Курсовая теория на тему Профилактическая социально-педагогическая программа «Предупреждение девиантного поведения старших дошкольников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Девиантное поведение и психологические особенности старших дошкольников 5
1.1. Понятие и причины девиантного поведения 5
1.2. Психологические особенности старших дошкольников 10
Глава 2. Девиантное поведение дошкольников и социально-педагогическая программа «Предупреждение девиантного поведения старших дошкольников» 16
2.1. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста 16
2.2. Профилактическая программа «Предупреждение девиантного поведения старших дошкольников» 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что старший дошкольный возраст является интенсивной стадией психологического развития и частым проявлением девиантного поведения. В этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от улучшения психофизиологических функций и заканчивая личным появлением новообразований [1].
В этом возрасте происходит первоначальное формирование этических институтов и нравственных чувств ребенка, когда он начинает изучать основные правила взаимоотношений между людьми и может оценивать их действия.
Важную роль в формировании нравственных чувств ребенка играет взрослый человек, который является образцом для подражания, прямо или косвенно влияет на развитие личности дошкольника и его психологическое здоровье [14]. Возраст «во многих описаниях и классификациях состоит из двух дошкольных и начальных классов».
В целом, к концу дошкольного возраста ребенок уже представляет в некотором смысле сформированного человека. Он хорошо осознает свою сексуальную идентичность, находит место в пространстве и времени. Он сосредоточен на семейных и родственных отношениях и способен строить отношения со взрослыми и сверстниками: обладает навыками самоконтроля, способен подчиняться обстоятельствам, быть амбициозным в своих желаниях.
У такого ребенка появилось отражение. Поскольку важнейшими достижениями в развитии личности ребенка является преобладание у него чувств над мотивом «хочу».
Дошкольный возраст — это период, когда интенсивно развивающиеся когнитивные процессы выходят на новый уровень межличностного общения. Некоторые авторы называют это навязчивым для высокого онтогенетического потенциала развития.
Это период освоения социального пространства человеческих отношений посредством общения с близкими взрослыми, а также через выстраивание отношений со сверстниками в игровой и производительной деятельности.
Односторонность внимания педагогов, психологов, методистов и исследователей к развитию познавательных процессов приводит к значительному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. Напротив, можно утверждать, что целенаправленное развитие эмоциональной сферы способствует развитию личности в целом и ее способности к познавательной деятельности в частности.
Объект исследования – старшие дошкольники.
Предмет исследования – девиантное поведение старших дошкольников и его профилактика.
Цель работы – разработка программы профилактики девиантного поведения старших дошкольников.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить феномен нарушения поведения дошкольников в психологической науке;
ознакомиться с классификацией и типами поведенческих расстройств дошкольников;
определить специфику проявлений агрессивного поведения дошкольников;
разработать профилактические меры детской агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.
Заключение:
Психологические исследования показывают, что большинство детей сталкиваются с разными проблемами и трудностями, в том числе нарушение поведения занимает одно из ведущих мест [9, с. 23].
Однако в психологической литературе нет единого определения понятия «расстройства поведения» у детей.
Специалисты большей части гуманитарных наук — биологи, антропологи, генетики, психологи, социологи, юристы, криминологи, психиатры, занимаются изучением нарушений поведения.
Все это приводит к тому, что один и тот же термин может иметь совершенно разные значения в разных науках.
Одним из видов нарушения поведения дошкольника является агрессивное поведение.
Необходимость целенаправленного педагогического воздействия на поведение и деятельность заключенных совместными усилиями детского сада, семьи и полноценного использования потенциала общества как активного субъекта образовательного процесса.
Одной из основных задач педагогического состава ДОУ по профилактике агрессии дошкольников является создание здоровой личности, социальной адаптации к постоянно меняющимся условиям окружающей среды (устранение деструктивных форм детской агрессии и формирование механизмов саморегулирования, согласно принятые социальные нормы).
Поэтому важно научить ребенка контролировать свои собственные агрессивные побуждения или их выражение социально приемлемыми способами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Девиантное поведение и психологические особенности старших дошкольников
1.1. Понятие и причины девиантного поведения
Расстройства поведения — понятие неоднозначно ни в терминологии, ни в содержании термина, ни в его отношении к так называемому нормальному поведению.
Терминология в отношении «дисфункционального поведения» часто рассматривается как синоним фраз «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «ребенок с нарушениями в эмоциональной сфере», «девиантное поведение», «девиантное поведение», «делинквентное поведение» «незаконное, преступное, преступное поведение» и т. д. Но эти два термина являются односторонней информацией: домашняя (проблемный ребенок), право (преступное поведение) и т. д.
Нарушения поведения — это отклонение от нормы наблюдаемых извне действий, реализующих импульс человека. Они могут появляться в практических действиях (реальное нарушение поведения) и высказываниях (словесные / поведенческие расстройства).
В Международной классификации заболеваний (МКБ-10) расстройство поведения определяется как расстройство, характеризующееся стойким диссоциальным, агрессивным поведением, проявляющимся в:
• чрезмерные боевые действия и хулиганство;
• жестокое обращение с людьми и животными;
• умышленный и значительный ущерб имуществу, поджог;
• воровство, обман;
• прогул в школе и выход из дома;
• необычные и частые вспышки гнева;
• вызывающее провокационное поведение;
• откровенное постоянное непослушание.
Существуют разные основания для классификации расстройств поведения. С точки зрения социальной направленности различают: социализированное антиобщественное поведение и социализированное агрессивное поведение.
С точки зрения деструктивной направленности различают следующие виды расстройств поведения: одиночные:
• агрессивный тип;
• группа агрессивного типа;
• поведенческие расстройства в виде непослушания;
• непослушание.
В. Т. Кондрашенко выделяет нарушения поведения, в том числе ненормальное поведение здорового человека (девиантное поведение) и нарушения поведения при психоневрологических заболеваниях (больше пространства). Расстройства поведения при психических заболеваниях подразделяются на психические (расстройства личности, умственная отсталость, психоневрологические расстройства) и психотические (шизофрения, эпилепсия, реактивный психоз и т.д.).Девиантное поведение — это система действий, отклоняющаяся от принятых или подразумеваемых правил (психическое здоровье, закон, культура, мораль).
Девиантное поведение можно выразить в виде:
• действие (поразить лицо);
• деятельность (постоянная деятельность по вымогательству или проституции);
• образ жизни (преступный образ жизни организатора мафиозных группировок, хищная банда в сообществе фальшивомонетчиков).
В зависимости, во-первых, от степени вреда интересам личности, социальной группы, общества в целом и, во-вторых, от типа нарушения правил, можно выделить следующие основные типы девиантного поведения:
1. Разрушительное поведение, причиняющее вред только личности и общепринятым социальным и моральным нормам накопления, конформизма, мазохизма и т.д.