Курсовая теория на тему Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты изучения коммуникации в истории социально-философской мысли 5
1.1 Коммуникации: анализ основных парадигм 5
1.2 Восприятие коммуникации в древние времена 10
1.3Осмысление проблемы коммуникации в современных условиях 19
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Введение:
Актуальность темы. При решении многих международных проблем экономического, технологического, политического, идеологического характера актуальной остается проблема культуры общения. Эта проблема связана, с одной стороны, с современными условиями национальных, государственных, религиозных различий третьей индустриально-информационной волны, а с другой — с процессами интеграции и глобализации. Следовательно, актуальным является социально-философский вопрос о формировании коммуникативной культуры личности как фактора гуманизации планетарного общества. Актуальность теоретического и практического значения данной курсовой работы заключается в поиске социокультурных, интеллектуальных, гуманистических инварианты развития европейского экзистенциального мышления в условиях мирового глобального кризиса. Возникает возможность более адекватно рассмотреть философские проекты прошлого относительно решения проблемы гармоничного состояния человеческой цивилизации в корреляциях с модификациями основных течений современной философии.
Степень разработанности проблемы. Новейшая коммуникационная философия инициирует проблематику «согласование» процессов формирования глобального «общечеловеческого» жизненного пространства с процессами развития локальных культур, национального ренессанса. Характерной чертой новых методологических новаций является ориентированность на морально-ценностный подход к социуму с применением принципа этнической определенности социокультурных феноменов. Весомыми в раскрытии нравственного аспекта человеческой коммуникации являются труды таких русских философов двадцатого века как Н. Бердяев, В. Вернадский, Б. Вышеславцев, В. Соловьев, Л. Шестов, С. Франк, и работы таких философов современности, как Бы. Богомолов, В. Добреньков, В. Налимов, А. Назарчук тому подобное. Важное значение анализа философских концепций коммуникации уделяется в трудах современных украинских философов: Г. Горак, В. Горского, С. Крымского, В. Ляха, М. Мокляка, В. Малахова, Л. Ситниченко, В. Шинкарука и тому подобное.
Теоретико-методологические основания исследования темы. Анализ научных источников и публикаций свидетельствует о том, что гипотеза об усилении роли коммуникации в глобализирующемся обществе приводит к тому, что исследовательский центр представляет собой область знаний о процессах, происходящих между феноменом коммуникации и общества, их взаимопроникновение взаимные переходы. Это открывает путь к решению проблем общества в целом и отдельных проблем друг с другом в виде конкретных концепций социальной философии. Формулировка основных проблем в данном контексте отражается в том, что какой-то существенный аспект общества (коммуникации) рассматривается как один из его аспектов, обеспечивающий стимул для развития целого (общества), условие его развития. Подобная методология (выделение некоего существенного ядра, которая служит основой для формирования концепции а) разработана в западной социальной философии, которая, по мнению Юргена Хабермаса, связана с возрастающей ролью «коммуникации как продуктивного силы »[1, с. 85]. Позиция Юргена Хабермаса, которая ставит проблему коммуникации в анализе общества в целом, является еще одним ярким подтверждением тематической и методологической актуальности этой проблемы.
Таким образом, в данной работе цель состоит в том, чтобы проанализировать направленность коммуникативных социальных процессов как определенных движущих сил развития общества, дополненных взглядами, превалирующими в этой области, на основе ретроспективного анализа понятия «коммуникация».
В связи с этим приведем общую характеристику понятий общения, исследуя генезис общения как социального явления, интерпретируем концептуализацию понятия общения в социальной философии.
Предмет исследования: Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли.
Объект исследования: коммуникация, коммуникационный процесс в системе наук.
Цель исследования: проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы изучения коммуникаций;
2. дать общую характеристику проблем общения в истории социально-философской мысли.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы исторического исследования и аналитические методы философии.
Заключение:
Ретроспективный взгляд на развитие философского сознания эпохи Премодерна, Модерна и Постмодерна свидетельствует о извечной заботе мыслящего человека относительно решения и продуктивного решения проблемы гармоничного состояния человеческого общества. Гуманистические последствия суток Премодерна и «философии практики» эпохи Модерна не умирают совсем, они диалектически превращается в философские проекты Постмодерна. В современных условиях глобализации и интеграции заслуживают особого внимания философские концепции М. Бубера, Е. Фромма, К.-А. Апеля, Ю. Габермаса базирующиеся на принципах диалогического общения, собственной ответственности личности, достижения коммуникативного согласования. Именно в этих проектах авторы пытаются обосновать новые устои солидарности людей как обязательного условия их морально-духовной жизни и найти механизмы по разрешению конфликтов человечества с помощью аргументации, настоящей, неискаженной ничем коммуникации, а не силы. Последние достижения комплекса наук о человеке свидетельствуют о ее многомерность, трансцендентность существования, что придает оптимизма к будущему урегулированию конфликтов человечества благодаря духовному развитию личности. Итак, речь идет о выявлении заложенных в человеке потенций, возможностей трансформации ее сознания, связанных с радикальной перестройкой всего внутреннего мира человека, ее перерождением.
Подходы к выработке новых ценностных ориентаций находим в различных сферах человеческого знания и познания, в которых продуцируются представление об определенном синтетический, целостный развитие человека, природы и культуры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические аспекты изучения коммуникации в истории социально-философской мысли
1.1 Коммуникации: анализ основных парадигм
Понятие коммуникации возникло и распространилось относительно недавно, в середине ХХ века. Его введение в научный обиход было сделано благодаря исследованиям в области кибернетики и теории информации. Но давайте сначала взглянем на исторический процесс возникновения и развития средств коммуникации. Это позволит наглядно связать изменения в коммуникационной сфере с развитием цивилизации и понять место коммуникации в обще-цивилизационном развитии.
В традиционных обществах возможности передачи информации тысячелетиями определялись уровнем технологий, связанных с физическим перемещением человека [11].
На суше эта задача решалась с помощью гужевого транспорта, на воде — с помощью различных плавучих средств. Соответственно и коммуникация ограничивалась возможностями конвенциональных видов транспорта. Позже эта функция перешла к технике, работавшей на основе двигателей внутреннего сгорания: железная дорога, автомобили, авиация. Это изменило индивидуальные коммуникативные возможности человека, степень свободы на маршрутах ее передвижения.
Только в середине XIX века ученые начали находить практическое применение открытия электрического тока и свойств электромагнитного поля. Первым и самым простым применением было использование электрического тока для создания и воспроизведения сигналов. Современный исследователь трансформационных изменений коммуникативного пространства В. Назарчук отмечает: «Если предыдущие сигнальные системы удаленных сообщений опирались на визуальное восприятие (например, огня) и были способны нести код лишь из нескольких сигналов, то сигналы по кабелю быстро получили возможность предоставлять более сложные системы кодов, вплоть до самого воспроизведения речи» [6, c. 13]. В начале ХХ века телеграфная связь обогатилась возможностью кодирования и воспроизведения звука, то есть трансформировался в телефонную связь.
В то же время были открыты формы безпроводной передачи сигналов, возник радиосвязь и открылись возможности эфирной коммуникации.
Следовательно, электромагнитные импульсы и волны вызвали революцию в коммуникативных возможностях человечества. Коммуникация стала мгновенной на каких угодно расстояниях. Удаленность от партнера по коммуникации с использованием электронных сигналов стала мнимой, умом и контролируемой им. Причем революция электромагнитной коммуникации касалась только сообщений. Электроэнергия меняла быт, но с точки зрения технологического базиса цивилизации ее применения ничего принципиально не меняло, кроме сверхскоростной передачи сообщений.
Лишь когда появилась возможность передавать в сообщении комплексный образ, аудиовизуальную передачу по радио или телевидению, или комплекс команд для удаленного управления системами открылось новое направление коммуникации — проектирование виртуальных миров.
Медиа-культура — отдельная сфера и тема общественной коммуникации. «Без задач экстра-территориальной коммуникации не существовало бы и не могло возникнуть целого пласта материальных носителей знаковых сообщений, который отождествляется нами с наивысшим достижением человеческой культуры [4, c.122].
Ключевым событием, что прекратило вековое господство устной коммуникации, стало массовое и повсеместное распространение книги» [7, с. 79]. Добавим, что это произошло в Европе благодаря наступлению эпохи массовой грамотности городского населения уже во второй половине XIX века. Не меньший медиа-эффект имело радио, а еще большего эффекта и культурного значения приобрело телевидение. Итак, на протяжении более чем одного века на место устной коммуникации пришла сложная медиа-культура, основанная на комплексных сообщениях.
Коммуникация нарративов и виртуальных миров, которая была вызвана возникновением новых медиа-форматов, привела к формированию еще нескольких коммуникационных феноменов, неизвестных традиционному обществу. Они получили название «средства массовой коммуникации».
