Курсовая теория на тему Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы: на примере творчества А.Н. Островского в 10 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ 6
1.1. Историко-литературный курс в старших классах. Требования ФГОС. 6
1.2. Понятия «проектная деятельность» и «проектирование». Виды проектов 12
1.3. Возможности работы над проектом на уроках литературы при изучении монографической темы 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
Актуальность темы. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из доступных и проверенных способов достижения этой цели является метод проектов.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года, ориентирует педагогов на «формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Проектная деятельность учащихся на уроках литературы позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала. Это интегративный вид деятельности, включающий элементы познавательной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.
Что касается проблемы исследования проектной деятельности учащихся при изучении монографической темы на уроках литературы в старших классах, то здесь важно, чтобы поле учащихся восприятия постоянно совершенствовалось, «заселялось» такими критериями, культурологическими реалиями, которые впоследствии расширяли бы возможности адекватно интерпретировать текст. Задача учителя знакомить учащихся с научной, литературно-критической, художественной интерпретацией таким образом, чтобы в старших классах появился осознанный навык мотивировать своё восприятие художественного текста социальными, историческими, эстетическими причинами.
Цель курсового исследования: изучение особенностей реализации проектной деятельности учащихся при изучении монографической темы: на примере творчества А.Н. Островского в 10 классе.
Объект исследования: изучение монографической темы на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования: организация проектной деятельности учащихся при изучении монографической темы на примере творчества А.Н. Островского в 10 классе.
Гипотеза исследования заключается в следующем: предполагаем, что изучение монографической темы творчества А.Н. Островского в 10 классе становится намного эффективнее в правильной организации проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности в школе при изучении монографической темы;
2. Рассмотреть историко-литературный курс в старших классах, требования ФГОС;
3. Проанализировать понятия «проектная деятельность» и «проектирование», виды проектов
4. Определить возможности работы над проектом на уроках литературы при изучении монографической темы;
5. Показать практические особенности использования проекта как форма изучения монографической темы на примере творчества А.Н. Островского в 10 классе.
Методами исследования явились:
— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— эксперимент, наблюдение в процессе их свободной деятельности и на занятиях;
— качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода статистики.
База исследования: …
Вопросами исследования реализации проектной деятельности учащихся при изучении монографической темы в творчестве писателей в старших классах занимаются такие исследователи, рассматриваемые нами в данной курсовой работе, как: Аминева В. Р., Ахмадишина Л. М., Белова Т. Г., Борисова Р. Г., Брыкова О. В., Дьяченко М. И., Золототрубова Н. Н., Иванова Л. Ф., Иванченко М. А., Калуцкая Е. К., Кальней В. А., Конаржевский Ю. А., Кукушкин В. С., Лавлинский С. П., Ломакина О. Н., Махмутов М. И., Новикова А. И., Пахомова Н. Ю., Савенков А. И., Сиденко А.С., Страхова Н. В., Хуторской, А.В., Юркевич В.С. и др.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, в работе разработаны проекты, направленные на развитие творческого учащихся. Данные проекты могут быть использованы в практической деятельности педагогов.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
1.1. Историко-литературный курс в старших классах. Требования ФГОС
Несомненность возрастающей потребности в концептуальном изучении художественных произведений и писательского творчества в современной науке рассматривается в соответствии с идейно-художественным своеобразием, и велика с точки зрения определенной теоретико-литературной проблемы.
Эффективным методом овладения теорией литературы в школе является интерпретационный подход, допускающий взаимосвязь смысловых элементов той или иной художественной традиции, который используется на стадии изучения и уточнения литературного понятия, включающей его в новую систему связей и применения к новому материалу.
Формирование целостного восприятия литературного произведения у учащихся старших классов должно быть четко обозначенным, а также должно выступать как одно из основных целей изучения мамой литературы.
Исследования в данном направлении отражены как в работах многих ученых в области методики обучения, так и в составленных на их основе федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) .
Дело в том, что целостное восприятие изучаемого художественного произведения в старших классах включает в себя не только органичное сочетание текстового и вербального контакта, эмоционального резонанса, но и глубокое понимание учащимися концепции и самого замысла автора, а также его личных и социальных мотивов, которыми он руководствовался при написания художественного произведения.
Достигается это эвристическим и исследовательским методами на аналитическом этапе урока. Однако главный акцент делать только на эти более поздние этапы не совсем верно, о чем свидетельствует практический опыт преподавания русской словесности.
По мнению педагога М. И. Махмутова, «согласно ФГОС, уже на первых этапах урока, когда происходит постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности учащихся возникает с включением в учебный процесс и того, что входит в методический термин «историко-литературная основа». А именно способы донесения до учащихся исторических реалий периода написания изучаемого произведения и их взаимосвязь с литературным творчеством» .
Всякое литературное произведение есть, прежде всего, «дитя» не только автора, но и времени его создания, несмотря на его безграничность в пространстве и времени. Поэтому четкая постановка темы урока, стимулирование внутреннего интереса, стремление к вовлечению учащихся, их мотивация, что невозможно без включения эмоциональной сферы в учебный процесс, взаимодействие сознания и эмоций учителя и учащихся — все это часто осложняется недостаточным вниманием методиста и учителя к историзму, как к одному из важнейших факторов эмоционально-информационного фона изучения произведений художественной литературы .
В случае с русской литературой предметом изучения являются произведения, написанные чаще всего в судьбоносные, переломные моменты истории России в разные ее периоды. В связи с чем включение элементов истории на разных этапах урока литературы служит установлению непосредственной и постоянной личностно-эмоциональной связи учащегося с литературным произведением .
Так, например, применительно к произведениям прозаиков и поэтов-фронтовиков именно включение краткого исторического экскурса на разных этапах урока делает такую эмоциональную связь и чувство сопричастности основополагающим фактором в воспитании любви к своему стране и народу, неподдельный патриотизм в процессе изучения произведения. Степень активности учащихся на уроке – это степень успешности урока, его планирования, построения и ведения педагогом.
Положение о триединой цели урока (ТЦУ) согласно теории учебно-воспитательных моментов (УВМ) педагога Ю. А. Конаржевского, — является одним из наиболее убедительных «дидактических обоснований включения историко-литературной основы в комплекс эвристического «погружения» учащихся в смысл и атмосферу изучаемого текста» .
Также по исследованиям педагога М. И. Махмутова, «на заключительном этапе урока — этапе рефлексии — предполагается, что учащиеся начнут воспринимать изучаемый текст как законченное произведение» .
Комплексный подход к изучению русской литературы включает планирование этапов урока таким образом, чтобы содержание каждого этапа максимально соответствовало выполнению основного задания, которое звучит, согласно методическим рекомендациям, следующим образом: «Если рассматривать изучение русской литературы как этап подготовки к вступлению во взрослую жизнь, изучающего то или иное жизненное явление, должно основываться на знании истории (времени), понимании основ общественной жизни, быта, норм поведения, обычаев и нравов, культурные традиции и верования, чтобы человек мог объективно судить о происходящих процессах» .
Дело в том, что практический опыт преподавания русской литературы в русских школах полностью подтверждает справедливость такого взгляда на изучение предмета русской литературы, а также на пункты особого внимания при составлении подробного плана урока.
Подобная подготовка включает в себя анализ предыдущих занятий, оценку эффективности как занятий в целом, так и отдельных фрагментов, составляющих целостную учебно-методическую картину.
Критерии такого анализа указаны в работах ведущих специалистов в области дидактики и разработанных на их основе рекомендациях Минобразования и ФАО, а также Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Нужно отметить, что по мнению М.И. Махмутова, «рекомендуемые критерии планирования и оценивания ФГОС основаны на основных этапах урока. Структура уроков основана на определении организации и цели урока» .
Не менее важно, что при непосредственной подготовке и проведении занятий по русской литературе в аспекте историко-литературного курса, согласно данной структуре необходима четкая формулировка темы занятия, что является краеугольным камнем мотивации учебной деятельности учащихся и исходным фактором их взаимодействия с учителем. Такое взаимодействие возможно, как на вербальном, зрительном, так и на эмоциональном уровнях познавательного процесса.