Курсовая теория на тему Проектная деятельность по русскому языку в рамках языкового образования младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы языкового образования младшего
школьника 5
1.1. Сущность языкового образования младшего школьника 5
1.2. Структурные компоненты языкового образования младшего
школьника 8
Выводы по 1 главе 10
Глава 2. Проектная деятельность как средство языкового образования младших школьников 12
2.1. Сущность и задачи проектной деятельности 12
2.2. Специфика применения проектной деятельности на уроках русского языка 16
2.2. Формы организации проектной деятельности на уроках
русского языка 22
Выводы по 2 главе 26
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Одним из главных направлений в начальном образовании является развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей. Немаловажное значение в таком подходе занимает языковое образование младшего школьника.
В последние десятилетия стало модным ссылаться на определение языковой личности, данное Ю. Н. Карауловым, как совокупности «способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью». Это понятие стало базовым в программах языкового образования, представленных в современных УМК, реализующих новые стандарты начального образования.
Суть языкового образования школьника состоит в обогащении уже имеющегося образа мира средствами знаний о языке и в развитии рефлексивных способностей младшего школьника, позволяющих ему осознать себя через язык. Еще Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь» писал о том, что «ребенок, конечно, умеет склонять и спрягать задолго до школы. Задолго до школы он практически владеет всей грамматикой языка». Следовательно, утверждение о том, что ребенок «овладевает речью в процессе изучения», является заведомо ложным. Ученик, приходя в школу, уже имеет собственную концепцию слова, сформированную в его речевом опыте. В этой концепции отражаются элементы языковой картины мира. В процессе познания окружающего мира ребенок вступает в диалог с ним, оперируя элементами знаний с помощью языка, ребенок строит свой собственный языковой образ мира. Язык выступает средством познания мира и самого себя.
В начальной школе изучается достаточное количество учебных предметов, которые направлены на языковое образование младших школьников. Особая роль в этом принадлежит предмету «Русский язык», где рассматриваются различные языковые понятия: фонетические, грамматические, лексические, орфографические, синтаксические. Одной из приоритетных задач урока русского языка является создание необходимых полноценных условий для языкового образования каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Сегодня объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов
ФГОС предусматривает обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно — и социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем. Становление учебно-познавательной деятельности — один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие школьников. Метод проектов — это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании метода проектов для совершенствования уроков русского языка в рамках языкового образования младших школьников. Ведь именно с начальной школы закладываются основы языковых понятий, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности.
Основная проблема работы заключается в определении условий обучения русскому языку на основе метода проектной деятельности в процессе языкового образовании младших школьников.
Цель исследования — выявить специфику использования метода проектов на уроках русского языка и уточнить условия его эффективности языкового образования младших школьников.
Объектом работы является процесс языкового образования младших школьников.
Предметом работы является использование проектной методики на уроках русского языка в рамках языкового образования младших школьников.
Гипотеза исследования: использование метода проектов на уроках русского языка в рамках языкового образования младших школьников будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
наличие выбора темы проекта и форм организации работы;
систематическое развитие навыков проектной деятельности;
различные способы формирования групп;
повышение значения презентационно-оценочного этапа работы и т.д.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить особенности языкового образования младших школьников.
2. Рассмотреть различные подходы к определению метода проектов и перечислить его характерные черты.
3. Определить сущностные характеристики метода проектов.
4. Выявить особенности использования метода проектов на уроках русского языка в рамках языкового образования младших школьников.
В качестве методов исследования были выбраны такие, как теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Как известно, с введением ФГОС в школах реализуется системно-деятельностный подход. В связи с этим возрастает необходимость достижения у учащихся целей личностного, познавательного и социального развития. Для реализации данных достижений необходимо развитие универсальных учебных действий, которые включают в себя формирование компетентностей у учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельностях.
В проектной деятельности также важную роль играет учитель, который направляет детей, дает советы и учит правильно формулировать мысли, цели, задачи, проблемы проекта. Знание и владение учителем информацией о проектной деятельности оказывает большое значение в дальнейшей работе над нею с учащимися.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что проектная деятельность на уроках повышает мотивацию учащихся при изучении русского языка, повышает творческий интерес учащихся к учебному процессу; развивает активность учащихся, которая подталкивает их к самостоятельности.
Проанализирована литература зарубежных и отечественных ученых и педагогов по организации проектной деятельности в начальной школе; изучена классификация, этапы, формы и методы работы над проектной деятельностью. При анализе было выявлено, что данная проблема недостаточно широко представлена в научной и методической литературе;
Раскрыта сущность понятия проектная деятельность. Проектная деятельность состоит в умениях самостоятельно добывать, анализировать информацию, развивать творческие способности учащихся. Немаловажно ученикам научиться коллективной и парной работам. Умение слушать, слышать, доносить и доказывать личную точку зрения играет большую роль в обучении детей.
