Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Проблемы взаимодействия школы и семьи в современных условиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 6

1.1 Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка 6

1.2 Школа как воспитательная организация 10

1.3 Взаимодействие семьи и школы 11

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14

2.1 Совместная работа учителя и родителей 14

2.2 Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути решения 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

  

Введение:

 

Актуальность темы. Воспитательная работа всегда будет проходить сквозь становление полноценно развитой личности. Обучение в школе, имеет множество её типов и направлений, так как одна из основных целей образования – приближение качеств учащихся к национальному воспитательному идеалу. Последнее определяется как такой образ человека, который играет важнейшую роль для народа в актуальной социокультурной ситуации. В наше время национальный воспитательный идеал представляет собой высоконравственного, компетентного, творческого гражданина и патриота России.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совместного планирования воспитания школой и семьями детей, обучающихся общеобразовательных учреждений. В наше время при поступлении ребёнка в школу родители всё чаще изолируются от воспитания нравственных аспектов личности, считая, что этим должны заниматься педагоги, а они будут развивать качество среды, в которой растёт ребёнок, через финансовые вложения и иную материальную поддержку. Действительно, учителя будут много и разнонаправленно трудиться над воспитанием своих учеников, однако без поддержки семейного воспитания достигнуть документально установленных планируемых результатов в этой области не удастся. В связи с этим можно и нужно включать в планирование воспитательной работы родителей учащихся.

Федеральный государственный образовательный (далее – ФГОС) направлен на включение в разработку плана воспитательной работы родителей несовершеннолетних обучающихся.

Анализ Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, принятой в 2015 году, позволяет определить, что она тоже поддерживает семейное воспитание и ставит задачу создания оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.

Взаимодействия семьи и школы как проблема является центром внимания педагогического сообщества уже долгое время. Вопросом организации совместной работы семьи и школы для воспитания детей занималось множество исследователей: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, П. Ф. Вирениус, Т. В. Кравченко, С. А. Золотарёв, А. П. Ситник, Л. В. Байбородова, С. С. Невская и многие другие. В их числе И. А. Хоменко и её работы «Образовательный запросы современной семьи», «Семья как образовательная система и партнёр школы», Е. А. Матюшкова «Педагогическое взаимодействие учителей и родителей учащихся: теоретические подходы и современное состояние». Но несмотря на столь широкую изученность темы в реальности остаются весомые противоречия:

ФГОС НОО закрепляет необходимость сотрудничества семьи и школы, но подробно, точно не определяет условия взаимодействия;

потенциал семьи в воспитательном воздействии на школьника очевиден, но в среде общеобразовательного учреждения в полной мере не реализуется;

национальный воспитательный идеал официально закреплён, но родители и педагоги ставят в приоритет разные качества личности, часто не совпадающие с образом, установленным Духовно-нравственной концепцией развития и воспитания личности гражданина России.

Реальная кооперация образовательной организации, в частности классных руководителей, с родителями в наше время остаётся одним из самых проблемных вопросов. А ведь, как уже было сказано, связь школы и семьи необходима: ребёнок по большей части проживает школьный возраст в окружении именно этих агентов социализации. И если у них (школы и семьи) ценности и направления воспитания противоречат друг другу, восприятие ребёнком организованного воздействия определённо будет затрудненно, а сама воспитательная деятельность не будет иметь желаемого положительного результата. Получается, максимально важно сейчас определить, какие самые эффективные способы взаимодействия семьи и школы стоит применять при планировании воспитательной работы с школьниками.

Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в определении педагогических условий взаимодействия семьи и школы в воспитании школьников.

Целью нашего исследования является изучение проблемы взаимодействия школы и семьи в современных условиях.

Объектом исследования является совместная работа семьи и школы.

Предметом исследования становится планирование воспитательной работы со школьниками.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1.Рассмотреть семью как институт воспитания ребенка;

2. Рассмотреть школу как воспитательную организацию;

3.Изучить совместную работу учителя и родителей;

4. Определить варианты взаимодействия семьи и школы: проблемы и пути решения.

Для изучения данной педагогической проблемы будут использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез специальной литературы, обобщение научных знаний по исследуемой теме.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как указано, одним из существенных аспектов совместной работы семьи и школы является единый подход к достижению целей и повышению содержания воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе, готовить образованных и предприимчивых граждан нашей страны. Очень важно, чтобы родители хорошо осознавали цели воспитания, основанные на необходимости развития личности, и обращали внимание не только на воспитательную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физической, нравственной и эстетическое воспитание.