В формировании современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или «поколений», что добавили своих особенностей к пониманию феномена коммуникации.
Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук (В. Шрамм, Крейг, Г. Литлджон), с развитием информационных наук и технологий стали развиваться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими выступают источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. В теории коммуникации 50-60-х годов происходит «психологизирование» взглядов на коммуникацию, когда она начинает все больше рассматриваться как человеческая коммуникация [9].
В этот период теория коммуникации испытывает явного влияния со стороны психологических наук и бихевиоризма. Формируется дисциплина, которую сейчас называют межличностной коммуникацией.
Следующий этап в становлении теории коммуникации, включая и современность, характеризуется расширением системного подхода к анализу коммуникации. Последняя рассматривается как социальный процесс.
Подчеркивается не просто интерактивный, но и трансактный характер коммуникации. Это означает, что всякий субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно; любой коммуникативный процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее.
Несмотря на то, что большинство коммуникативных ситуаций имеют для нас четко определенные начало и конец, то есть являются дискретными, мы не знаем, где, когда, с кем и каким образом наш разговор с коммуникативным партнером может получить продолжение в наших отношениях-общениях с другими людьми. В этом смысле мы участвуем в процессе общения бесконечно, и границы нашего «коммуницирования» не всегда четко можно определить (Д. Миллер, Дж. Вуд). Коммуникация (и в более узком смысле — общение) не является служебным процессом и лишь средством достижения определенных целей, но и формирующим процессом. В самом полном смысле этого слова коммуникация является состоянием человеческого бытия и способом человеческого существования.
Содержание:
Введение 2
1 Теоретические основания исследования коммуникации в истории социально-философской мысли 4
1.1 Теоретические основы построения теории социальной коммуникации 4
1.2 Коммуникативная проблематика на ранних этапах становления социально-философской мысли 8
1.3 Философские взгляды на проблему коммуникации в эпоху Возрождения 11
2 Трансформации проблем коммуникации Нового и Новейшего периода истории социально-философской мысли 13
2.1 Трансформация коммуникативной проблематики в воззрениях мыслителей Нового времени 13
2.2 Коммуникативная проблематика в философии ХХ — начала ХХI века 19
Заключение 29
Список использованных источников 30
Введение:
Коммуникация является неотъемлемой частью жизни человеческого общества на любом историческом этапе его развития. Теоретическое осмысление характера человеческих отношений в конце XIX — начале ХХ веков складывалось в условиях развития в обществе индивидуализма, который породил крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов — некоммуникабельность, что актуально и в настоящее время, несмотря на быстрое развитие коммуникационных средств и технологий. В цели данного исследования входит анализ специфики социокультурных подходов к решению проблемы социальной коммуникации в концепциях крупнейших западноевропейских и русских мыслителей конца XIX — начала XX в. Для достижения поставленной цели нам необходимо сопоставить и проанализировать интерпретации подходов к пониманию социальной коммуникации в рамках национальных социокультурных традиций, а также выделить специфику интерпретации аспектов проблемы в русле сложившихся философских традиций.
Проблема коммуникации начала активно разрабатываться на рубеже ХIХ-ХХ вв. в рамках проблематики «Другого». Она стала ядром неклассических философских учений ХIХ — начала ХХ в. Основу философской теории коммуникации составили концепции экзистенциальной философии (М. Бубер, К. Ясперс и др.) в западноевропейской философии, христианского персонализма (Н. Бердяев), интуитивизма (С. Франк) в русской философии.
При написании курсовой работы в качестве теоретико-методологической базы использовались идеи следующих авторов: И.Канта, А.Бергсона, Э. Гуссерля, Э. Кассирера, М. М. Бахтина, Ж. Делёза, Х.Арендт, К. Шмитта, М.Маклюэна, Ю.Хабермаса, Н.Лумана, Г. Зиммеля.
Гипотеза: Коммуникация – это особая совокупность связей, обеспечивающая интеграцию, взаимодействие всех компонентов социальной системы в целом с окружающими условиями. Именно благодаря непрерывно осуществляемой коммуникации, свободному движению информационных потоков внутри социальной системы и ее внешней средой, возможно не только сохранение ее целостности и качественной специфики, но и дальнейшее совершенствование и развитие.
Цель: выявить причины трансформации проблемы коммуникации в разные исторические периоды развития социально-философской мысли
Объект: понятие коммуникации в истории социально-философской мысли.
Предмет: трансформации проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли
Задачами анализа являются:
1. Рассмотреть теоретические основы становления теории коммуникации.
