Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Проблемы классификации потребностей человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем классификации потребностей человека 4
1.1 Понятие, структура и виды потребностей 4
1.2 Функции и особенности потребностей 10
1.3 Значение потребностей в жизни человека 14
1.4. Проблема классификации потребностей человека 16
Заключение 25
Список источников информации 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Задача активизации человеческого фактора, поставленная XXVII съездом КПСС, не может быть решена вполне без значительного продвижения в изучении проблемы формирования потребностей советского человека. В свою очередь, работа по формированию потребностей предполагает ответ на вопрос — что именно формировать, т.е. какие потребности наиболее важны для активизации человеческого фактора и должны быть сформированы непременно в первую очередь. Ответ на этот вопрос ведет к признанию повышенной актуальности проблемы классификации потребностей. «Почти все авторы, занимающиеся проблемой потребностей, подчеркивают важность создания научного перечня потребностей, своеобразной их «номенклатуры». Однако, как отмечает П.В. Симонов, «мы до сих пор не располагаем сколько-нибудь разработанной и общепринятой классификацией потребностей человека».
Задача нашего исследования заключается в попытке соотнести и обобщить бытующие в настоящее время разрозненные точки зрения и на этой основе разработать общую гипотезу классификации потребностей, которая могла бы если не быть принятой безоговорочно, то послужить отправной точкой для принятия взглядов унифицированных и единых.
Активное исследование потребностей продолжается в 21 веке. Это исследование с точки зрения определения их классификации, определения границы между «истинными» и «ложными» потребностями. Однако теоретики структурализма, а затем и постмодернизма стремятся лишить понятие «потребности», пытаясь доказать, что их концепция является отражением современного мировоззрения общества, где происходит децентрализация субъекта, который становится фрагментированным, разорванным, в замешательстве, лишен целостности.
Ошибка структуралистов в том, что они рассматривают потребности как проявления сознания — потребности, потребности. Например, М. Саруп, поддерживая идеи Дж. Лакана, считал, что реализация бессознательного осуществляется через «потребности» [15, с. 153]. Постмодернисты, определяя потребность как состояние потребности, делают ее зависимой от сознания. В связи с тем, что согласно постмодернистской теории мышление представляется в виде потока сознания, потребность также становится разрушительной, поэтому субъект теряет свою целостность. Потребность, являющаяся собственностью субъекта, независимая от его сознания и, следовательно, от его воли, становится внутренним стимулом для целенаправленной, сознательной деятельности.
Исследование проблемы потребностей имеет многовековую историю. Исследованием потребностей занимались как отечественные так и зарубежные психологи, среди них Л. Брентано, У. Джемс, З. Фрейд, А. Маслоу, Г. Холл, В.С. Магун, Д.А. Леоньтев, Д.Н. Узнадзе, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и другие.
В настоящее время существует большое количество классификаций потребностей.
Цель исследования: теоретическое исследование классификации потребностей в зарубежной и отечественной литературе.
Объект исследования: потребности.
Предмет исследования: Проблемы классификации потребностей человека.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и общее представление о потребностях
2. Проанализировать подходы к классификации потребностей
3. Рассмотреть значение потребностей в жизни человека.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Независимо от того, насколько разноцветной является поверхность уникальных человеческих целей, побуждений, желаний, страстей, с различными оттенками осторожности и смелости — обороноспособности и оскорбительности, общность самых глубоких и насущных потребностей неоспорима. Люди не только отличаются друг от друга потребностями, но и в них они также сходятся.
При самом низком уровне биологических потребностей они практически одинаковы практически для всех людей. Но именно поэтому они могут привести и даже иногда приводят к самым острым столкновениям. Когда один и тот же материал-материал нужен нескольким одновременно и когда его не хватает всем нуждающимся, из-за этого возникают драки. При обострении такого рода эгоистичные потребности ведут к разделению людей. Но одни и те же потребности в некоторых обстоятельствах могут объединять людей; затем вместо борьбы возникает необходимость справедливого распределения пропавших без вести, а биологическая потребность вытесняется социальной потребностью.
