Курсовая теория на тему Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
предпосылок письма у дошкольников с ЗПР и современный взгляд на проблему
профилактики дисграфии 6
1.1.
Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР. 6
1.2. Письмо как сложная форма речевой деятельности. 8
1.3. Нарушения
письма. Причины возникновения дисграфии. 12
1.4. Симптоматика, классификация дисграфии и вопросы ее
профилакти. 16
Выводы по первой главе. 18
Глава
2. Организация экспериментального исследования. 19
2.1. Цель, задачи, содержание исследования по выявлению
предпосылок к дисграфии. 19
2.2. Теоретические основы и содержание методики
констатирующего эксперимента. 22
2.3. Анализ результатов исследования 30
Выводы по второй главе. 33
Глава 3. Методические рекомендации по
профилактике дисграфии у дошкольников с ЗПР. 34
3.1. Цель,
задачи и содержание методических рекомендаций. 34
Список литературы. 38
Приложение. 50
Введение:
Актуальность
рассматриваемой проблемы, обусловлена тем, что современные требования
к образованию, ставят перед педагогами задачу научить каждого ребенка самостоятельно
учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов,
активного деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием
является снижение психических и физических нагрузок дошкольников. Ст. 42,
пункт 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273 гласит, что
психолого-педагогическая,
медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе
несовершеннолетним обучающимся.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, пункт 2.2.2 гласит, что дифференциация и осмысление
картины мира детей с задержкой психического развития (ЗПР), заключается в формировании
внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению,
понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.
Многие исследователи, изучающие детей
с ЗПР, отмечали сложность и разнообразие дефекта, затронутость различных сторон
психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский,
У.В. Ульенкова и др.). Исследования психики детей с ЗПР не новы в российской психологии.
Эта проблема привлекла внимание исследователей еще в прошлом веке. Т.А. Власова,
Б.С. Любовский, И.Ф. Марковская, Г.Е. Сухарева, У.В. Ульенкова и др. выявили особенности
познавательной и эмоциональной сфер у детей с ЗПР. В условиях обучения ребенок с
ЗПР впервые начинает осознавать несостоятельность в связи с неудачей. Это приводит
к возникновению и развитию чувства неполноценности, которое он пытается компенсировать
в других сферах. В результате возникают трудности с социально-трудовой адаптацией
во «взрослой» жизни и межличностным взаимодействием. Важно отметить связь трудностей
в межличностном взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем.
Деятельность детей с ЗПР характеризуется
общей дезорганизацией и отсутствием сосредоточенности. Также отмечается слабость
его речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные трудности в процессе
усвоения учебного материала, и определяют необходимость коррекционной работы. Дети
с ЗПР затрудняются адекватно выразить словами выполненные действия и точное выполнение
предложенных речевых инструкций. Это приводит к тому, что дети продолжают совершать
предыдущие ошибки. Их интерес к заданию быстро исчезает, особенно когда возникают
трудности в работе, которые они не стремятся преодолеть. Письмо может нарушаться
при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных,
височных и затылочных отделов. Каждая из упомянутых зон коры обеспечивает определенные
условия, необходимые для протекания акта письма. Кроме этих зон, каждая из которых
обеспечивает модально-специфические условия протекания письма, лобные доли мозга
обеспечивают общую организацию письма как сложной речевой деятельности. Они создают
условия для программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью.
Одним их видов нарушения письма является дисграфия. В разное время содержание этого термина определялось учеными
по разному. Так, согласно определению Р.И. Лалаевой (1997) «дисграфия – это частичное специфическое нарушение
процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью
высших психических функций, участвующих в процессе письма».
Объект исследования: формирование письма у дошкольников с ЗПР.
Предмет
исследования: особенности формирования письма у детей с
ЗПР.
Цель
исследования: создание методических рекомендаций по
профилактической логопедической работе, направленной на обеспечение готовности старших
дошкольников с ЗПР к овладению письмом.
Гипотеза — у дошкольников с ЗПР в структуре дефекта
наблюдается несформированность ряда речевых и неречевых психических функций. Направленная
работа по их формированию, осуществляемая на основе принципа дифференцированного
подхода, будет содействовать профилактике нарушений письма у детей данной категории.
