Курсовая теория на тему Проблемы судебной защиты социальных прав граждан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы регулирования
социальных прав граждан 5
1.1. Сущность и классификация социальных прав
граждан. 5
1.2. Источники правового регулирования социальных
прав граждан в Российской Федерации. 9
Глава 2. Особенности судебной защиты социальных
прав граждан в Российской Федерации. 14
2.1. Анализ судебной защиты социальных прав
граждан в Российской Федерации 14
2.2. Роль Конституционного Суда Российской
Федерации в механизме защиты социальных прав граждан. 16
Глава 3. Проблемы и перспективы судебной защиты
социальных прав граждан 22
3.1. Проблемы реализации судебной защиты
социальных прав граждан. 22
3.2. Перспективы судебной защиты социальных прав
граждан. 26
Заключение. 31
Список использованных источников. 34
Введение:
Актуальность темы курсовой
работы. Защита социальных прав граждан в Российской Федерации – одна из самых
значимых проблематик в российской правовой системе. На современном этапе
становления гражданских правовых институтов в нашей стране следует констатировать,
что социальные права граждан в Российской Федерации не соблюдаются должным
образом. Человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, когда его
социальные права нарушаются, ищет защиты от государства, которое гарантирует
ему такую защиту и соблюдение его прав. Поэтому следует констатировать, что
осуществление права гражданина на защиту в суде является важной составной
частью комплекса социальных прав человека.
Объектом исследования курсовой
работы являются общественные и правовые отношения, возникающие в сфере гарантий
судебной защиты социальных прав граждан.
Предметом исследования курсовой работы является правовые нормы, регулирующие гарантии судебной защиты социальных прав граждан.
Целью курсовой работы
является анализ особенностей, современных проблем и перспектив судебной защиты
социальных прав граждан.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и
классификацию социальных прав граждан;
— изучить источники
правового регулирования социальных прав граждан в Российской Федерации;
— провести анализ
судебной защиты социальных прав граждан в Российской Федерации;
— рассмотреть роль
Конституционного Суда Российской Федерации в механизме защиты социальных прав
граждан;
— выявить проблемы
реализации судебной защиты социальных прав граждан в Российской Федерации;
— определить перспективы
судебной защиты социальных прав граждан в Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составляют диалектический
метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического
материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется
системно-функциональный метод и ряд из числа общенаучных методов
эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический,
сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ [1], ГК РФ
[2], ГПК РФ [3], федеральные законы РФ.
Эмпирической основой курсовой
работы являются правовые акты российского законодательства. Автором изучены
учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные
статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах
касались вышеобозначенной проблематики.
Достоверность материалов исследования
в курсовой работе подтверждается списком использованных источников и ссылками,
сделанными на них в ходе написания основной части курсовой работы.
Структурно курсовая работа состоит из
введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
Место социальных прав в
законодательной системе страны очень важно, так как теория гуманизма является
фундаментом для постройки всей правовой базы страны. Не смотря на множество
гарантий социального обеспечения, которые в силу своей характеристики выступают
прослойками защиты индивидуальных прав граждан, государство еще не достигло
полного диссонанса в системе социального обеспечения, а, следовательно,
механизм требует доработки относительно реформ, возникающих на мировой арене,
по причине преодоления проблемы экологического кризиса с помощью формирования
путей борьбы. А социальная защищенность гражданина Российской Федерации
обеспечена на достаточно высоком уровне, что характеризует страну как
высокоразвитую и прогрессивную, определяя ее ведущее место в отношениях с
другими иностранными государствами.
Представляется
целесообразным и своевременным виды государственной социальной помощи,
закрепленные в ст. 12 Закона № 178-ФЗ, определить как ее формы, а социальные
пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно
необходимые товары, указанные в ст. 1 Закона № 178-ФЗ, определить как виды
государственной социальной помощи.
Правовая основа
реализации социальных прав граждан в российском государстве нуждается в
доработке. Безусловно, проблема кодификации в праве социального обеспечения —
это осознанная неизбежность, для ускорения ее решения требуется расширение
доказательной базы — теоретических, практических, экономических, социальных
аргументов в пользу создания прогрессивной системы законодательства во главе с
Кодексом социального обеспечения РФ с учетом положительного международного,
зарубежного опыта.
Также предлагается
систематизировать подзаконные акты и разработать единые стандарты в сфере
социального обеспечения.