2. Выявить основные проблемы коммуникации в социально-философской мысли в разные исторические периоды.
3. Выявить влияние ранних мыслителей на формирование последующих концепций;
4. Выявить тенденции развития основных современных философских подходов к коммуникации.
Практическая значимость данного исследования состоит в следующем: полученные модели коммуникации являются определенным вкладом в разработку и развитие нового методологического способа анализа социально-философских проблем; в определенной степени устраняется пробел в синтетическом изучении феномена коммуникации на материале философии Нового времени и современных проблем социальной философии, социологии и политологии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Теоретические истоки современной коммуникативности лежат в классическом периоде древней философии, когда проблема человека становится центральной для философских рассуждений. Решение проблемы человека выдвинуло на передний план проблему человеческих отношений и человеческого общения.
Изменения в природе социальных связей и отношений, которые происходят на каждом последующем этапе человеческой истории, получили соответствующее теоретическое отражение. Растущая сложность связей с общественностью и отношений означала структурную сложность и большее разнообразие коммуникативных знаний. До 19 века инклюзивное понимание проблем человеческого общения велось преимущественно в контексте философии. В двадцатом веке большой вклад в развитие теории коммуникации и методологии изучения коммуникационных процессов внесли исследования в области социологии, психологии, культуры, филологии, техники и других наук.
Появление и широкое использование электронных коммуникаций в двадцатом веке стимулировал исследовательский интерес к проблемам массовой коммуникации. В результате было выдвинуто большое количество теорий, которые получили эмпирические подтверждения, которые понимают и объясняют роль и значение средств массовой информации в современном обществе.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
1.1 Теоретические основы построения теории социальной коммуникации
Теория коммуникации, как современная развивающаяся наука, имеет ряд особых характеристик, которые, с одной стороны, включают ее в общий ряд наук о человеке и обществе, а с другой — отличают ее от этой серии. Рассмотрим эти особенности более подробно.
Прежде всего, теория коммуникации является отраслью научного знания во многих других научных дисциплинах. Следовательно, он имеет все характеристики науки. Наука, как вы знаете, представляет собой особый вид познавательной деятельности, направленной на развитие объективных знаний, систематически организованных и проверенных в мире . Целью теории коммуникации как отрасли науки является сбор, накопление, классификация, анализ, обобщение и использование данных по предмету, построение новых теорий или совершенствование существующих теорий, которые адекватно описать коммуникационные явления и процессы и предвидеть их развитие.
Любые коммуникационные явления и процессы, их элементы и их связи могут стать предметом научных исследований в теории коммуникации. Эта наука изучает их как объекты, которые функционируют и развиваются в соответствии с их естественными законами. Он может изучать человека как субъект коммуникативной деятельности, а также как ее особый объект. Коммуникационные теории как внутренняя ценность науки и доказательство знания. Вопреки обычному знанию явлений общения, оно предполагает использование специальных средств и методов деятельности. Эти инструменты и методы формируют методологическую основу теории коммуникации.
Как уже упоминалось, теория коммуникации является одной из так называемых постнеклассических наук. Эта концепция связана с динамикой научной рациональности, которая перешла от классической (17 — начало 20 века) к неклассической (первая половина 20 века) к постнеклассической (конец 20 — начало 21 века) рациональности. В современной науке науки общепризнанно, что классическая наука предполагала, что материя удалена от объекта и, так сказать, извне знает мир . Следовательно, это знание считалось истинным, что исключает из описания и объяснения все, что касается средств и предмета познания. Для неклассической рациональности, которая имеет применение, например, в квантовой механике и в теории относительности, характерен подход, в котором объект познания соотносится со средствами и операциями деятельности. Постнеклассическая рациональность основана на понимании корреляции знаний об объекте не только с помощью средств познания, но также с целевыми структурами познающего субъекта.
В. С. Степин пишет: «В современной постнеклассической науке растущие места занимают сложные исторически развивающиеся системы, в том числе и люди. К ним относятся объекты современной биотехнологии, биомедицинские системы и биосфера в целом, человеко-машинные системы и т. д. В широком смысле это может включать в себя любую сложную синергетическую систему, взаимодействие с которой она превращает само действие человека в компонент системы» . Коммуникационные системы в современном обществе, которые функционируют на разных уровнях социальной иерархии, входят в число этих систем. А теория общения основана на постнеклассической рациональности. В то же время следует понимать, что в теоретических и методологических основах науки также существуют необходимые подходы, основанные на классических и неклассических парадигмах.