Задачи
исследования:
1. Изучить методическую и психологическую
литературу по данной теме;
2. Определить методику констатирующего эксперимента;
3. Провести экспериментальное исследование
речевых и неречевых функций у дошкольников;
4. Проанализировать особенности сформированности
предпосылок к овладению письма у дошкольников с ЗПР и выявление среди них групп
риска по возникновению дисграфии;
5. Разработать методические рекомендации
по профилактике дисграфии с учетом выявленных особенностей.
Методы
исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической
и специальной литературы по проблеме исследования); организационные (сравнительный,
комплексный); эмпирические (педагогический эксперимент).
В
ходе обследования использовались следующие методы (классификация Ананьева Б.Г.):
Организационный
метод (комплексный метод,
который предполагал разностороннее исследование группы испытуемых с помощью
различных методов);
Эмпирический
метод (наблюдение, беседа, анализ документации);
К
группе методов обработки данных относятся
количественный и качественный анализ.
Заключение:
Среди причин, вызывающих дисграфию, выделяются: обусловленная
вредными воздействиями или наследственной предрасположенностью задержка в формировании
важных для письма функциональных систем; нарушения устной речи органического генеза;
трудности становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий (латерализации);
задержка в осознании ребенком схемы тела. Дисграфия может быть следствием нарушения
восприятия пространства и времени, а также — анализа и воспроизведения пространственной
и временной последовательности. Спровоцировать ее появление могут аффективные расстройства.
Приступая к обследованию необходимо ознакомиться с историей
развития ребенка, с данными, представленными медицинскими специалистами. Ряд авторов
в своих источниках уделяют большое внимание на профилактические меры по предупреждению
дисграфии в период до рождения ребенка. Поэтому важно при встрече с родителями выяснить
их образ жизни, наличие вредных привычек, профессиональных вредностей, врожденных,
наследственных заболеваний. В данной работе дополнительно предлагаются критерии
по оценке влияния здоровья женщины в период беременности, родов на здоровье ребенка
и его дальнейшее развитие, а так же дана оценка психосоматического здоровья ребенка
до 1 года, до 3 лет. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи
с психикой ребенка.
Поэтому нарушение таких психических процессов, как восприятие,
внимание, память, мышление могут непосредственно вызвать ту или иную речевую патологию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования предпосылок письма у дошкольников
с ЗПР и современный взгляд на проблему профилактики дисграфии 1.1. Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР
ЗПР — это отставание общего темпа психического
развития от принятых норм у детей определенного возраста. Детей определяют в отдельную
категорию исходя из состояния эмоционально-волевой сферы, способности к учебно-познавательной
деятельности. Синдром задержки психического развития ребенка ощущается во многих
сферах жизни — общении, трудовой деятельности, творчестве. ЗПР бывает временным
или постоянным. Зависит от социума, в котором ребенок находился до прихода в детское
учебное заведение. В отличие от умственной отсталости ЗПР поддается коррекции, педагогическому
воздействию, вплоть до полного исчезновения синдрома [45].
Детей с задержкой психического развития
условно делят на 4 группы:
1. Тип задержки конституциональный. Взрослые дети
имеют детские черты лица и манеру поведения, небольшой рост. Эмоциональное развитие
находится на начальном уровне. Свойственны бурные всплески эмоций, перепады настроения.
Игра — основной любимый вид деятельности, даже в школьном возрасте.
2. Тип ЗПР — соматогенный. Связан с перенесенными
тяжелыми заболеваниями в младшем возрасте. Это аллергические проявления, болезни
пищеварительного тракта или обмена веществ, сердечно-сосудистые аномалии, болезни
почек, тяжелые неполадки в работе дыхательной системы. Данный случай считается временным,
не связан с неполадками работы нервной системы.
3. Тип задержки — психогенный. ЗПР связана с неблагоприятными
условиями воспитания, психической травмой, пережитой в раннем детстве, которая эмоционально
запечатлелась в мозгу.
4. Тип задержки психического развития объясняется
родовой травмой, внутриутробным воздействием ядов, токсинов, вирусов, бактерий.
Церебрально-органический тип встречается
чаще всего. Здесь имеет место стойкое поражение нервной системы, слабо поддающееся
коррекции и лечению [18].