Курсовая теория на тему Проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты исследования коррупции 5
1.1. Содержание понятия «коррупция» в современной науке 5
1.2. Представления об условиях и причинах возникновения коррупции 9
Глава 2. Философские и социальные основания борьбы с коррупцией в России и за рубежом 13
2.1 Этическая составляющая борьбы с коррупцией в России и за рубежом 13
2.2 Отечественные и зарубежные исследователи о мерах успешной борьбы с коррупцией 18
Заключение 31
Библиографический список 35
Введение:
Актуальность проблемы коррупции в современном обществе очевидна.
Подходы к определению сущности, истоков коррупции, а также способов ее преодоления в мировой науке разнообразны. На сегодняшний день существует потребность формирования адекватного задачам преодоления коррупции научного инструментария. Необходимо провести ревизию, осуществить критический анализ имеющегося в арсенале науки средств для решения проблемы коррупции. В этом заключается философская актуальность исследования.
На сегодняшний день становиться очевидным что внешних, принудительных средств борьбы с коррупцией оказывается недостаточно. Современный научный инструментарий должен позволять анализировать и решать проблему не только с использованием внешних по отношению к человеку средств воздействия (закона, судебной системы, общественного порицания и т.д.), но и посредством формирования внутренних механизмов (убежденности, морали, профессионального долга и т.д.) в структуре личности человека. Разработка такого инструментария, поиск теоретических и методологических оснований для его конструирования составляет научную актуальность исследования.
Исследование этического и социального поведения человека в противостоянии коррупции, а тем более человека, призванного с ней бороться в соответствии со своими должностными обязанностями, несомненно имеет практическое значение, так как оно может стать тем недостающим звеном в решении проблемы. По уровню коррумпированности Россия, к сожалению, занимает одно из ведущих мест и вопрос о том, как сформировать устойчивое антикоррупционное поведение личности выводит исследование на самое острие проблемы в российской практике.
Объект исследования: подходы к исследованию предотвращения коррупции.
Предмет исследования: онтологические характеристики человека, обуславливающие его этическое и социальное поведения в процессе противостояния коррупции в свете идей философии и современных научных концепций.
Цель: в процессе анализа отечественных и зарубежных концепций обозначить имеющиеся в науке точки зрения относительно этических и социальных оснований противостояния человека коррупции.
Задачи:
1. Рассмотреть происхождение термина «коррупция» и историю его исследования;
2. На основе анализа литературы обозначить условия и факторы возникновения коррупции;
3. Охарактеризовать формы, методы и примеры борьбы с коррупцией в России за рубежом;
4. Проанализировать исследования отечественных и зарубежных исследователей по мерам борьбы с коррупцией;
5. Выделить характеристики этического и социального поведения человека, способного противостоять коррупции.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В процессе работы было рассмотрено происхождение термина «коррупция» и историю его исследования.
Коррупция — это поведение, отклоняющееся от моральных и этических норм ради достижения частных материальных и статусных целей, она является теневой формой специфического взаимодействия общества и публично-правовых институтов.
На основе анализа литературы обозначены условия и факторы возникновения коррупции;
Несмотря на то, что термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве и не был введён в научный оборот вплоть до начала XX века, однако и до этого периода существовали корыстные злоупотребления должностных лиц, трактуемые современным правом как коррупция.
Рассмотрены история происхождения коррупционных взаимоотношений и коррупционные явления, существующие на настоящий момент в Российской Федерации. Отмечено, что борьба с коррупцией была одной из основных задач государства со времен Древнего Рима и до наших дней, а в ряде развитых государств достаточно успешно функционирует система противодействия коррупции и создана атмосфера неприятия обществом этого негативного явления.
Проанализированы причины возникновения коррупционных явлений в Российской Федерации, и указано на необходимость ужесточения мер по борьбе с коррупционными явлениями, а также законодательного закрепления и введения административных и уголовных мер по профилактике и пресечению коррупционных явлений.
Подчеркнуто, что четверть граждан Российской Федерации практически ежедневно сталкиваются с явными признаками коррупции, и что на современном этапе развития Российской Федерации коррупция имеет форму системного характера. Обозначены несколько видов коррупции: административная, политическая, экономическая, бытовая и элитная, при этом в отдельную группу предложено выделить следующие виды: национальная и международная.
Приведены аналитические данные о количестве распределения коррупционных услуг среди различных ветвей государственной власти.
Даны описания наиболее популярных видов коррупционного мошенничества, направленных на незаконное присвоение денежных средств. Представлены основные пути профилактики коррупционных преступлений и способы их реализации. Охарактеризованы формы, методы и примеры борьбы с коррупцией в России за рубежом;
Несмотря на отдельные позитивные результаты и успехи в сфере противодействия коррупции в судебной системе России данная проблема остается достаточно острой для нашей страны, а ряд вопросов антикоррупционного законодательства требуют дополнительной проработки с учетом использования положительного опыта зарубежных стран по регламентированию коррупционных преступлений. Реформирование и модернизация судебной системы России кардинально не повлияли на коррупционную составляющую, многие ее проблемы так и остались нерешенными, другие ушли в «тень».
Проанализированы исследования отечественных и зарубежных исследователей по мерам борьбы с коррупцией;
Выделены характеристики этического и социального поведения человека, способного противостоять коррупции.
Мы считаем, что интеграционные процессы российского права с зарубежной правовой системой актуализировали проблему противодействия коррупции в судебной системе современной России.
Отмечается, что законодательство зарубежных стран содержит весьма развитую систему мер, направленных на противодействие коррупции (высокие этические стандарты, общественная деятельность, независимая экспертиза резонансных дел и пр.).
Делается вывод о фрагментарном использовании опыта зарубежных стран по противодействию коррупции и необходимости его адаптации с целью совершенствования механизма противодействия коррупции в судебной системе современной России.
Итак, в контексте проведенного исследования российского и зарубежного антикоррупционного законодательства можно сформулировать ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование механизма противодействия коррупции в судебной системе современной России. В нашей стране крайне слабо или весьма фрагментарно используется опыт зарубежных стран по противодействию коррупции в судебной системе. Между тем вопросы правового регулирования противодействия коррупции в судебной системе зарубежных стран отражены полнее и глубже, чем в российском законодательстве, а уровень правовой регламентации данной проблемы в ряде зарубежных стран, таких как Дания, Швеция, Канада, США, Сингапур и др., заметно выше, чем в России. Определенный интерес представляют некоторые положения антикоррупционного законодательства зарубежных стран, которые можно было бы использовать для оптимизации правовых мер противодействия коррупции в судебной системе.
Таким образом, на основе проведенного исследования полагаем, что в качестве вывода следует указать на организацию и проведение следующих мероприятий, которые, на мой взгляд, могут существенно повлиять на состояние противодействия коррупционной преступности:
1. Рассмотреть вопрос об упразднении института иммунитета от уголовного преследования в отношении судей. Если действующие правовые механизмы защищают каждого гражданина, то данные механизмы вполне могут защитить и судей. Заимствование аналогичной практики зарубежных стран, в частности США, Великобритании, Сингапура, в российское антикоррупционное законодательство представляется весьма перспективным;
2. Ввести ротацию судей по истечении пятилетнего срока пребывания в должности судьи. Как показывает опыт зарубежных стран, ротация кадров во всех органах власти, например, в Германии, является одной из эффективных мер противодействия коррупции, оправдавшей себя на практике;
3. Создать систему общественного контроля за осуществлением правосудия. Одной из форм контроля за осуществлением правосудия в России могла бы стать общественная экспертиза по резонансным делам в случае определения правового регламента ее осуществления, которая широко применяется в Англии;
4. Политическое руководство страны должно быть искренне привержено делу искоренения коррупции. Они должны демонстрировать примерное поведение, вести скромный образ жизни и сами не предаваться коррупции. Любое лицо, признанное виновным в коррупции, должно быть наказано, независимо от его положения или статуса в обществе. Если `крупная рыба «(богатая и знаменитая) будет защищена от преследования за коррупцию, и только «мелкая рыба» (обычные люди) будет поймана или казнена (как это имеет место в Китае и Вьетнаме), то Антикоррупционная стратегия государства будет лишена доверия и вряд ли будет успешной;
5. Увеличить в разы оплату труда и ввести дополнительные льготы у государственных служащих, для повышения конкурентной способности с частным сектором;
6. Для уменьшения возможности для коррупции в тех государственных ведомствах, которые уязвимы для коррупционной деятельности (а именно, таможня, иммиграция, сфера предоставления медицинских услуг, ГИБДД, правоохранительные органы, жилищно — коммунальные службы, строительства, выделения земельных участков, организации торговли), такие службы должны периодически пересматривать свои действующие антикоррупционные процедуры, с тем, чтобы уменьшить возможности для коррупции;
7. Запретить набор на государственную службу родственников, расширение налогового контроля за государственными служащими, членами их семей, ближайшими и дальними родственниками, любой сотрудник, признанный виновным в коррупции, должен быть наказан и уволен с государственной службы.
8. Повышение правовой грамотности населения, образовательного и культурного уровня граждан;
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исторические аспекты исследования коррупции
1.1. Содержание понятия «коррупция» в современной науке
Коррупция – многоаспектное многоуровневое системное социальное явление, интегрирующее в себе все стороны жизни. По мнению Е.В. Охотского, «коррупция, по сути дела, стала альтернативой праву и морали. Она активно воздействует на общественное сознание и личные взгляды, формирует выгодные для себя морально-нравственные установки, определяет правовую культуру и нравственный климат в обществе, лишает, в конечном счете, право и мораль монополии регулирования общественными отношениями, решает буквально все, причем очень быстро: был бы «интерес» и «ресурс».
Это значит, что коррупция представляет собой парадоксальную «анормальную норму» социального порядка как такового. В этом смысле коррупция, как считает Л. Тимофеев, может восприниматься как положительное и разумное явление, «как проявление здравого смысла в экономическом поведении человека» .
Современные специалисты предлагают рассматривать отдельно несколько видов коррупции:
— административную;
— политическую;
— экономическую;
— бытовую;
— элитную.
В отдельную группу предлагается выделить следующие виды коррупции:
— национальную;
— международную .
Любой из перечисленных видов представляет собой социально опасное явление и, безусловно, все они взаимосвязаны.
Наиболее опасные виды коррупций:
— административная;
— политическая;
— в правоохранительных системах;
— судебных системах.
Коррупция, разлагающая властные структуры государства, подрывает авторитет властных институтов, дестабилизирует взаимоотношения граждан и государства, разрушает веру граждан в государственную власть и приводит к регрессу престижа государства на международной арене.
Административная коррупция, имеющая место в органах различных властных структур, формирует рынок противозаконных бюрократических услуг.
Последствия коррупции разрушают социальную и политическую структуру правового государства и могут привести к перерастанию его в полицейское государство .
Характерной чертой коррупции на современном этапе является факт последовательного расширения сферы своего влияния в результате аннексирования новых областей воздействия, прежде защищенных от нее, а это делает коррупцию наиболее опасной угрозой.
Максим Шеметов отмечает, что на сегодняшний день каждый властный госорган предоставляет те коррупционные услуги, которые требует от него бизнес. Главенствующее место в предоставлении коррупционных услуг занимает исполнительная власть. На основании подсчетов экспертов можно утверждать, что количество коррупционных услуг во власти распределяется так, % :
— исполнительная — 98,9;
— судебная — 0,8;
— законодательная — 0,1;
— остальные властные структуры — 0,2.
Функции исполнительной власти, приносящие ей коррупционный доход, распределяются следующим образом, %:
— контрольно-надзорная деятельность — 34,6;
— лицензирование — 34,2;
— налоговое администрирование — 22;
— остальные функции — 9,2.
В подтверждение такого предположения приведем данные другого исследования. Так, в 2018 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ) был проведен опрос российских граждан о состоянии коррупции в наиболее значимых сферах и институтах жизнедеятельности российского общества. Как показывают мониторинговые исследования, проведенные ВЦИОМ, одной из наиболее незащищенных и привлекательных для коррупции сфер является судебная система. Это мнение 14 % опрощенных.
Профилактика и пресечение коррупции — это проблема, касающаяся всех юридических наук, поэтому в деле борьбы с коррупцией должны за-действоваться нормы из всех отраслей права.
Одним из путей профилактики коррупции может быть путь создания законов, которые не давали бы возможности госслужащим проводить сделки коррупционной направленности. Кроме того, при создании таких нормативных документов следует не только узаконивать «нормы-запреты», налагающие эмбарго на занятие госчиновниками частным предпринимательством и(или) на взимание за свою служебную деятельность подарков и вознаграждений, но и так формулировать чиновничьи полномочия, чтобы не оставалось «щелей» для произвольной деятельности или действий по лоббированию чьих-либо интересов.
Кроме того, необходимо исключить из законов нормы, в той или иной мере усложняющие процесс управления, тем самым прямым либо косвенным путем предоставляющие возможность для взяток, вымогательства, создания различных административных препятствий или иных видов коррупционной деятельности.
Необходимо также одновременно с разработкой законов искать пути реализации их и меры ответственности за невыполнение или саботирование законов.