Курсовая теория на тему Процессуальные теории мотивации. Общая характеристика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Понятие и сущность мотивации 5
1.2 Роль и значение мотивации персонала 11
2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 13
2.1 Методы и модели мотивации персонала 13
2.2 Процессуальные теории мотивации персонала 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Мотивация персонала является актуальной, так как в настоящее время организации без квалифицированных кадров не достичь своих целей. «Любая управленческая деятельность не может осуществляться без целевых установок и понимания тех условий, в которых она реализуется» [1]. Доходы, ее деятельность и развитие полностью зависит от того, насколько профессионально сотрудники выполняют свои обязанности, а это напрямую зависит от мотивации сотрудников.
Несмотря на то, что все понимают мотивацию по-своему, есть характерная черта для данного термина – это побуждение человека к какой-либо деятельности. При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей управления персоналом. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента, смысл которой в построении мотивации работников. В связи с этим, мотивация работников в настоящее время занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения.
Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности торговых предприятий различных форм собственности.
Вопросы трудовой мотивации нашли отражение в многочисленных исследованиях зарубежных ученных, среди которых можно выделить теорию иерархии потребностей индивида А. Маслоу, теорию двух факторов Ф. Герберга, теорию Х и теорию Y Д. МакГрегора и другие. Мотивационные теории указывают лицам, занимающимся управлением персонала, в каком направлении осуществлять мотивационную политику, но не дают однозначных рецептов для действия.
В работах отечественных ученых – Е.В. Белкина, М.В. Грачева, В.А. Дятлова, Т.И. Мухамбетова, Г.Э. Слезингера и других, находят отражение вопросы формирования смыслообразующих мотивов трудовой деятельности, дается типология мотивации, рассматриваются отдельные аспекты реформирования мотивационных отношений. Однако, как в период до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время проблема мотивации остается самой актуальной и, к сожалению, самой неразрешенной в практическом плане.
Целью курсовой работы является изучение процессуальный теорий мотивации и их характеристик.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть понятия и сущность мотивации;
— Определить роль и значение мотивации персонала;
— Рассмотреть методы и модели мотивации персонала;
— Охарактеризовать процессуальные теории мотивации.
Объектом исследования являются теория мотивации.
Предметом выступают процессуальные теории мотивации персонала.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Анализ теоретических аспектов мотивации трудовой деятельности показал, что обеспечение надлежащей мотивации персонала к повседневной трудовой деятельности является одним из важнейших вопросов управления персоналом.
Система мотивации персонала разрабатывается отдельно для каждого торгового предприятия и состоит из комплекса элементов мотивации. Однако в большинстве компаний система мотивации ограничена принципами оплаты труда, политикой материальных и нематериальных поощрений, предоставлением компенсационных пакетов и пр. Это приводит к потере мотивации персонала – демотивации. Для предотвращения демотивации на торговом предприятии или по заказу предприятия в кадровых агентствах разрабатываются методики изучения мотивации трудовой деятельности. Эти методики построены на теориях мотивации, особенностью которых является то, что до сегодняшнего дня ни одна из теорий не устарела, не потеряла своей актуальности, добавляются новые теории, а старые «не выходят в тираж».
Согласно процессному подходу, мотивация человека и его поведение определяются не только потребностями, но и в восприятии ситуации, в которой он находится, ожиданиями вознаграждения, оценкой своих возможностей и последствий выбранных действий в данной ситуации.
В результате проведенного теоретического исследования можно утверждать, что нет универсального метода мотивации, который бы устроил всех. Хотя содержательные и процессуальные теории мотивации расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации носило эволюционный, а не революционный характер. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие и сущность мотивации
Успешное функционирование предприятия во многом зависит от готовности и желании его персонала выполнять свою работу. Механическое принуждение редко дает ожидаемый результат, поэтому руководителю необходимо понимать, что движет человеком. При правильном подходе к организации управления кадрами можно достичь наиболее качественного выполнения работником поставленных целей, совпадающих с целями организации.
Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности с определенной направленностью, границами и формами, нацеленную на достижение определённых результатов. Влияние мотивации на совокупность поступков и действий человека зависит от множества индивидуальных факторов и может трансформироваться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Понятие мотивации рассматривают под тремя характеристиками этого явления:
— на какие аспекты деятельности человека может повлиять мотивационное воздействие;
— каково соотношение внутренних и внешних сил;
— каким образом мотивация может повлиять на результаты деятельности человека.
Чтобы полнее раскрыть понятие мотивации, рассмотрим такие понятия, как потребности и мотивы.
Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определённое индивидуальное проявление у каждого человека. Другими словами, это нужда, зависимость от чего-либо для поддержания жизнедеятельности. Потребность вызывает психологическое неудовлетворение, поэтому, как правило, человек стремится избавиться от нее, удовлетворяя, подавляя или игнорируя таковую. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Однако, не все потребности осознанно устраняются. Если потребность удовлетворена, то это не означает, что она удовлетворена навсегда. Большинство потребностей периодически появляются снова, при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив — это то, что вызывает определённые действия человека. Мотив имеет персональный характер, находится под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Побуждая человека к действию, мотив так же определяет, что и каким образом будет сделано. Таким образом, мотив обуславливает действия по удовлетворению потребностей, однако, эти действия у различных людей могут быть совершенно непохожими, даже если их потребности совпадают. Мотивы могут быть осознанны, а человек может на них воздействовать, приглушая их влияние или же устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека определяется совокупностью мотивов, в которой они находятся в определенном отношении друг к другу с разной степенью воздействия на действия человека. Мотивационная структура индивидуума обладает определённой стабильностью, которая может сознательно меняться под влиянием процесса воспитания и образования человека.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём пробуждения в нём определённых мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Выделяют два основных типа мотивирования в зависимости от его целей. Первый тип характеризуют определенные мотивы, побуждающие человека совершать определенные действия, приносящие мотивирующему субъекту результаты. При таком типе мотивирования необходимо определить, какие мотивы склоняют человека к нужным действиям, и как их можно вызвать. Однако, при отсутствии точек взаимодействия у субъекта и объекта мотивирования, сам процесс может не состояться.
Второй тип мотивирования заключается в формировании мотивационной структуры человека. При этом типе существенное внимание уделяются развитию желаемых мотивов поведения и ослаблению мотивов, препятствующих эффективному управлению человеком. Данный тип мотивирования требует больших знаний и усилий для его реализации, однако его результаты значительно лучше результатов первого типа. Это может быть связано с тем, что такой тип мотивирования носит воспитательный характер. Предприятия, применяющие второй тип мотивирования могут гораздо результативнее управлять своими кадрами.
Современным организациям следует сочетать эти типы управления для достижения наиболее высокого результата.
Стимулы – это рычаги воздействия на мотивы, в качестве которых могут выступать те или иные блага (предметы, действия других людей, ценности, возможности), способные побудить человека достичь определенных результатов деятельности, выступающие в качестве желаемой компенсации за проделанную работу. Сознательному контролю со стороны человека могут поддаваться не все стимулы, то есть человек может подсознательно давать реакцию на некоторые из них. Как правило, на одинаковые стимулы у различных людей могут быть отличные реакции, поэтому стимулы, на которые люди не реагируют, не имеют абсолютного значения. Например, в условиях развала денежной системы в одной стране, заработная плата не является стимулом к выполнению работы, в отличии от граждан другого государства со стабильной денежной системой.
Процессов стимулирования называют процесс использования разнообразных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование выражается в различных формах, самой популярной из которых выступает материальное стимулирование. Этот вид стимулирования обладает важной ролью, однако, не следует его переоценивать, так как человек имеет очень сложную и неоднозначную систему потребностей.