Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Проблемы трудового воспитания младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы трудового воспитания младших школьников 6
1.1.Проблема трудового воспитания младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2.Психологические особенности младших школьников и их учет в трудовом воспитании 14
1.3.Формы сотрудничества родителей и педагогов по решению проблем в трудовом воспитании 20
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Способы решения проблем трудового воспитания младших школьников 22
2.1.Выявление проблем трудового воспитания младших школьников 22
2.2.Методы и приемы решения проблем трудового воспитания младших школьников 24
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 36

  

Введение:

 

Введение

Актуальность данной темы в том, что в настоящее время проблема благополучия детей в России и странах зарубежья в условиях семьи и различных социальных институтов приобретает особую значимость, так как является одной из важнейших составляющей государственной политики сохранение здоровья наций. В нынешней сложившейся ситуации важно, прежде всего, понять, что происходит с российской семьей, поскольку семейная жизнедеятельность тесно вплетена в социальную реальность и состояние социального института. Семья является одним из важнейших индикаторов социальной стабильности всей общественной системы, и семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека.
В современной педагогике трудовое воспитание рассматривается как средство социализации, приобщения к социальной действительности, воспитания у детей уважения к старшим. Исследованиями подтверждено, что характер детских представлений о труде взрослых определяет содержательность игры (М.М. Стрекаловская), возможность освоения ребенком позиции субъекта детской трудовой деятельности (М.В. Крулехт).
Трудовое воспитание — формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.
Данное направление воспитания имеет значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.
Большое внимание организации детского труда уделяли классики педагогики, такие, как А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Так, в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского у А. С. Макаренко были следующие виды труда: общественно полезный, включающий самообслуживающий; учебный труд; производительный труд (сельскохозяйственный, животноводство, производство мебели, фотоаппаратов ФЭД и др.).
Труд в Павлышской сельской школе у В.А. Сухомлинского включал наряду с другими элементами такие направления деятельности как, изготовление приборов в учебных кабинетах и кружках, облагораживание близлежащих косогоров, оврагов. Воспитанники занимались очисткой дворов от мусора. Имели место праздники: «Первый хлеб», «Праздник сенокоса».
Все более осознается противоречие между значительными и недостаточно реализуемыми потенциальными возможностями сотрудничества родителей и педагогов в образовании детей младшего школьного возраста, в частности, в их трудовом воспитании и недостатком соответствующих научно-методических разработок и рекомендаций.
Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия решения проблем трудового воспитания детей.
Объект исследования – трудовое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия решения проблем трудового воспитания.
Исходя из поставленной цели, мы наметили в исследовании следующие задачи:
— изучить теоретические основы проблемы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
— выявить современное состояние проблем трудового воспитания детей младшего школьного возраста
— определить педагогические условия сотрудничества родителей и педагогов в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста.
Теоретико–методологическая основа исследования:
— теория деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия);
— концепция амплификации развития ребенка (А. В. Запорожец);
— исследования в области трудового воспитания детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, изучение и анализ передового педагогического опыта.
Практическая значимость: разработанные рекомендации для педагогов и родителей могут быть полезны воспитателям и родителям при осуществлении трудового воспитания детей младшего школьного возраста, а также студентам при подготовке к семинарским занятиям по педагогике.
Структура работы состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Таким образом, анализ теории по проблеме исследования выявил следующее: трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей младшего школьного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания младших школьников — формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Наряду с достижениями в трудовом воспитании детей в школе есть еще много проблем и нерешенных вопросов.
Во-первых, не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне содействия в игровой, трудовой или познавательной деятельности.
Во-вторых, порой сами воспитатели в старших группах детей младшего школьного возраста, при организации совместной трудовой деятельности, выполняют большую часть работы.
Также в школе отсутствуют как планомерность, так и систематичность в организации трудовой деятельности детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, таким образом, дошкольники участвуют в труде от случая к случаю.
Но всестороннее и гармоническое развитие детей младшего школьного возраста требует единства, а также согласованности всей системы воспитательно-образовательного воздействия взрослых на ребенка. Поэтому полноценное трудовое воспитание младшего школьника должно проходить в условиях одновременного влияния семьи и младшего школьного учреждения.
Однако, необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей младших школьников приводят к ухудшению их физического и психического состояния, а также повышению раздражительности, утомляемости, подверженности стрессам.
Поэтому при согласовании своих действий с семьей, школа может дополнить или же компенсировать домашние условия воспитания.
Но взаимодействие школа и семьи в трудовом воспитании является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Таким образом, нам удалось выполнить первую задачу, а именно было рассмотрено теоретические основы проблемы взаимодействия школа и семьи в трудовом воспитании.
Содержание трудового воспитания младших школьников включает в себя: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой, ручной, а также художественный труд.
Их цель — познакомить детей с трудовой деятельностью взрослых, сформировать первоначальные представления о роли труда, о его социальной значимости. Используя их, воспитатели и родители организовывают практическую трудовую деятельность младших школьников, которая обеспечивает всестороннее развитие детей, а также помогает им сформировать трудовые навыки и умения, воспитать ответственность и самостоятельность.
Таким образом, была выполнена и вторая задача, а именно изучено содержание трудового воспитания младших школьников и его реализация в школе и семье.
Но содержание труда реализуется в разных формах организации трудовой деятельности младших школьников.
Специалистами были разработаны и внедрены непосредственно в практику разные формы организации трудовой деятельности детей младших школьников: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.
В современном, быстро развивающемся обществе период детства затягивается, а начало трудовой деятельности часто откладывается. Таким образом, общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к длительному напряженному труду, низкий уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя.
Поэтому остро стоит вопрос о применении совместно с традиционными формами новых форм организации трудового воспитания в школе и семье.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве.
Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь младший школьный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя мир окружающей действительности.
Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

 

Заключение:

 

Введение

Актуальность данной темы в том, что в настоящее время проблема благополучия детей в России и странах зарубежья в условиях семьи и различных социальных институтов приобретает особую значимость, так как является одной из важнейших составляющей государственной политики сохранение здоровья наций. В нынешней сложившейся ситуации важно, прежде всего, понять, что происходит с российской семьей, поскольку семейная жизнедеятельность тесно вплетена в социальную реальность и состояние социального института. Семья является одним из важнейших индикаторов социальной стабильности всей общественной системы, и семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека.
В современной педагогике трудовое воспитание рассматривается как средство социализации, приобщения к социальной действительности, воспитания у детей уважения к старшим. Исследованиями подтверждено, что характер детских представлений о труде взрослых определяет содержательность игры (М.М. Стрекаловская), возможность освоения ребенком позиции субъекта детской трудовой деятельности (М.В. Крулехт).
Трудовое воспитание — формирование у воспитанников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.
Данное направление воспитания имеет значение в развитии человека: физическом, умственном, нравственном, эстетическом и др.
Большое внимание организации детского труда уделяли классики педагогики, такие, как А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Так, в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского у А. С. Макаренко были следующие виды труда: общественно полезный, включающий самообслуживающий; учебный труд; производительный труд (сельскохозяйственный, животноводство, производство мебели, фотоаппаратов ФЭД и др.).
Труд в Павлышской сельской школе у В.А. Сухомлинского включал наряду с другими элементами такие направления деятельности как, изготовление приборов в учебных кабинетах и кружках, облагораживание близлежащих косогоров, оврагов. Воспитанники занимались очисткой дворов от мусора. Имели место праздники: «Первый хлеб», «Праздник сенокоса».
Все более осознается противоречие между значительными и недостаточно реализуемыми потенциальными возможностями сотрудничества родителей и педагогов в образовании детей младшего школьного возраста, в частности, в их трудовом воспитании и недостатком соответствующих научно-методических разработок и рекомендаций.
Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия решения проблем трудового воспитания детей.
Объект исследования – трудовое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия решения проблем трудового воспитания.
Исходя из поставленной цели, мы наметили в исследовании следующие задачи:
— изучить теоретические основы проблемы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
— выявить современное состояние проблем трудового воспитания детей младшего школьного возраста
— определить педагогические условия сотрудничества родителей и педагогов в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста.
Теоретико–методологическая основа исследования:
— теория деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р. Лурия);
— концепция амплификации развития ребенка (А. В. Запорожец);
— исследования в области трудового воспитания детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, изучение и анализ передового педагогического опыта.
Практическая значимость: разработанные рекомендации для педагогов и родителей могут быть полезны воспитателям и родителям при осуществлении трудового воспитания детей младшего школьного возраста, а также студентам при подготовке к семинарским занятиям по педагогике.
Структура работы состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка используемых источников.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы трудового воспитания младших школьников
1.1 Проблема трудового воспитания младших школьников в психолого-педагогических исследованиях

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся новых возможностей на каждом историческом этапе для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место  которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества. Трудовое воспитание – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности [5, с. 201].
Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального просвещения и ориентации, формирование нравственных черт, творческого отношения к целям, процессу и результатам труда.
Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.
Проблема трудового воспитания, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн [12,с. 72-75].
Большое значение в воспитании К.Д.Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о необходимости развивать идею соединения обучения с производительным трудом [29,с. 119].
Макаренко А.С. говорил: «Труд — важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»  [19,с. 353].
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивал Сухомлинский В.А. По словам В.А.Сухомлинского, труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека [28, с.112].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что воспитание положительного отношения к труду у школьников являются важнейшими сторонами воспитательного процесса в современной школе.
Все компоненты трудового воспитания школьников должны осуществляться в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: «Сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности школьника.
Таким образом, трудовое воспитание младших школьников ставит цель формировать самостоятельность, инициативность, готовность творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в труде.
Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.
Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению к нему. Трудовое воспитание также включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.
Трудовое воспитание – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудового воспитания являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Трудовое воспитание не может быть без сформированного трудового сознания. Трудовое воспитание является результатом трудового активности, обучения и профессиональной ориентации. Оно выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким осознанием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
Выдающиеся представители педагогики обращали внимание на то, в процессе воспитания трудовой активности важно не только добиться осознанного отношения к труду, но и развить трудовую активность школьника.
Идея развития творческих способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважение к детской личности и развивающей роли труда были положены в основу созданного сторонниками «свободного воспитания», «Дома свободного ребенка». Организатором этого воспитательного учреждения был К.Н. Вентцель, полагавший, что воспитание и образование детей в школах должно осуществляться в процессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительным творческим трудом [11, с.129].
Использование «трудового принципа» и «трудовых активных методов» стало отличительной чертой многих опытных школ в конце XIX начале XX вв. Вопросы организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в «трудовой школе» отражались на страницах печати, рассматривались в работе учительских съездов.
В начале XX века большинство педагогов подчеркивали, что главное в школе – это приучение обучающихся к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Наиболее передовые ученые и учителя считали, что научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей [11,с. 126].
Для этого предлагалось широко использовать экскурсии, природоведение, обоснованное на самостоятельных наблюдениях и опытных детей, не сокращая при этом и без этого малый объем знаний, даваемый детям в начальной школе, и,  широко понимания «трудовой принцип», как способ организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить соединение преподавания с самостоятельностью детей, их опытом и трудом, что позволит связать абстрактное с конкретным, работу головы с работой рук [11, 213].
Макаренко А.С. считал, что трудовая воспитанность школьника характеризуется «…творчеством, моральной чистотой, осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются черты, как нравственного взросления, так и волевой целеустремленности» [19, с. 312].
Серьезное внимание творческой разработке путей развития трудового воспитания, методике организации детского труда, Н.К. Крупская писала, что при целесообразном применении труд может стать не только рычагом духовного развития детей, но и рычагом развития волевых черт характера. Для этого труд должен интересовать ребенка, результат труда ребенок должен понимать, труд для ребят должен быть посильным, творческим [1,с. 201].
В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности стремился так организовать труд учащихся, чтоб он был одухотворен мыслью, высокой идеей, был связан с трудом родителей, с потребностями города и села. Творческое отношение к труду стимулирует воспитание у школьников трудовых увлечений. Интерес к труду развивает дух пытливости, исследования. По связи с духовной жизнью школьника В. А.Сухомлинский различал три группы стимулов к труду: стимулы идейные, связанные с убеждениями, взглядами; стимулы интеллектуальные, связанные с нравственной оценкой, интеллектуальной насыщенностью труда, стремлением к высокой трудовой культуре; стимулы эстетические, связанные с оценкой красоты трудового процесса и материальных результатов труда [1, с. 202].
Отечественная педагогика разрабатывала проблемы воспитания детей в труде, следуя основным принципам трудового воспитания, обоснованным Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Труд детей младшего школьного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду; проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным , и т. п.
учителя помогают всем детям осознать полезность своего труда, стремление трудиться и прививают огромный интерес к труду. Например, не менее кропотливый труд по уходу за животными. Принимая участие в нем, ребенок проявляет заботу, аккуратность, бережливость и получает определенные знания об их жизни. Школьные учреждения воспитывают у ребят интерес к сельскохозяйственному труду и любви к природе, сажая вместе деревья, цветы и кустарники. В современных школах часто практикуют практические занятия, когда дети могут на практике сами покормить животное или же посадить и затем ухаживать за каким-либо растением. В таких детских садах строят специальные теплицы для выращивания растений, загоны для определенных видов животных. 
Немаловажен и ручной труд, он способствует духовному развитию. Художественное творчество — тоже очень интересный и разносторонний труд. В нем можно использовать природные материалы, шишки, желуди, листья и т.д.
Для педагогики не менее значимо и исследование развития субъектной позиции ребенка в труде, которым занималась М.В. Крулехт. Этапы формирования позиции субъекта трудовой деятельности описаны автором в «Педагогической технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности». 
Данная система работы позволяет в разных направлениях образовательного процесса решать задачи формирования у детей позиции субъекта трудовой деятельности и переносить полученные навыки в другие виды детской деятельности.
Социализация ребенка младшего школьника неразрывно связана с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых, важнейшее место в котором занимает труд.
В 70-е годы XX в. разрабатываются методы и приемы работы, позволяющие за счет включения в процесс познания разных видов детской деятельности (игра, конструирование, труд по выращиванию растений и пр.) помочь детям осознать систему социальных отношений, в том числе к труду.
В середине 80-х годов было экспериментально доказано, что при условии владения системными знаниями ребенок легко овладевает самостоятельной трудовой деятельностью в виде отдельных процессов самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. 
Это позволило М.В. Крулехт определить формирование системных знаний о труде взрослых как ведущее средство трудового воспитания в школе.
По ее мнению,  структура трудового процесса включает в себя: цель, мотив труда; предмет труда (материал); орудия труда (оборудование, инструменты); трудовые действия, промежуточные результаты; итоговый результат, его значимость. Такое представление помогает детям выделять трудовую деятельность из многообразия общественных явлений, видеть своеобразие ее мотивации. 
Овладение системными знаниями о труде обеспечивает успешное развитие детской речи: увеличивается словарный запас, совершенствуются навыки описательной и доказательной речи.
По мнению М.В. Крулехт сам трудовой процесс нужно демонстрировать поэтапно. Воспитатель фиксирует внимание детей на каждом значимом трудовом действии и его промежуточном результате, подчеркивая его отличие от конечного результата: чашку мы вылепили, но у нее еще нет ручки, поэтому кукла не сможет удержать чашку в руках. Таким образом, достигается расчлененное восприятие трудового процесса.
Заканчивается занятие использованием предмета труда по назначению: сделанные из бумаги лодочки пускают плавать в воде; мишку кормят из вылепленной мисочки и т.д.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы