Курсовая теория на тему Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования социализации детей с нарушениями в развитии 5
1.1 Понятие «социализация» в психологической науке 5
1.2 Особенности социализации детей в онтогенезе 11
Глава 2 Анализ проблем социализации детей с нарушениями в развитии 18
2.1 Характеристика общих закономерностей развития ребенка с нарушениями в развитии 18
2.2 Анализ основных трудностей социализации и их факторов у детей с нарушениями развития 23
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
В настоящее время родители и педагоги уделяют большое внимание вхождению ребенка в мир социальных отношений и деятельности.
Каждый взрослый хочет видеть своего ребенка успешным, спокойным, уверенным в себе, реализованным, способным найти свое место в обществе и профессиональной деятельности. Процесс успешного вхождения в социум носит название социализации и предполагает умение налаживать контакт с другими людьми, эффективно осуществлять процесс коммуникации, овладение моральными и нравственными нормами и установками того общества, в котором существует индивид, использование адекватных форм и способов поведения.
В настоящее время с распространением виртуального общения, проблема освоения способов и технологий реальной коммуникации, адекватной социализации в окружающем мире становится особенно актуальной. Причем следует отметить, что процесс социализации начинается с самого раннего детства ребенка и требует контроля и поддержки со стороны родителей и педагогов, работающих с ребенком.
Если говорить о социализации детей с ОВЗ, то этот процесс осложнен по сравнению с нормативно развивающимися детьми. Он осложнен во-первых, индивидуальными особенностями развития и возможностями каждого ребенка. Во-вторых, определенным осложняющим фактором в данном случае следует считать отношение со стороны общества и окружающих к таким детям и их семьям: зачастую возникает социальная изоляция, что также не способствует эффективной социализации детей с ОВЗ.
Процесс социализации детей с нарушениями развития должен находится под пристальным вниманием педагогов, родителей, т.к. овладение социальными навыками является одним из наиболее сложных компонентов развития для детей с ОВЗ. Соответственно, исследование процессов социализации детей с ОВЗ, факторов и особенностей этого процесса является актуальным направлением исследования в современной психологии.
Цель исследования: проанализировать особенности процесса социализации детей с ОВЗ.
Объект исследования: процесс социализации.
Предмет исследования: процесс социализации детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть определение феномена «социализация»;
2. Проанализировать особенности процесса социализации в онтогенезе;
3. Изучить особенности социализации детей с ОВЗ;
4. Охарактеризовать проблемы и трудности социализации детей с ОВЗ.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
Вопрос социализации детей дошкольного возраста является весьма актуальным для решения задач современного образования и удовлетворения запросов социума и государства.
Социализация ребенка – очень длительный и сложный процесс. Любое общество само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок усвоил определенную систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения данного общества, чтобы жить в этом обществе, стать его полноправным членом.
Социализация дошкольников предполагает освоение культурных норм и правил взаимодействия ребенка с окружающими людьми и социумом. Процесс социализации является достаточно сложным феноменом, предполагающим совместную деятельность семьи и образовательного учреждения. Социализация детей с ОВЗ осложняется особенностями развития таких детей. В процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление – дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.
Большое значение в социализации детей с ОВЗ имеет учет тех факторов и особенностей, которые осложняют этот процесс: интеллектуальные и физические особенности развития, особенности осуществления коммуникации, степень социальной изоляции. Эти факторы следует учитывать в организации работы по социализации таких детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования социализации детей с нарушениями в развитии
1.1 Понятие «социализация» в психологической науке
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализация, как по содержанию, так и по средствам реализации, является сложным процессом взаимодействия человека с окружающим его миром [23].
Любое общество стремилось и стремится сформировать определённый социальный тип человека, соответствующий его социальным идеалам. При этом главенствующая роль всегда отводится воспитанию как целенаправленному процессу включения различных поколений в систему социальных ценностей и социальных ролей. Воспитание личности – всегда было сложной задачей. Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Социализированность как итог процесса социализации следует понимать как высокий уровень развития продуктивных в постоянно преобразующихся условиях личностных и социальных характеристик, установок, стратегий деятельности и взаимодействия с другими людьми в обществе. Социализированность рассматривается как обязательный фактор, воздействующий на становление активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без негативного воздействия на здоровье. Формирование личности не может происходить в автономном режиме существования для эффективного протекания данного процесса требуется специально организованное влияние на нее в форме обеспечения комплекса определенных психолого-педагогических условий. Спонтанная, малоуправляемая и направляемая социализация, в которой не учитываются индивидуальные специфические характеристики учащихся может обладать как непосредственными, так и отдаленными травмирующими эффектами [23].
Мудрик А. В. указывает на то, что социализация должна интерпретироваться как развитие и самопреобразование субъекта в ходе овладения и самопроизводства культуры, что может быть реализовано во взаимодействии индивида со спонтанно возникающими, условно направляемыми и целенаправленно организуемыми условиями жизни во все