Практика конституционного
правосудия с момента основания Конституционного Суда РФ, вынуждена все чаще и
чаще давать ответ на один из ключевых вопросов современной российской экономики
— на вопрос о пределах терпения людей в период реформ, связанных с ухудшением
их материального положения. В рамках конституционного правосудия при
рассмотрении дел, связанных с конституционно-правовым толкованием социальной
сущности российского государства, защитой социальных прав граждан, органу
конституционного контроля зачастую вынужденно приходится, исходя из принципов
социальной справедливости, юридического равенства и соразмерности, вопреки
интересов властных институтов, находить баланс между индивидуальными
(социальными) и публичными ценностями и тем самым фиксировать границы допустимого
изменения бремени социальных преобразований в РФ для сохранения социального
характера государства, закрепленного в основном законе страны.
Судебная защита социальных прав относится к числу
прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку
ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения
признаваемых Конституцией Российской Федерации целей (защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Право на
судебную защиту служит необходимой гарантией осуществления всех других прав и
свобод, которые, являясь непосредственно действующими, определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной власти и местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием, и признание, соблюдение, защита
которых — обязанность современного правового государства.
С учетом изложенного, необходимо совершенствовать
правовые и организационные основы реализации судебной защиты социальных прав,
уменьшать количество нарушений права на судебную защиту и повышать доступность
и качество реализации права на судебную защиту в современном государстве.
Для повышения эффективности сотрудничества между Европейским
судом по правам человека и Российской Федерации, а также для устранения проблем
и сглаживания конфликтов между сторонами, необходимо предпринять меры по
внедрению судебной практики Европейского суда в правовую систему России.
Подобной мерой, по нашему мнению, может служить принятие
специального закона, который смог бы урегулировать отношения России и
Страсбургского Суда.
В данном нормативном правовом акте необходимо предусмотреть
порядок официального опубликования переведенных на государственный язык судебных
актов Европейского суда, определить правовой статус постановлений Суда, а также
урегулировать порядок исполнения решений Европейского суда в плане принятия, в
том числе, общих мер, требующих внесения изменений в законодательные акты
Российской Федерации.
Таким образом, законодательством и сложившейся в процессе его
применения судебной практикой выработаны эффективные механизмы защиты социальных
права гражданина в судах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 1.1. Сущность и классификация
социальных прав граждан Социальные права и
свободы человека — это гарантированные (защищенные Конституцией РФ) права
человека на свободу выбора, социальную защиту во всех сферах его
жизнедеятельности. Возникновение социальных прав человека было обусловлено
активной борьбой населения за обеспечение справедливых и полноценных условий
для жизни и труда.
В Конституции Российской
Федерации прописаны права граждан на: свободный выбор языка для общения;
свободный выбор религиозных убеждений; свободу труда. Каждый человек в
соответствии с законом РФ имеет: право на защиту от безработицы; право на труд
и отдых; права на защиту семьи, детства и материнства; право на государственную
помощь в воспитании детей при потере кормильца; помощь по возрасту, в случае
болезни; социальные права в сфере трудового кодекса. Российская Федерация с
1993 года считается социальным государством. Однако достижение такой цели
достаточно сложный процесс, который связан с экономикой, модернизацией правового
регулирования в социально-экономической сфере. Достойный труд — это важнейший
шаг в достижения цели обеспечения достойной жизни человека. С помощью правовых
норм процесс различной работы охвачен общими правилами, происходит
распределение продуктов труда, действия любого человека подчиняются
определенным условиям этого процесса [31].
Разработка и следование
всем правовым нормам социальной защиты населения обеспечивает слаженность в
работе и координацию труда, а также способствует развитию социально-трудовых отношений.
Основным законом страны является Конституция Российской Федерации 1993 г., которая и является
фундаментом законодательства в любой сфере общественных отношений. Конституции
РФ запрещает принудительный труд.
Согласно Конвенции
Международной Организации Труда принудительным трудом не является служба или
работа, которая должна быть выполнена согласно нормам об обязательной военной
службе. Также не является принуждением работа, осуществляемая по приговору
суда. Чрезвычайные ситуации и труд, связанный с ними, не являются
принудительными. В КМОТ прописаны границы минимального предельного возраста
трудоспособных мужчин, при котором возможно привлекать их к принудительному
труду (ст. 11); нормы предоставления отпусков в течение года (ст. 12); правила
условий оплаты этого труда (ст. 14-17). Женщин, как и мужчин, не имеют права
принудить к работе, за исключением приговора суда.
Международные и
конституционные нормы и правила о свободном, безопасном труде включают в себя
не только запрет на принудительный труд, но и право на безопасный труд. Охрана
труда — это комплекс мер, обеспечивающий возможность сохранения здоровья и
жизни работников в процессе его трудовой деятельности, которая включает:
социально экономические, правовые, санитарно-гигиенические, организационно
технические, лечебно-профилактические, различные реабилитационные и иные
мероприятия.
Каждый человек в течение
жизни может подвергаться различным опасностям, встретить непреодолимые
препятствия, которые отразятся на состоянии его трудоспособности и
жизнедеятельности, привести к утрате заработной платы как основного источника
средств существования. Преодолеть указанные обстоятельства в большинстве
случаев человек не может самостоятельно, т.к. они не зависят от его воли, а
связаны с производственными требованиями. В определенных случаях государство
берет на себя социальную защиту в виде соответствующих случаю определенных
законодательством социальных программ [20].
Социальное обеспечение
государства проявляется в различных направлениях деятельности и через разные
функции. Экономическая функция заключается в определенном замещении источника
средств существования, который человек утратил в связи с потерей кормильца,
возрастом, утратой трудоспособности и др. Политическая функция социального
обеспечения включает в себя меры для устранения чрезмерного различия в уровне
жизни разных слоев населения. Демографическая функция способствует увеличению
численности населения (увеличения деторождаемости). Социально-реабилитационная
функция направлена на обеспечение и восстановление нормальных жизненных условий
для социально не защищенных слоев населения. Финансирование для осуществления
социальных функций производится за счет бюджетных средств различных уровней,
также федерального и региональных фондов социальной поддержки, организованных в
основном за счет бюджетных отчислений. Состав получателей помощи, ее виды и
размеры определяются законами РФ и ее субъектов.
Различают определенные
виды социальной помощи: социальные пенсии; предоставление государством
предметов первой необходимости; льготы на оплату коммунально-бытовых услуг;
единовременные пособия вынужденным переселенцам; льготы на приобретение
лекарств, протезно-ортопедических изделий; помощь престарелым и инвалидам на
дому; стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; приюты для детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию и прочее [27].
Социальные права не могут
развиваться только помощью политических, экономических, социальных и
юридических гарантий. Прежде всего, обществу необходимо донести приоритет закона
и выработать уважение к нему.
Многообразие
основополагающих понятий в праве социального обеспечения требует их четкого
разграничения и легального определения в законодательстве. К сожалению, в
настоящее время в законодательстве о социальном обеспечении эта работа не
проведена, понятия размыты, не установлено их соотношение друг с другом [32].
Так, например, анализ
общих положений Федерального закона «О государственной социальной помощи» от
17.07.1999 № 178-ФЗ (далее — закон № 178-ФЗ) [4] позволяет сделать заключение,
что государственная социальная помощь может оказываться в форме либо в виде
социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и
жизненно необходимых товаров.
В то же время согласно
ст. 12 закона № 178-ФЗ, оказание государственной социальной помощи
осуществляется различными видами денежных выплат (социальными пособиями,
субсидиями и пр.) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда,
обувь, медицинские препараты и пр.).
Неопределенность в данном
вопросе на федеральном уровне может оказать негативное влияние на
законодательство субъектов России и вызвать затруднения в правоприменительной
практике.
Таким образом, вопрос о
четком выделении видов и форм государственной социальной помощи является весьма
актуальным, носит как теоретический, так и практический характер.
В заключение, хотелось бы
сказать о том, что место социальных прав в законодательной системе страны очень
важно, так как теория гуманизма является фундаментом для постройки всей
правовой базы страны. Не смотря на множество гарантий социального обеспечения,
которые в силу своей характеристики выступают прослойками защиты индивидуальных
прав граждан, государство еще не достигло полного диссонанса в системе
социального обеспечения, а, следовательно, механизм требует доработки
относительно реформ, возникающих на мировой арене, по причине преодоления
проблемы экологического кризиса с помощью формирования путей борьбы. А
социальная защищенность гражданина Российской Федерации обеспечена на
достаточно высоком уровне, что характеризует страну как высокоразвитую и
прогрессивную, определяя ее ведущее место в отношениях с другими иностранными
государствами.
Представляется
целесообразным и своевременным виды государственной социальной помощи,
закрепленные в ст. 12 Закона № 178-ФЗ, определить как ее формы, а социальные
пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно
необходимые товары, указанные в ст. 1 Закона № 178-ФЗ, определить как виды
государственной социальной помощи.