Курсовая теория на тему Профилактика компьютерной зависимости у несовершеннолетних
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.. 5
1.1 Понятие, виды и формы компьютерной зависимости. 5
1.2 Признаки и стадии формирования компьютерной зависимости. 8
1.3 Причины и последствия развития компьютерной
зависимости. 11
1.4 Статистические данные по распространенности
компьютерной зависимости 13
ГЛАВА II
ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ЗАВИСИМОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.. 18
2.1 Формы и методы профилактики компьютерной зависимости. 18
2.2 Средства борьбы с компьютерной зависимостью с акцентом
на социальное образование. 23
2.3 Зарубежный и отечественный опыт деятельности по
профилактике компьютерной зависимости у несовершеннолетних. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34
Введение:
Действительно, сегодня
практически все сферы жизни и отрасли экономики нельзя представить без
информационных технологий. В современное время большое значение в жизни
подростков играют компьютерные игры. Конечно, подрастающее поколение должно
идти в ногу со временем, осваивая новые технологии. Однако необходимо обратить
внимание, что кроме положительных результатов развития компьютерных и
информационных технологий, общество начинает ощущать негативные последствия
воздействия компьютерных игр на молодое поколение.
Компьютерная зависимость
у несовершеннолетних детей является достаточно распространенной проблемой на
сегодняшний день не только в нашей стране, но и во всем мире. Законные
представители, родители, специалисты в области педагогики и психологии буквально
бьют тревогу о том, что дети пытаются отвлечься от реальности, погрузившись в
виртуальность. Без сомнения, важно отметить и положительные стороны
использования компьютера в деятельности – он является бесценным источником информации,
учебного материала. Его можно рассматривать как источник, развивающий потенциал
ребенка, например, посредством логических игр и различных головоломок дети развивают
такие качества, позволяющие легко анализировать информацию, находить причинно-следственные
связи и многое другое. Благодаря общению в социальных сетях происходит
формирование и развитие коммуникативных навыков.
Однако все перечисленные
возможности компьютера имеют негативную сторону, которая проявляется в зависимости
несовершеннолетних детей от компьютера. Ввиду своих возрастных особенностей, несовершеннолетние
больше всего подвергаются развитию психологических расстройств, связанных с Интернет-зависимостью,
которая в первую очередь, проявляется
либо зависимостью от социальных сетей, либо зависимостью от компьютерных игр.
Актуальность данной
работы заключается в необходимости организации профилактической работы от компьютерной
зависимости среди несовершеннолетних детей. При этом необходимо помнить, что первичная
профилактика должна оказывать воздействие не только на личность
несовершеннолетнего, но и на те сферы, где реализуется его жизнедеятельность, в
частности, семья, школа, досуговые центры. С этой целью организуется четкая и систематическая
работа в области профилактики компьютерной зависимости.
Целью данной работы
заключается в обосновании профилактической работы компьютерной зависимости у несовершеннолетних
детей.
Объект исследования: компьютерная
зависимость несовершеннолетних детей.
Предмет исследования:
профилактика компьютерной зависимости у несовершеннолетних.
Для достижения цели были
определены следующие задачи:
— изучить особенности,
причины и последствия компьютерной зависимости у несовершеннолетних детей;
— проанализировать статистические
данные по распространенности компьютерной зависимости;
— выявить формы и
средства профилактики компьютерной зависимости;
— описать зарубежный и
отечественный опыт деятельности по профилактике компьютерной зависимости у
несовершеннолетних.
При написании работы
использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение литературы
по теме исследования), практические (сравнение данных).
Структура работы включает
введение, две главы, состоящие из параграфов, заключение и списка
использованных источников.
Заключение:
Таким образом, в ходе
написания работы, было выяснено, что компьютерная зависимость
несовершеннолетних представляет одну из форм психологической зависимости, проявляющаяся
у молодого поколения как навязчивое увлечении социальными сетями и
интернет-играми. Рассматриваемое в работе явление широко распространилось в
конце XX века в европейских странах, США, и на сегодняшний день приобретает
популярность в нашей стране.
Самым
подверженным компьютерной зависимости возрастным периодом считается именно подростковый
возраст, поскольку в данном возрасте дети наиболее восприимчивы к изменения в
обществе, семье и окружении. Достаточно низкий уровень
социально-психологической адаптации, проблемы в общении и отношениях с
окружающими, отсутствие навыков самоконтроля, а порою семейные неурядицы способствуют
тому, что дети начинают «прятаться» от проблем в нереальном мире. В связи с
этим эффективнее всего организовывать профилактические мероприятия уже с дошкольного
возраста.
Даже
ввиду большого внимания к проблеме компьютерной зависимости на данный момент не
имеется четко разработанных технологий, позволяющих вести профилактическую
работу и координировать данную проблему. В большинстве случаев организовано
применение таких методов, которые были ранее разработаны для других видов
зависимостей. Огромную роль в профилактической работе играет социально-педагогическая
деятельность с несовершеннолетними, страдающие в большей мере от игровой зависимости.
Данная работа содержит в себя комплекс профилактических и реабилитационных мер,
которые реализуются путем организации различных индивидуальных и групповых форм
работы, используя следующие методы: лекция, беседы, диспуты, ролевые игры,
убеждения, тренинги, разнообразные упражнения, коррекционные ситуации,
психотерапевтические ситуации и прочее.
Фрагмент текста работы:
Понятие, виды и формы компьютерной зависимости
Термин «зависимость»
определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На
сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам
(токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.
Компьютерная зависимость
– психологическое, неврологическое, психоневрологическое расстройство,
связанное с нарушением функциональности мозга.
Компьютерная зависимость
– это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за
компьютером.[1]
Из приведенных выше
определений можно сделать вывод, что компьютерная зависимость — это одна из
форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом
увлечении компьютером. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX
века в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в
России.
Компьютерная зависимость
— пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к
резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с
другими людьми.
Компьютерная зависимость
– это навязчивое стремление уйти от повседневной жизни, забот и проблем в
виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное состояние[2]. Компьютерная зависимость
— это, прежде всего психологическая зависимость от виртуальной среды.
Подробнее следует
остановиться на описании компьютерной зависимости.
С каждым годом на рынке
появляется множество обучающих компьютерных программ, ориентированных на
дошкольников и детей школьного возраста. Данные программы помогают ребёнку познать
весь механизм работы компьютера, в итоге у него исчезает страх освоения новейших
технологий, поэтому именно в раннем возрасте появляется возможность формирования психологической
зависимости.
Ц.П. Короленко характеризует
аддиктивное поведение как «стремление ухода от реальности посредством изменения
своего психического состояния»[3].
К основным типам
компьютерной зависимости относят зависимость от Интернета и зависимость от
компьютерных игр. Впервые в 1996 году
доктор А. Голдберг ввел понятие «Интернет-зависимость», понимая под чрезмерное
увлечение Интернетом. Действительно, ребёнок использует практически все сайты,
играя в онлайн-игры либо не покидая социальные сети буквально часами.
Зависимость от
компьютерных игр бывает двух типов в зависимости от типа игр, к которым человек
имеет пристрастие: [1] Янг, К. С. Диагноз –
Интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Internet. — 2008. — №2. – С. 24-29. [2] Энциклопедический словарь по
психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://psychology_pedagogy.academic.ru/ [3] Короленко, Ц.П. Жизненные ловушки
зависимости и созависимости / Короленко, Ц. П., Дмитриева Н. В. – СПб.: Речь. —
2002. – С. 6-16.