К основным условиям эффективности воспитательного процесса относятся следующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, императивы семейного воспитания.

Из всего вышеизложенного в предметной работе можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать как в семье, так и в школе по принципам взаимосвязанности, преемственности и взаимодополняемости в учебной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и последовательности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, готовить их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическое развитие и здоровье осознанный выбор профессии. Конечно, школа должна воспользоваться этой помощью семьи. Взаимодействие этих двух институтов социализации в образовательном процессе является сегодня основной задачей развития ребенка.

Таким образом, семья и образовательное учреждение связаны в хронологическом ряду преемственностью, что обеспечивает преемственность воспитания и обучения детей.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и образовательным учреждением, что улучшает воспитательную позицию родителей и педагогов.

Семья является институтом первичной социализации. Школа является частью опосредованной или формальной среды ребенка и является институтом вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно взаимосвязаны.

Современные подходы к организации взаимодействия школы с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости образовательного учреждения внутренне (вовлечение родителей в воспитательный процесс школы) и внешне (сотрудничество образовательной организации с социальными институтами). . расположенные на ближайшей территории: общеобразовательные, музыкальные, спортивные школы, библиотеки и другие социальные партнеры).

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно пронизывать весь воспитательный процесс. Следует позаботиться о том, чтобы учителя использовали разные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей.

Особое внимание следует уделить изучению условий воспитания детей в семье. Кроме методов опроса и тестирования существует множество других способов изучения семьи, как групповой, так и индивидуальной. Наиболее частым является визит семьи социального работника и классного руководителя.

Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Использование нетрадиционных форм вместе с традиционными формами взаимодействия образовательного учреждения и семьи будет способствовать повышению эффективности работы с родителями, а грамотно организованное взаимодействие педагогов и родителей поможет лучше понять ребенка, найти наиболее подходящие пути. для решения проблем. Инновационные формы взаимодействия содержат большие воспитательные возможности, способные сильно повлиять на родителей, существенно изменить отношение к учителю, ребенку, заботам и делам класса, школы.

Давно доказано, что когда родители вовлекаются в жизнь своих детей в школе, только тогда создается единое поле образования. А учителю легче строить отношения с родителями с помощью простой, но единственной руководящей мысли – «забота о развитии ребенка». Любая проблема взаимоотношений с родителями будет решена, когда родители открыты к общению, когда педагог исключает дидактику в работе с родителями, учится не учить, а советовать, думать, договариваться с родителями. Атмосфера взаимодействия учителя и родителей должна показывать, что учителю необходимо объединение усилий родителей, чтобы сделать родителей своими союзниками и без их совета и помощи он не может.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

1.1 Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка

Среди многих современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Его исключительное влияние на ребенка нельзя отрицать, так как он закладывает основы будущей социальной жизни ребенка. Семья — одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, другая — общественная. Сегодня уже не возникает спора о том, что важнее в развитии человека: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка нельзя отказываться от семейного воспитания, так как его сила и эффективность несопоставимы ни с каким, даже высококвалифицированным образованием.

Современная семья не может воспитывать ребенка отдельно от других образовательных учреждений: ребенок ходит в детский сад, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного образования, посещает спортивную секцию и т.д.

При всей своей универсальности и незаменимости семейное воспитание не гарантирует полноты условий гармоничного и всестороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего образования общественным или наоборот, а о дополнении их в формировании личности ребенка, об участии родителей и профессиональных педагогов.

Семья является источником и посредником в передаче ребенку общественно-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых отношений между людьми. [4] Ввиду этого можно с полным основанием считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка.

Современная наука располагает множеством данных, свидетельствующих о том, что, не мешая развитию личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, так как оно дает ребенку полную гамму чувств, широчайший спектр представлений о жизни. Кроме того, его сила и эффективность несравнимы ни с каким, даже высококвалифицированным образованием в детском саду или школе.

Когда-то Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий учитель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего первенством, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. [1] Учеными выявлены особенности детей, свойственные им в первые годы жизни, которые определяют их максимальную чувствительность (сенситивность) к воспитанию и обучению. К таким характеристикам относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражательность и суггестивность, эмоциональность. Учебный процесс оптимизируется за счет развития у малыша ценностных потребностей, т. е. потребности в общении, получении новых впечатлений (впоследствии — в знаниях), активной двигательной активности, узнавании и любви и т. д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы