Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Профессиональная культура современного педагога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы профессиональной культуры педагога 5
1.1. Понятие профессиональной культуры педагога в современных концепциях 5
1.2 Содержание ведущих концепций профессиональной культуры педагога 10
Выводы по 1 главе 13
ГЛАВА 2. Развитие профессиональной культуры педагога в современных условиях 14
2.1 Факторы развития профессиональной культуры педагога 14
2.2 Принципы развития профессиональной культуры педагога 18
Выводы по 2 главе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Необходимость развития профессиональной культуры педагога обусловлена постоянно возрастающими требованиями к уровню общей и специальной подготовки выпускников вузов; сменой общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации.
Назрела необходимость такой общекультурной и профессиональной подготовки специалиста, на основе, которой он сам смог бы достичь высокого уровня развития духовно-нравственной сферы собственной личности, имел бы готовность к целенаправленному систематическому воспитанию подрастающего поколения в указанном направлении.
Задача подготовки педагогов-профессионалов приобретает особую актуальность. Но, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры.
Итак, актуальность исследования проблемы формирование профессиональной культуры педагога мы определяем, учитывая существующие противоречия между желаемым уровнем профессиональной культуры педагогов и недостаточной направленностью воспитательного процесса педагогических ВУЗОВ на ее формирование.
Учитывая это возникает насущная необходимость обратить особое внимание на профессиональную культуру педагога, потому что только учитель высокой профессиональной культуры, эрудированный, образованный специалист, в котором удачно совмещенные индивидуально-психологические и профессионально важные качества, может успешно решать в школе актуальны проблемы современности.
Анализ исследований и публикаций свидетельствует, что одними из первых ученых, которые уделяли внимание формированию личности учителя, были выдающиеся советские педагоги. В трудах А.С. Макаренко, В.О.Сухомлинского, К. Д.Ушинского неоднократно отмечалось, что к числу наиболее значимых качеств учителя входят не только образованность в области предмета преподавания, но и владение педагогическим опытом, тактом, педагогической техникой и мастерством, определенными правилами поведения.
Творческий, исследовательский характер педагогического труда подчеркивали Я.Коменский, И.Песталоцци, А.Достервег. Обзор работ великих педагогов (Сластенин В.А., Чернова Ю. К., Седова Н. С., Пидкасистый П. И., Коваленко Л. А., Зарецкая И. А., Буряк В.К., Асташова Н. А. и др.) показал, что особенности педагогической деятельности, в частности профессиональное творчество, как одно из самых характерных и важнейших ее признаков, была в их поле зрения на сегодняшний день, учитывая инновационные преобразования в образовательном пространстве, проблема формирования профессиональной культуры будущего учителя с целью самосовершенствования своей личности в интеллектуальной и профессиональной сферах требует более широкого теоретического исследования и практического решение.
Проблема исследования состоит в необходимости выявления научных основ развития профессиональной культуры педагога. Актуальность и выявленная проблема исследования позволили определить тему курсовой работы: «Профессиональная культура современного педагога».
Объект исследования – профессиональное развитие педагога.
Предмет исследования – теоретические и методические основы развития профессиональной культуры педагога.
Цель курсовой работы — раскрыть содержание профессиональной культуры педагога.
Задачи исследования:
— анализ разнообразной научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— раскрыть сущность и структуру педагогической культуры;
— изучить факторы развития профессиональной культуры педагога;
— охарактеризовать принципы развития профессиональной культуры педагога.
Методы исследования. Согласно цели и поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретические: анализ научных исследований в области философии, социологии, психологии, профессиональной педагогики и методики профессионального обучение — для определения сути, содержания и структуры профессиональной культуры; структурно-системный анализ – для обеспечения комплексности обоснование концепции развития профессиональной культуры педагогов; синтез и обобщение – для обоснования методологических и методических основ исследования; метод моделирование – для разработки модели и методической системы развития профессиональной культуры; обобщение — для формулировки выводов и рекомендаций по результативности методической системы развития профессиональной культуры педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации материала по заявленной проблеме исследования.
Структура курсовой работы: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников.
Объем курсовой работы: 28 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 22 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В результате решения первой задачи, которая заключалась в анализе разнообразной научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определено, что в научной литературе и педагогической практике значительное внимание уделяется изучению различных видов культуры личности педагога, в частности: эстетической, коммуникативной, научно-исследовательской, дидактической, методической и тому подобное. В то же время, проблема развития профессиональной культуры педагога не получила должного освещения в научных исследованиях.
На основании изучения научной литературы, семантического анализа понятий было установлено, что профессиональная культура педагогов представляет собой сложную социальную характеристику профессионально-педагогической деятельности и основывается на достаточно высоком уровне профессиональной компетентности педагогов, их педагогическому, производственному, технологическому и жизненному опыту.