В «вертикальном разрезе» нижние уровни постепенно переходят на более высокие. Социальные потребности всегда содержат потребность в других людях каждого человека — необходимость объединять людей, несмотря на столкновения их биологических потребностей. Но, достигнув значительной остроты, необходимость объединения снова приводит к разъединению — теперь уже не отдельные лица, а группы, объединенные общими представлениями о справедливости. Это сообщество, конечно, относительно. Поэтому в рамках социальных потребностей борьба между людьми не прекращается: менее остро в единых группах и более остро между группами; но когда побеждает одна группа, то внутригрупповая борьба усиливается, иногда до степени, превышающей ту, которую она заменила. Борьба в разделе добычи — более жесткая борьба за эту добычу.
Поскольку глубокая основа борьбы, продиктованная социальными потребностями, по-прежнему заключается в необходимости объединения (в конце концов, как вы знаете, даже агрессор является «мирным» — он предпочитает послушание без сопротивления агрессии), социальные потребности постепенно движутся к более высоким уровням, чтобы все больше и больше использовать идеальные потребности, которые будут обсуждаться нарочно. И идеальные потребности снова обращаются не к другому человеку, а к объективному миру, окружающему всех людей. Диапазон этих призывов чрезвычайно широк — от примитивных представлений первобытного человека о божествах, которые правят миром и требующих, как жестокий лидер, жертвы и странные формы поклонения, до современной науки, не претендующей на абсолютную объективную достоверность знаний, но двигаясь к этому. Потребность в знаниях практически не изменилась, но в производных преобразованиях она видоизменяется наиболее странным образом. Поэтому нормы его удовлетворения не только меняются с нарастающей скоростью, но и сосуществуют в разных качествах для разных кругов человеческого общества, в зависимости от многих обстоятельств: воспитание, образование, социальная среда, профессия, а в дальнейшем и в конечном итоге от силы этого нужен сам.
Идеальные потребности способствуют объединению людей, потому что они дают истинные представления об объективном мире, полезные для всех людей для удовлетворения их естественных потребностей; но они также приводят к разделению, когда и так как эти представления содержат ложные, субъективные и поскольку суеверия используются для удовлетворения социальных потребностей или действуют как навязанная норма, которая обсуждалась выше. Я уже привел религиозные войны в качестве примеров.
По разнообразию идеальных потребностей и нормам их удовлетворения в разных социальных кругах и в разное время очевидна условность «вертикального сечения», который я предлагаю. Однако и названия групп потребностей условны: «биологические», «социальные», «идеальные». Все они «биологические» — и все они «социальные». Но ведь каждое имя носит условный характер. «Низшие» и «высшие» потребности могут быть названы так только в соответствии с логикой их возникновения в развитии и борьбе живого с неодушевленным, так что, скажем, низшее животное выше причудливого растения, а млекопитающее выше, чем насекомое. Полностью постепенный переход одного уровня потребностей на другой — выше и ниже — означает:
— бесконечное количество уровней;
— крайнее разнообразие потребностей человека на каждом уровне специфики;
— постоянная связь между потребностями одного уровня и разных уровней;
— комплексная структура конкретных потребностей;
— осознание производных потребностей и бессознательность оригинала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем классификации потребностей человека
1.1 Понятие, структура и виды потребностей

Основными проблемами анализа потребностей являются установление их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти вопросы тесно связаны между собой. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей в значительной степени определяется уровнями удовлетворенности.
Как писал А. Маршалл, «потребности и потребности человека — это не числа». Спустя сто лет соотечественник великого экономиста, авторитетного психолога М. Аргайла, отмечает о том же: «Мы до сих пор не знаем полного списка потребностей человека».
В настоящее время рассматривается основная классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасность, участие (в команде, обществе), признание и самореализация (самовыражение). Эти группы составляют иерархическую структуру, то есть предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такая схема обычно изображается в виде пирамиды или лестницы потребностей [3].
В классификации К. Алдерфера есть три группы потребностей: существование, общение и рост. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности общения — третьей и четвертой группам; рост потребностей — к пятой группе. Эта схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.
Д. Макклелланд описывает потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы