитие детей и их жизнь. Изменение позиции в системе
социальных отношений — переход на позицию ученика, воспитанника, создает
ситуацию психологической открытости ребенка.
Младшие школьники должны
адаптироваться к этим новым условиям жизни. Но этот процесс не всегда успешен,
и может произойти дезадаптация.
Школьная дезадаптация — это
нарушение соответствующего механизма адаптации ребенка к школьной среде,
влияющего на его образовательную продуктивность и взаимоотношения с окружающим
миром.
По мнению психологов, у учащихся с
трудностями адаптации могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала,
приводящие к низкой успеваемости, а также трудности в формировании социальных
связей со сверстниками и взрослыми. Родители и учителя, безусловно, должны
знать, на что обращать внимание, чтобы предотвратить неблагоприятное развитие.
Последствия дезадаптации бывают
разные: ухудшение самочувствия, повышенная заболеваемость, снижение
работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала.
Учитывая актуальную важность охраны
здоровья учащихся, создания адаптивного образования для детей с трудностями в
обучении и адаптации к появлению и развитию школы, актуальным является
профилактика дезадаптации детей младшего школьного возраста.
Профилактика школьной дезадаптации
заключается в предотвращении развития неблагоприятных условий. Когда один или
несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от других, это
влияет на психологию и доверие к миру теряется. Нужно научиться своевременно
разрешать конфликты, следить за психологической атмосферой в классе,
организовывать мероприятия, помогающие наладить связи и сблизить детей.
Эта работа должна проводиться
совместно родителями и школьными экспертами:
Психологи составляют рекомендации и
личные планы по развитию ребенка;
Родительский надзор за соблюдением
рекомендаций в домашних условиях (помощь в обучении, контроль выполнения обучения,
анализ пропущенных или непонятных материалов);
Учителя помогают детям на занятиях:
создают успешные ситуации, следят за здоровой психической средой и соблюдают
индивидуальные методики обучения.
Важно помнить об общей цели — помочь
ребенку адаптироваться. Единство родителей и учителей помогает снизить уровень дезадаптации
ребенка.
Цель
исследования: изучить профилактику дезадаптации детей в младшем школьном
возрасте.
Объект
исследования: дезадаптация детей в младшем школьном возрасте.
Предмет
исследования: профилактика дезадаптации детей в младшем школьном возрасте.
Для
достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.
Определения понятий: "адаптация", "дезадаптация",
"школьная дезадаптация"
2.
Причины, проявления, последствия школьной дезадаптации детей младшего школьного
возраста. Критерии школьной мотивации.
3. Приёмы профилактики школьной дезадаптации в работе учителя
Заключение:
Школьная дезадаптация — это
нарушение соответствующего механизма адаптации ребенка к школьной среде,
влияющего на его образовательную продуктивность и взаимоотношения с окружающим
миром.
Причины плохой адаптации учащихся к
школе:
— недостаточный уровень подготовки
детей к школьным условиям; недостаток знаний и недостаточное развитие
психомоторных навыков, вследствие чего дети справляются с заданиями медленнее
других;
— недостаточный поведенческий
контроль — ребенку трудно спокойно сидеть на протяжении всего курса, не вставая
со своего места;
— неспособность адаптироваться к
ритму программы;
— психосоциальные аспекты —
отсутствие личного контакта с преподавательским составом и сверстниками;
— низкий уровень развития
функциональных способностей познавательных процессов.
Важным атрибутом, влияющим на
адаптацию детей в школе, их успеваемость, является их способность к обучению.
Способность к обучению относится к способности ребенка усваивать знания и
обучающее поведение; за короткий промежуток времени достичь более высокого
уровня обучаемости, степени простоты использования, скорости усвоения знаний и
обучающего поведения; через способность ребенка усваивать знания и обучающее
поведение, способность ребенка усваивать знания и обучающее поведение.
Чтобы избежать
возникновения школьной дезадаптации, родители, педагоги и психологи должны
руководствоваться важным правилом: каждый из учеников требует подхода, который
соответствует его индивидуальным особенностям. Чем лучше взрослые понимают это,
тем успешнее самореализация ребенка и устойчивее его психологическое
равновесие.
Фрагмент текста работы:
1. Определения понятий: "адаптация", "дезадаптация",
"школьная дезадаптация"
Адаптация — это приспособление
организма к условиям окружающей среды. Понятие "адаптация" возникло в
19 веке и первоначально использовалось в основном в биологии. Затем это понятие
стало применяться не только ко всем аспектам физической жизни, но и к
индивидуальному и даже коллективному поведению.
Впервые термин введен Г. Албертом и
использовался в медицинской и психологической литературе, он представляет собой
изменение чувствительности анализатора под влиянием адаптационно-стимулирующего
воздействия органов чувств.
Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.
Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие ученые считают, что адаптация — это
динамический процесс функционирования рекомбинантных функциональных систем
живых организмов [8].
Особое внимание в научной литературе
уделяется социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью понятия "адаптация",
а также дезадаптивности. Иногда в литературе используется термин
психосоциальная адаптация — это взаимодействие между индивидом и социальной
средой, приводящее к оптимальному балансу целей и ценностей индивида и группы.
В процессе социально-психологической адаптации реализуются потребности,
интересы и стремления индивида, раскрывается и развивается его личность, индивид
входит в новую социальную среду и становится полноправным членом коллектива — такое
определение можно найти в работах Е. С. Кузьмина и В. Е. Семеновой. В последние
годы проблема социальной адаптации все чаще решается в педагогических работах
(Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и
др.).
Большой вклад в изучение проблем
адаптации и дезадаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л.
Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной
психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани,
Х. Хартманн и др.). В частности, понятие "адаптация младших школьников к
учебной деятельности" было раскрыто в исследованиях М.Р. Битяновой, А.Л.
Венгер, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Е.Р. Слободской и др. Адаптация младших
школьников в единстве с психическим развитием и личностным становлением
рассматривалась в трудах Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, Д.И.
Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Исходя из вышеизложенного, можно
сделать вывод, что понятия "адаптация" и "дезадаптация"
часто используются в психолого-педагогической литературе. Оба явления считаются
достаточно распространенными, как зарубежными, так и отечественными учеными.
Под понятием "адаптация" в
психологии и педагогике понимается выработка наиболее адекватной формы
поведения в изменяющейся микросоциальной среде [12]. Согласно справочнику
детской и подростковой психологии и психиатрии, психологическая адаптация
включает биологические, психологические и социальные аспекты.
Психологическая составляющая
адаптации определяется активностью личности и служит объединению процессов
усвоения экологических норм и
трансформации, изменения окружающей среды.
Социальная адаптация — это процесс
включения человека в новую социальную ситуацию, постоянный процесс, посредством
которого индивид активно приспосабливается к условиям социальной среды, и
результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющих характер
поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и вероятности их
достижения в социальной среде. Важным аспектом социальной адаптации является
принятие индивидами социальных ролей. Эффективность адаптации во многом зависит
от того, как индивид видит себя и свои социальные отношения [2].
С термином "адаптация" используется
противоположный термин-"дезадаптация". Это затруднение, отклонение от
спецификации, нарушение функциональности, неадекватная адаптация или отказ [9].
Во многих источниках термин "школьная
дезадаптация" фактически определяет любые трудности, возникающие во время
обучения ребенка в школе. Но ученые до сих пор не пришли к единому мнению о
том, что следует считать нарушением школьной адаптации.
"Школьная дезадаптация — это
нарушение адаптации личности учащегося к условиям школьного обучения, которое
представляет собой особое явление, обусловленное какими-либо патологическими
факторами, приводящими к общей способности ребенка адаптироваться к
психологической адаптации" [12].
Школьная дезадаптация
характеризуются главным образом неспособностью обучать детей на основе
достаточных способностей, а также поведенческими расстройствами, не
соответствующими правилам и дисциплинарным нормам, изложенным в школьном
уставе.
Это внешнее проявление нарушения,
при котором ребенок не может найти "свое место" в школьной среде,
неприемлемо, как он есть, и оптимально реализовать имеющийся потенциал [6].
В школах существуют
дисфункциональные стандарты успеваемости. Критерии эффективности включают в
себя следующие показатели:
— неудача в обучении — "когнитивный
компонент";
— системные нарушения в среде
образовательного учреждения — "поведенческий компонент";
— нарушение личностного характера – эмоционально
— познавательного отношения личности — "личностный компонент".
Поэтому адаптация — это когда
организм ребенка приспосабливается к новой среде тремя способами:
биологическим, социальным и психологическим. А дезадаптивность, в свою очередь,
является нарушением адаптации. В результате становится школьной дезадаптацией,
что проявляется в нарушении условий адаптации личности ребенка к школьной
среде.
Дезадаптация в школе является
препятствием для адаптации детей школьного возраста к условиям образовательных
учреждений, снижением их способности к обучению и ухудшением их взаимоотношений
с учителями и одноклассниками. Чаще всего это случается с младшими шкоьниками,
но это может случиться и с детьми в старших классах.
Школьная дезадаптация — это
нарушение адаптации учащегося к внешним требованиям, которое также обусловлено
определенными патологическими факторами, обусловленными общей способностью
адаптироваться к психологическим нарушениям. В результате получается, что школьная
дезадаптация — это медико-биологическая проблема.
В этом смысле родители, учителя и
врачи дезадаптивного поведения служат носителями "болезней/расстройств
здоровья, нарушений развития или поведения". Таким образом, отношение к
феномену школьной адаптации выражается как нечто нездоровое, что
свидетельствует о патологии развития и здоровья.
Отрицательным следствием такого
отношения является обязательный тест или методические рекомендации для оценки
степени развития учащегося до поступления ребенка в школу, связанные с его
переходом с одного уровня образования на другой, когда от него требуются
результаты отсутствия отклонений в способности обучаться по программе,
предлагаемой педагогами и в школе, которую выбрали родители.
Другим следствием этого является то, что учителя не
в состоянии