2. В результате решения второй задачи, которая заключалась в раскрытии сущности и структуры педагогической культуры установлено, что профессиональная культура педагога – это интегративная система профессионально-педагогических знаний, умений, профессионально важных качеств, прогрессивного производственного и педагогического опыта, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности на инновационных началах.
Структуру профессиональной культуры педагога составляют: профессионализм, что характеризуется высоким уровнем профессионально-педагогических знаний, умений, необходимых для проектирования системы профессиональной подготовки; профессионально-педагогическое мастерство, включающее гуманистическую и профессиональную направленность, комплекс профессионально важных качеств, необходимых для осуществления результативной профессионально-педагогической деятельности; личностную культуру, которая служит своеобразной точкой отсчета профессионального и психолого-педагогического роста специалиста.
3. В результате решения третьей задачи, которая заключалась в изучении факторов развития профессиональной культуры педагога, получены следующие выводы.
По мнению О. Киселевой есть объективные факторы (государственная политика в области образования, регулирующая социальный заказ общества к педагогу; организация профессиональной среды с регламентированным содержанием, которого требуют от профессиональных качеств специалиста; культурно-образовательная среда, в которой педагог выступает и как потребитель, и как деятель культуры; непосредственное общение, что обеспечивает условия труда педагога; уровень развития личности на разных этапах педагогической деятельности) и субъективные факторы (психологические особенности взрослого человека; характер освоения и развития профессиональной деятельности).
4. В результате решения четвертой задачи, которая заключалась в характеристике принципов развития профессиональной культуры педагога, получены следующие выводы:
В методической литературе можно выделить основы развития профессиональной культуры педагога: соответствующие принципы, содержание, педагогические условия, модель, критерии и уровни развитости профессиональной культуры.
Доказано, что развитие профессиональной культуры педагога основывается на следующих принципах: общих (научности, гуманизации, непрерывности, динамичности, преемственности и последовательности развития, систематичности); специфических (ценностно-смысловой направленности, культуросообразности, единства общей и профессиональной культуры, проектирования личностной траектории развития, сотворчества, индивидуализации самообразования и саморазвития, инновационного развития, комплексности).
К педагогическим условиям развития профессиональной культуры педагога отнесено: формирование положительной мотивации к профессионально-педагогическому совершенствованию, самосовершенствования и саморазвития; обучение в школе развития профессиональной культуры; развитие субъект-субъектного взаимодействия в системе «наставничество-тьюторство-коучинг».
Выяснено, что все педагогические условия находятся во взаимосвязи, способствуют развитию профессиональной культуры педагога, их целостное введение положительно влияет на совершенствование профессионально-педагогических знаний, умений, профессионально важных качеств.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы профессиональной культуры педагога

1.1. Понятие профессиональной культуры педагога в современных концепциях

Приведем некоторые соображения относительно педагогической культуры педагога, что высказывались выдающимися деятелями культуры, учеными прошлых времен и настоящего.
Известный философ Г. С. Сковорода, имея призвание к педагогическому делу, считал, что воспитатель, а значит, и педагог, должен не только научить находить истину, познавать явления природы, а прежде всего – привить благородные чувства, такие, как любовь, дружба, благодарность.
Педагог О. В. Духнович в произведении «Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских» писал, что педагог «зеркало, в которое молодые юноши, глядя, видят свою процветающую добродетель».
В педагогической теории К. Д. Ушинского центральное место занимает личность педагога. Он подчеркивал: «Учитель… может воспитывать и обучать до тех пор, пока сам работает над своим воспитанием и образованием», «У каждого наставника важно не только умение преподавать, но также характер, непосредственность и убеждения» [5, с.59].
Педагогическое наследие А. С. Макаренко содержит размышления о сущности педагогического таланта. Известный теоретик и практик педагогики считал, что педагог должен быть культурным всякого взгляда: вежливым, опрятным, знакомым с литературой и искусством.
В. О. Сухомлинский связывал понятие «педагогическая культура» с умением ориентироваться в вопросах науки и практики: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интерес к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой» [2, с.85]. Педагог утверждал, что педагогическая культура имеет проявление в постоянном внимании к духовному миру воспитанников.
По определению ученых, педагогическая культура конкретного педагога – проявление общей культуры в условиях педагогического процесса, определяемого как высокий уровень духовного развития педагога и его профессионального мастерства. Структуру педагогической культуры педагога составляют следующие компоненты:
— педагогические знания;
— педагогические чувства и мотивы;
— педагогические убеждения;
— педагогические умения и навыки;
— организаторско-педагогические способности;
— культура общения и педагогический такт.
Каждый из компонентов педагогической культуры удерживает большое количество взаимосвязанных элементов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы