Курсовая теория на тему Профессиональные функции и социальная миссия современного педагога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Педагогическая деятельность: сущность и ценностные
характеристики. 5
1.2. Особенности педагогической деятельности. 11
Вывод по первой главе. 17
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЙ
ПЕДАГОГ: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ.. 19
2.1. Понятие
«социальная миссия» педагогической деятельности. 19
2.2. Функции современного педагога,
квалификационно-профессиональные обязанности и роли. 24
Вывод по второй главе. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ. 40
Введение:
Изменения,
происходящие в жизни, демократизация современного общества, с одной стороны,
конкуренция и рыночные отношения – с другой, выдвинули новые требования к
формированию человека, специалиста, гражданина. Ответственность перед обществом
и природой, востребованность и спрос, а не распределение специалистов, товаров,
услуг; профессионализм, а не идеологическая ориентация или партийная
принадлежность; личностное отношение, а не пассивное исполнительство –эти
критерии определили новый взгляд на образование, воспитание и развитие
личности, выдвинули феномен деятельности человека на одно из первых мест в
производственной и социальной жизни общества, в образовании и культуре.
С
деятельностью связано выполнение социального заказа образованию, направленного
на удовлетворение потребности общества в подготовке подрастающих поколений к
труду и социокультурной жизни, в передаче им накопленного социального опыта, в
состав которого, помимо знаний о природе, обществе и производстве, входят
знания о способах различных видов социальной деятельности и способы их
осуществления, а также опыт творчества и опыт эмоционально-чувственных и
ориентационно-ценностных отношений.
Обучение
видам деятельности в отраслях производства и культуры составляет содержание
образования, активная деятельность учащихся – залог успешного обучения и
воспитания на всех уровнях. В деятельности развивается психика человека,
формируются его способности и личностные качества специалиста и гражданина. В
ней же реализуются субъектные функции образования: проявляются инициатива и
ответственность; усиливаются возможности для личностно-профессионального роста,
самоопределения, самореализации, саморазвития растущего человека; развиваются
сущностные силы и способности человека, позволяющие ему выбирать оптимальные
стратегии жизненного пути. Деятельностный подход к организации учебной работы
выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения[1].
Основная
задача, стоящая перед современными педагогами, – это создание условий для
гармоничного развития личности, подготовка подрастающего поколения к труду и
иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно
развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников
и построением правильных взаимоотношений с учеником. При этом педагог должен
оценить результаты деятельности учеников, а также научить их самих выносить
объективную оценку собственной деятельности и действий своих товарищей.
Цель – изучение
профессиональных функций и социальной миссии современного педагога.
Задачи:
— определить сущность и ценностные характеристики
педагогической деятельности;
— выявить особенности педагогической деятельности;
— проанализировать социальную миссию и профессиональные
функции современного педагога.
Объект исследования – педагогическая деятельность.
Предмет исследования – социальная миссия и профессиональные функции
современного педагога.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список использованных
источников. [1] Азбукина, Е. Ю. Особенности деятельности современного
педагога // Вестник ТГПУ. 2009. – № 1. – С. 81–84.
Заключение:
Изменение социально-экономических условий жизни
современного общества, обновление системы образования требуют качественно
нового уровня профессионализма специалистов и, в частности,
специалистов-педагогов, работающих с детьми. В этой связи особое значение
приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых
теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать,
применять и корректировать систему профессиональной деятельности.
Сегодня общество выдвигает принципиально новые требования
к личности и деятельности педагога, одно из них – сформированное его
профессиональное мастерство. Общественное положение, профессиональный престиж
педагога в немалой степени зависят и от него самого: от его жизненной позиции,
человеческих качеств, эрудиции и качества выполняемой им педагогической
деятельности, которая является далеко не простой.
Пристальное внимание к личности педагога, его
профессионально-личностному развитию и деятельности всегда было характерно для
отечественной науки и практики. Работы позволяют судить о существующих в данных
вопросах современных научных позициях.
Педагогическая деятельность – это социально, и личностно
детерминированная деятельность по приобщению человека к жизни общества. Особенностью
данной деятельности является то, что педагог оказывает воспитывающее и
обучающее воздействие на обучающегося, которое направлено на его
интеллектуальное, деятельностное и личностное развитие, тем самым способствуя
саморазвитию и самосовершенствованию ученика.
Чтобы понять миссию и образ современного педагога, стоит
посмотреть в прошлое. Профессия педагога – самая древняя и самая
востребованная. Невозможно представить развитие общества без передачи
накопленных знаний от поколения к поколению. Историческая наука утверждает, что
учителя уже были в древних государствах, таких как Вавилон, Ассирия, Шумер,
примерно за 4 тыс. лет до нашей эры. В Киевской Руси обязанности учителя
совпадали с обязанностями родителя и властителя. Учителей называли мастерами,
подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.
Роль педагога в развитии общества всегда была чрезвычайно
важной. Ведь учитель были носителем не только знаний, передаваемых следующим
поколениям, но и духовным воспитателем, и идеологическим проповедником. В
современном обществе задача педагогов не изменилась. Они так же, как несколько
веков назад, должны нести своим ученикам знания и умения, воспитывать их
сознательными, благоразумными членами общества.
Необходимо отметить, что в последнее время в условиях
реализации новых образовательных стандартов интенсивность труда педагога резко
возросла. Наряду с прежними, появились новые виды профессиональной
деятельности, новые профессиональные обязанности и роли, а также повысились
квалификационные требования к педагогу.
От современного педагога требуются такие умения, как
поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых
технологий; учет в работе специфики особых образовательных потребностей
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и
сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся,
выполнение ими индивидуального проекта; использование возможностей
информационно-коммуникативных технологий, работа с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1.
Педагогическая деятельность: сущность и ценностные характеристики
Педагогическая деятельность в целом и непосредственно
профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован
тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог, по своей сути, – это
связующее звено между поколениями, носитель человеческого, общественного,
исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в
целом, преемственность поколений во многом обусловлены педагогической
деятельностью.
Возникновение педагогической профессии является
объективным, т. к. человеческое общество не могло бы существовать и
развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено
было начинать освоение окружающего мира с начала, без того опыта, который оно
получило.
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда,
передача детям опыта, накопленного предшествующими поколениями, была включена в
трудовую деятельность. Дети с ранних лет участвовали в ней, усваивали знания о
способах деятельности (охота, собирательство и др.), овладевали с помощью
старших различными умениями и навыками. Этим люди отличаются от животных,
которые могут приобретать навыки, но не передают их своим детенышам.
Совершенствование орудий труда позволило добывать больше
пищи, не привлекать к этому больных и старых членов общины, поручив им быть
хранителями огня и присматривать за детьми. Усложнение процессов сознательного
изготовления и применения орудий труда также вызвало необходимость специальной
передачи трудовых умений и навыков. При этом важной обязанностью наиболее
уважаемых и опытных членов общины стала передача мудрости, навыков, подготовка
к жизни подрастающего поколения, привитие норм социальной жизни и обеспечение
их соблюдения. Таким образом, воспитание стало сферой деятельности и сознания
человека.
С момента возникновения педагогической деятельности ее
задачи, меняясь на разных этапах развития общества, были, тем не менее, связаны
с обучением, воспитанием, образованием. Передовые мыслители всех времен
отмечали социальную значимость педагогической деятельности, обучения и
воспитания.
Своеобразие
педагогической деятельности заключается в
том, что ею занимаются практически все люди, выполняя различные социальные
роли: родители и родственники, старшие товарищи и друзья, коллективы, учебные,
производственные и другие группы, руководители, должностные лица и др. Однако
это все непрофессиональная педагогическая деятельность[1].
Предмет
педагогического труда – формирование
человека. Своеобразие субъекта педагогической деятельности (учащегося) состоит
в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от
педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике
(особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли, характера),
что обусловливает изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.
Продукт
труда – это воспитанный, подготовленный
к жизни человек. В целостном педагогическом процессе (воспитательном процессе,
учебном процессе) формируются отдельные качества личности в соответствии в
общей целевой установкой. [1] Введение в педагогическую деятельность. – URL: http://storage.piter.com/upload/contents/978538800657/978538800657_p.pdf
(дата обращения: 30.03.2022)