Курсовая теория на тему Профессиональные задачи педагога :понятие, классификация ,решение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Ценность профессии учитель в современной школе 4
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты изучения профессиональной деятельности педагога, его задач, функций и умений 9
2.1 Основные черты, функции современного учителя 9
2.2 Сущность педагогической задачи 13
2.3 Виды педагогических задач 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
Современный учитель – инновационная личность, которая стремится идти степень в степень с научно-техническим прогрессом и новинками в методах преподавания. Главная цель его работы – воспитать творческих личностей (причем творчество имеет место не только в изобразительном искусстве, музыке, хореографии и тому подобное, но и в точных науках, развить способности учащихся, их возможности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению. Хороший преподаватель должен быть одновременно и психологом, чтобы выявить одаренность детей, создать благоприятные условия для ее применения, найти эффективные способы преподавания, используя при этом индивидуальный «ключ» к каждому из учеников. Таким образом, только комплексный подход может ожидать успех, который воплощается в воспитании талантливой и здоровой молодежи.
Педагогическое мастерство — высокое искусство воспитания и обучения, постоянно совершенствуется, доступное каждому педагогу, который работает по призванию и любит детей. Под педагогическим мастерством понимается комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Быть мастером педагогического дела — это значит иметь исходную позицию, которая является личностно гуманной, быть яркой личностью, мудрым, отзывчивым, доброжелательным и принципиальным человеком, первоисследователь теоретических рекомендаций, который может их убедительно доказать или опровергнуть. Его творчество может обогатить педагогическую науку и практику новыми выводами, дать начало новым идеям и подходам.
Проблема педагогических задач, функций и умений, их содержательного и функционального наполнения всегда вызывала интерес и была предметом изучения многих представителей психолого-педагогической науки, таких как Н.А.Асташова, А.Г.Асмолов, В.А.Адольф, Л.А.Байоква, С.А.Бодров, С.Демиденко, Ч.И.Ильдарханова, Т.Б.Ильина, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, А.Маслоу, Е.И.Рогов, С.Г.Саблина, Н.В.Санжировская, С.В.Сергеева, В.Я.Синенко, В.А.Сластенин и многие другие.
Чтобы соответствовать требованиям общества, школа должна измениться, а двигателем ее изменений является учитель, который обязан успеть среагировать на факторы обновления. Изменения в науке, культуре, политике и экономике диктуют необходимость изменений в профессиональном образовании, на которую возложена ответственность за подготовку высококвалифицированных кадров. Однако практика показывает, что наше образование, культура и общество в целом на настоящее время испытывают дефицит духовности, нравственности и глубины профессионализма во всех отраслях.
Объект исследования: педагог как субъект педагогической деятельности.
Предмет исследования: профессионально-педагогическая деятельность педагога.
Цель исследования: изучить особенности педагогических задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть ценность профессии учитель в современной школе;
— проанализировать основные черты, функции современного учителя;
— дать понятие профессиональным задачам;
— изучить профессиональные задачи педагога.
Методы исследования: Для реализации указанной цели были использованы теоретические (анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования).
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Объем работы: 28 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 24 источника.
Заключение:
Итак, проведенное исследование показало, что в нынешнем времени-пространстве в педагоге ценится, не умение вложить как можно больше фактов в головы как можно большего числа детей, а его человечность, эмоциональная и моральная культура. Именно личностные качества обусловливают качество и успешность выполнения педагогом своих функций. На предпочтение личностных качеств над технически-рациональными в педагогической деятельности указывают и современные исследователи.
Педагог должен быть человеком с высоким уровнем профессиональной культуры, которая проявляется в способности находить удовольствие в труде; творческой деятельности, направленной на формирование личности ученика; овладении культурным наследием, в личных моральных качествах.
Педагог должен стремиться к духовному обогащению учащихся, уважать неисчерпаемость и уникальность каждой человеческой личности, организовывать педагогический процесс как духовное взаимодействие в условиях психологического комфорта, интеллектуального сотрудничества, сотворчества, диалоговой культуры, сочетать педагогику влияния с педагогикой взаимодействия и фасилитации, что обеспечивают взаимообогащение, гармоничное развитие и саморазвитие субъектов педагогического воздействия.
Профессиональные знания углубляют, направляют и организуют индивидуальный опыт педагога, помогают осмыслить его в системе социального опыта, открывают возможности для его совершенствования и развития.
Профессиональные требования педагогического работника постоянно пересматриваются и усложняются, что является насущной потребностью времени. Педагогический работник воспринимает профессиональные требования как нормы профессиональной деятельности, они осознаются им в виде обычного, общепризнанного обязательного порядка, который обобщается сводом правил, что является руководством к действиям.
Профессиональные качества отражают единство профессионального и личностного компонентов педагогической деятельности. Учет и прогнозирование их влияния является необходимым условием успешности педагогической деятельности.
Опыт показывает, что педагогическая деятельность, ориентированная на педагога, приводит к догматизму, ориентирует его на оценивающую и контролирующую функцию. И наоборот, деятельность, ориентированная на ученика, делегирует педагогу, прежде всего, развивающие функции.
В заключении хотелось бы отметить, что в процессе подготовки данной работы использовался большой объем научной литературы, решено большинство вопросов, возникших после выбора темы, и в целом данная работа может послужить маленьким научным трудом для каждого заинтересованного человека
Отметим, что результаты наших исследований не могут считаться исчерпывающими, учитывая ограниченные рамки данной работы.
В связи с этим становятся еще более актуальными серьезные научные исследования в данном направлении.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Ценность профессии учитель в современной школе
Испокон веков и до скончания времен педагоги востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием. Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни.
Учитель должен понимать всю ответственность, которая лежит на его плечах. Ответственность за то, какими дети выйдут с его урока, захотят ли вернуться вместе с ним в далекие времена. А что они с собой унесут на своих губах, в своих чутких и еще таких хрупких душах? Наполнится ли их мир ароматом времени, которое изучается на уроке? Эти вопросы всегда должны волновать учителя. Какие использовать технологии, чтобы достучаться до их сознания, чтобы они открыли ему свои мысли, чувства? И, наконец, какой ему быть личностью, каким человеком, каким педагогом?
Быть педагогом не так уж просто, и дано не каждому. Недостаточно просто знать предмет, который преподаешь, важно, чтобы ты мог донести его до детей так, чтобы они поняли, о чем речь. Так же важно, чтобы педагог умел заинтересовать и доказать важность. А еще он должен уметь найти подход к каждому из учеников, ведь все они уникальны по-своему и если педагог и ученик не ладят, то и данный предмет ребенок учить не будет .
Независимо от того, где находится учитель, атмосфера вокруг него – это отпечаток его индивидуальности. Молодой учитель — вчерашний студент, который переступил порог школы. И теперь кем она для него станет – ласковой мамой, сердитым мачехой, зависит от него.
Современный учитель – это талантливая, неординарная, многогранная личность, которая может повести за собой детей, заинтересовать их учебой. Настоящий специалист-учитель должен глубоко осмыслить те большие и ответственные задачи, которые на него возложены, всю ту сложность профессии педагога. Ведь родители, государство доверяют ему самое ценное сокровище мира – ребенка, человека, свою надежду, свое будущее .
И главной задачей любого учителя должно стать обеспечение высокого качества образования и воспитания, творческого развития каждой личности. А это потребует постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости и, самое главное, любви к детям.
Но сможет ли достойно справиться педагог с такими большими и ответственными задачами? Конечно, многое зависит от самого специалиста. Но не все. Не только хорошая профессиональная подготовка и личные качества определяют результат учительского труда.
Следовательно, вхождение молодых учителей в сложный мир школьной жизни, их успешная профессиональная деятельность в значительной степени зависит от того, в какой коллектив попадет учитель, как его встретят, какие условия труда и быта им создадут, какой заботой их окружат, какую методическую помощь будут оказывать, как будут стимулировать к проявлению инициативы, творчества.
Поэтому в работе школы очень важным является разработка оптимальной эффективной системы работы с учителями, которая бы имела творческий характер, способствовала профессиональному становлению начинающих и закреплению их в учебных заведениях.
Больше всего учителям помогают в работе общешкольные мероприятия: нетрадиционные педсоветы, метод объединения, заседания психолого-педагогического семинара, деловые, ролевые игры, школа учителя, общение с коллегами, консультации наставников, посещение уроков опытных учителей.
Современной школе нужен, во-первых, учитель-профессионал, который является творческой личностью, способной к самообучению, самосовершенствованию и саморазвитию.
Во-вторых, учитель-исследователь, который постоянно ищет, анализирует, апробирует наиболее рациональные пути, условия, методы, средства, формы эффективного решения конкретных задач образования, обучения и воспитания. Поэтому задача школы — вырастить такого молодого специалиста, помочь ему достичь высокого уровня профессионального мастерства.
Ценность педагогической профессии в последние годы несколько нивелируется, особенно это заметно в России. Но кто виноват? Учителя или родители? Пока этот вопрос остается неясным, поскольку никто не хочет признавать свою несостоятельность. Одно можно сказать наверняка — учителя стараются изо всех сил. Они стараются воспитывать малышей, стараются вкладывать в их головы знания, но часто получается, что детям это не нужно. Гораздо интереснее во время урока посидеть со смартфоном и поиграть в игры, которые отвлекают ребенка так, что он перестает успевать выполнять задание. С другой стороны, проблема со стороны родителей очевидна. В современном мире оба родителя должны очень много работать, чтобы семья могла жить в хорошей квартире, отдыхать за границей и получать другие льготы. Именно поэтому родители уделяют меньше внимания воспитанию детей, пытаются переложить эту заботу на плечи воспитателей в детском саду и учителя в школе .
Однако даже при таком отношении работа учителем остается достаточно популярной, ведь молодежь пытается выбрать будущую профессию по призванию. Следует отметить, что сфера образования очень обширна. Она включает психологию, педагогику, методы коррекционной работы с тяжелыми или больными детьми. Конечно, учителя разные. Долгое время принцип, существовавший во времена Советского Союза, не соблюдался. Учитель уже не всегда прав, частично этот авторитет попирается и родителями, которые учат ребенка мыслить чуть более критично, чем это было раньше. Кроме того, современные психологи советуют родителям всегда быть на стороне ребенка в случае возникновения конфликтов в школьной среде.
Из-за этого дети верят в свою собственную праведность, которая может просто отсутствовать, поэтому они творят беспредел.
Для того, чтобы учителя уважали и к нему тянулись ученики и родители, учитель должен быть, прежде всего, высокообразованной, компетентной личностью, которая знает больше, видит дальше, расширяет мировоззренческие горизонты ученика и может научить его чему-то такому, что не сможет сделать другой. Между тем, современный ученик больше узнает о мире из Интернета, чем из рассказа учителя. А должно быть наоборот. Для этого педагогические университеты должны радикально пересмотреть учебные планы, изменить соотношения в них теоретического и практического (опытного) материала. Студент педагогического вуза должен выйти за пределы Интернета — глубоко освоить его возможности и заглянуть за горизонт. Для этого он должен стать исследователем, а педагогический университет — исследовательским университетом.
Реалистом педагог становится после 5-7 лет работы в школе. И то не всегда. А надо, чтобы было наоборот: выпускник педвуза должен идти в школу, вооруженный не только новейшими знаниями, владеть не только общественно необходимыми компетенциями, но и глобальным социальным опытом, из которого черпаются все наши мечты о перспективе, мотивация к деятельности .
Еще одной составляющей обновления педагогического процесса должны стать инновации в личность будущего педагога. Новый учитель должен быть носителем высокой культуры, проводником национальных и общечеловеческих ценностей, обладать качествами, которые привлекают молодежь. Его главными характеристиками должны стать демократизм и открытость, способность к диалогическому общению (в том числе и в социальных сетях). Учитель должен открыть ребенку противоречивый мир рыночных отношений, стать проводником здорового образа жизни, иметь собственно развитые творческие и спортивные победы, а главное он должен любить ребенка.
Быть мастером педагогического дела — это значит иметь исходную позицию, которая является личностно гуманной, быть яркой личностью, мудрым, отзывчивым, доброжелательным и принципиальным человеком, первоисследователь теоретических рекомендаций, который может их убедительно доказать или опровергнуть . Его творчество может обогатить педагогическую науку и практику новыми выводами, дать начало новым идеям и подходам.
Учителем быть очень трудно — хочет он того или нет, он всегда должен быть примером. Если это образ жизни человека, то роль учителя ему не страшна. Особых качеств, чтобы стать учителем, не нужно. Надо просто любить детей и быть человеком. Быть образцом — для учителя является неписаным законом, и высокие моральные качества у учителя должны быть просто в крови.