Обоснована возможность и необходимость применения метода проектов на уроках русского языка в начальной школе. Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Теоретическая значимость данной работы заключается в теоретическом обосновании проблемы, указанной в теме исследования. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала по теме исследования учителями начальной школы, а также студентами педагогических специальностей.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы языкового образования младшего школьника
1.1. Сущность языкового образования младшего школьника
Языковое образование школьника представляет собой, по определению Т. Г. Рамзаевой, «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа — носителя данного языка» [21].
Характеристика языкового образования как процесса включает определение целей и задач обучения языку, содержания, методов и организационных форм обучения, выделение методических условий достижения поставленных целей. Цели и задачи языкового образования на любой ступени определяются основными функциями языка — коммуникативной (средство общения) и когнитивной (средство познания). Русский язык является предметом изучения и обучения ему (ученики должны узнать об устройстве языка и научиться пользоваться языком), средством изучения всех учебных дисциплин (ученики пользуются освоенными языковыми навыками в процессе обучения любому предмету).
Полноценное овладение коммуникативном функцией языка, развитие способности к использованию языковых средств в соответствии с задачами и условиями общения — главная цель обучения русскому (родному) языку в школе. Этой целью обусловлено выделение в содержании языкового образования следующих компонентов:
— языковая система — совокупность лингвистических знаний в виде понятий, сведений, правил, а также формируемые на основе знаний языковые умения;
— речевая деятельность как реализация языка, включающая процессы чтения, письма, слушания, говорения;
— речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала;
— способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общучебных умений;
— культура речевого поведения;
— культура народа — носителя языка [12].
Языковое образование на начальной ступени школы – характеризуется особенностями, которые проявляются во всех ею составляющих: содержании, методах и формах обучения. Процесс овладения языком при переходе ребенка к школьному обучению вступает в качественно новую стадию: ребенок впервые осознает язык как предмет изучения, начинает учиться читать и писать, знакомится с новыми сферами использования языка, получает представление о литературном языке и его нормах, начинает овладевать научной и деловой речью. Все эти особенности учитываются в содержании курса русского языка, в разработке методов обучения грамоте, чтению и письму, методических условий формирования языковых понятий [15].
Обучение русскому языку в начальной школе ведется по трем основным содержательным линиям. Во-первых, осуществляется целенаправленная работа по развитию речи детей: совершенствуются их произносительные навыки, обогащается и уточняется словарный запас, развивается умение правильно строить предложение, формируются навыки, необходимые для восприятия и создания связного высказывания, осваиваются правила речевого поведения в определенных ситуациях общения. Во-вторых, проводится работа по формированию и совершенствованию навыков чтения и письма, без которых невозможно овладение письменной речью: младшие школьники должны научиться правильно, достаточно быстро и осознанно читать, а также разборчиво и грамотно писать [17].
И развитие речи школьников, и обучение их грамотном}- письму требуют определенной базы лингвистических знаний и умений, поэтому третьим важнейшим направлением работы является ознакомление учащихся с основами знаний о системе языка. Учащиеся начальной школы изучают фонетику, лексику, морфемный состав слова, морфологию, синтаксис на доступном им уровне, овладевают умением распознавать языковые единицы разных уровней и характеризовать их (звук, морфему, слово, словосочетание, предложение).
Важно, обучая школьников русскому языку и проводя работу по всем указанным направлениям, создавать условия для формирования у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, понимания его роли в жизни общества и каждого человека, осознания необходимости сохранять его чистоту’ и богатство, для развития интереса к русскому языку и желания познавать его в целях совершенствования своей речи.
Характеристика языкового образования как результата учебно-познавательной деятельности должна определять критерии оценки его успешности. Главным критерием является готовность учащихся «решать практические задачи (грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и т.п.) в учебных ситуациях и применять знания но языку и речеведению в жизненных условиях речевого общения» [12].
Основными принципами построения программ по русскому языку являются:
— функционально-семантический (единицы языка: слово, предложение, текст — рассматриваются с точки зрения их значения и функционирования в речи, общении);
— коммуникативно-деятельностный (обучение языку направлено на овладение умением использовать языковые средства в процессе общения, в содержание входят коммуникативно-речевые умения);
— системно-концентрический (па каждом году обучения в содержании курса представлены все уровни языковой системы во взаимосвязи, знания школьников об этих подсистемах языка постепенно расширяются и углубляются).