Курсовая теория на тему Процесс формирования коллектива младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Процесс формирования коллектива младших школьников 5
1.1 Коллектив и его влияние на развитие личности младшего школьника 5
ГЛАВА 2. Работа классного руководителя по формированию коллектива 18
2.1 Организация работы классного руководителя по формированию детского коллектива 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Введение:
Актуальность исследования. Человек не может существовать изолированно от общества. Он постоянно находится в движении, приобретает новые знания и обменивается информацией с окружающими. В течение жизни существования человека постоянно меняется, у него формируются новые взгляды и интересы. Еще с самого детства, с рождения человека окружает семья, которая воспитывает в нем чувство уважения и любви и постепенно открывает путь во взрослый мир.
Основной задачей современной школы является формирование творческой и активной личности, всесторонне и гармонично развитого человека. О роли коллектива в формировании личности существует много разных соображений. Некоторые сводятся к тому, что воспитательное воздействие коллектива не оправдывает себя, а наоборот, подавляет личность, тормозит ее развитие.
Данная тема актуальна, учитывая то, что успешное развитие и формирование личности возможно только в коллективе. Поэтому для каждого педагога важным встает вопрос формирования коллектива учащихся, как благоприятной среды, для развития личности каждого воспитанника школы.
Исследованием коллектива занимались такие выдающиеся педагоги как: Н.П. Аникеева, Й.А. Аркин, П. П. Блонский, И.П. Иванов, Т. Е. Конникова, М. Ю. Красовицкий, Р. К. Крупская, А.Т.Куракин, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л. И. Новикова, В.А. Сухомлинский, С. Т.Шацкий, и др.
Работа руководителя в школе, по сути, вторая специальность. Эта сфера деятельности требует специфических знаний, умений, навыков. Прежде всего, классному руководителю следует знать, что воспитательная работа имеет ряд особенностей.
Во-первых, воспитательный процесс имеет двухсторонний характер. С одной стороны, ученик подвергается воздействиям, которые сознательно организуют родители, учителя, средства информации, общественность, малые и большие неформальные группы; с другой стороны, ученик выступает как сложное природное явление, личность которого способна к реальной самооценке и обнаруживает стремление к самопознанию, самореализации и самоутверждения.
Во-вторых, организуя воспитательную деятельность, классному руководителю нужно учитывать, что каждый ученик одной возрастной группы имеет свои индивидуальные особенности и интеллектуально-волевые возможности, определенный опыт взаимодействия с социальной средой, собственные интересы и приоритеты.
Следующая особенность определяется тем, что воспитательный процесс длится весь период пребывания учащихся в школе, во время которого происходят значительные изменения уровня их социального, психологического, духовного и физического развития.
Объектом данного исследования является формирование коллектива младших школьников.
Предметом данной курсовой работы является особенности формирования коллектива младших школьников.
Целью работы мы выявили необходимость определить и теоретически обосновать процесс формирования коллектива младших школьников.
Гипотезой исследования мы выбрали такое положение: если рассматривать личность не изолированно, а как члена коллектива, то оказывается, что окружение существенно влияет на его развитие и становление.
Исходя из цели и гипотезы исследования, его основными задачами стали:
— рассмотреть сущность понятия коллектив;
— охарактеризовать стадии и пути развития коллектива;
— изучить организацию работы классного руководителя по формированию детского коллектива.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 26 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 20 источников.
Заключение:
Коллектив является звеном, которое соединяет личность с обществом. Воспитание личности в коллективе является воплощением закономерностей развития общества, ведь в коллективных взаимоотношениях создаются условия для социально-психического развития. Отделившись от коллектива, человек оказывается в социально-психологическом вакууме, что значительно затрудняет его развитие. Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является основным фактором формирования общественной сущности личности, развития ее индивидуальности.
Существуют различные типы коллективов, и ребенок, как правило, одновременно берет участие в деятельности нескольких из них: он и ученик в определенной группе, и участник кружка, и член клуба и т. д. Естественно, что в разных коллективах ученик будет выполнять и различные функции, выступать в разных ролях, тем самым, приобретая жизненный опыт.
Коллектив как динамическое объединение, в своем развитии проходит ряд стадий:
Первая стадия – требует педагог, он же изучает воспитанников, организует разнообразную коллективную деятельность;
Вторая стадия – требует педагог и актив. Работа с активом. Разнообразные формы коллективной деятельности, развитие активности;
Третья стадия – коллектив выдвигает свои требования к отдельной личности.
Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной деятельности. Она делает жизнь коллектива содержательной и интересной. Поэтому создание и сплочение ученического коллектива начинается с конкретных и полезных совместных дел, требующих коллективной и согласованной работы. Оборудование класса перед началом учебного года, или подготовка его к праздникам, изготовление игрушек или поделок, уборка школьного двор, организация классных соревнований, конкурсов, выступлений, выставка изделий учеников — все это помогает осознать свою связь с коллективом и проникнуться чувством ответственности перед ним. Чем интереснее коллективные дела, чем дольше ученики живут общими интересами, тем охотнее отдают они свои силы общему делу, тем крепче и сплочен ученический коллектив, тем эффективнее работа классного руководителя.
Таким образом, речь идет о том, что в центре внимания должен находиться ребенок с его природными способностями, задатками, наклонностями, талантами, потребностями, а следовательно, воспитание должно иметь вполне индивидуальный характер; его средства, методы, формы, должны соответствовать природным индивидуальным физическим и духовным возможностям каждого отдельно взятого ребенка. При этом коллектив играет лишь роль средства воспитания, а не цели, как это было в системе воспитания бывшего СССР. Кроме того, коллектив, как объединение людей, не лишен таких негативных явлений, как групповщина, клановость, нездоровый индивидуализм отдельных его членов, конкуренции и тому подобное. Поэтому воспитывая подрастающее поколение в коллективе, через коллектив, посредством коллектива, мы четко должны знать его роль, место, значение, возможности, положительные моменты и недостатки, взяв на вооружение, конечно все то ценное и полезное, что может дать коллектив для воспитания личности ребенка.
Классный руководитель — это педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствует взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся, их социальной защиты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Процесс формирования коллектива младших школьников
1.1 Коллектив и его влияние на развитие личности младшего школьника
Слово «коллектив» происходит от латинского «collectivus», которое возникло от слова «collegere» — собирать вместе. Однако в современном понимании коллектив — это совсем не механическое объединение индивидов.
Коллектив — социально значимая группа людей, которые объединены общей целью, и имеют органы самоуправления.
Его характеризуют единство целей, высокий уровень межличностного общения, сплоченность, внутренняя дисциплина, специфические нормы сожительства. Он является звеном, что соединяет личность с обществом. Воспитание личности в коллективе является воплощением закономерностей развития общества, ведь в коллективных взаимоотношениях создаются условия для социально-психического развития. Отделившись от коллектива, человек оказывается в социально-психологическом вакууме, что значительно затрудняет его развитие.
Коллектив является социальной системой, которая выполняет следующие функции:
— организаторскую (заключается в объединении личностей для выполнения определенных задач);
— воспитательную (направлена на создание оптимальных условий для всестороннего воспитания, психического и социального развития личности);
— стимулирующую (способствует формированию нравственно-ценностных стимулов деятельности личности, регулирует поведение членов коллектива, влияет на формирование в личности целеустремленности, свободы, гуманности, трудолюбия, совестливости, честности, достоинства и тому подобное).