Курсовая теория на тему Проблемы и перспективы участия школьников в этапах всероссийской олимпиады школьников по биологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Традиции и современные
тенденции в подготовке и проведении олимпиад по биологии
1.1. История олимпиадного движения по
биологии
1.2. Особенности проведения
всероссийской олимпиады по биологии в связи с пандемией
Глава 2 Особенности подготовки к
участию в профильной олимпиаде по биологии учеников 9-11 классов
2.1 Особенности программы подготовки
к олимпиаде по биологии
2.2 Формы и методы подготовки
учеников 9-11 классов к олимпиадам
2.3 Типы задач по биологии в школе
Введение:
Олимпиада
– соревнования учащихся по общеобразовательным предметам, способствующие выявлению
талантливых учащихся. Олимпиады позволяют учащимся проверить и критически
оценить свои знания и способности.
Различают
школьные, районные, городские, областные, в масштабе страны и международные
олимпиады.
Олимпиадные
задания по биологии обычно сложнее типичных заданий и тестов, которые
предлагаются ученикам во время контрольных или итоговых работ. Во время решения
заданий олимпиады школьникам нужно не просто воспроизвести изученный материал,
а еще и анализировать условия вопроса, пытаться мыслить нестандартно.
Предметные
олимпиады школьников в настоящее время (согласно Приказу Министерства
образования и науки Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об
утверждении Порядка проведения олимпиад школьников») проводятся в целях
выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной
(научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной
ориентации школьников. Предметная олимпиада – сочетание науки и образования,
творческое соревнование, проводимое в форме поединка [1]. Система Олимпиад –
это очень удачное, малозатратное и эффективное, решение проблемы поиска
одаренных людей, их поддержки и предоставления им возможности двигаться вперед.
Ученику, который интересуется наукой, который чувствует в себе какие-то
способности, силы и желание, система олимпиад дает возможность еще в школе
начать развитие и движение в направлении выбранной специальности. Кроме того,
предметные олимпиады школьников нацелены на формирование механизмов
самораскрытия личности, на повышение ее познавательной активности и
самостоятельности в приобретении знаний. Именно участие в олимпиадах –
средство, с помощью которого формируются интеллектуальные навыки и научное
мировоззрение учащихся, то есть начала компетентности [2].
Несмотря
на то, что круг задач, рассматриваемых на олимпиаде по биологии, ограничен,
решение задачи может быть сложным не только для ученика, но и для учителя, так
как некоторые задачи требуют знания биологии ВУЗ-овской программы. Все эти
факторы оказывают влияние на то, что некоторые учителя неохотно занимаются
подготовкой своих учеников к олимпиадам по биологии. Наиболее правильный выход
в этой ситуации — повышение связей между школой и ВУЗом, организация в высших
учебных заведениях практических курсов для подготовки одаренных учащихся к
профильным олимпиадам. Проблема разработки обучающего средства для подготовки
учеников старшей школы к профильной олимпиаде по биологии действительно
является актуальной.
Большинство
студентов, поступивших в вуз по результатам олимпиад, не только имеет хорошую
успеваемость, но и активно участвует в научно-исследовательской работе и
продолжает обучение в магистратуре и аспирантуре [3]. То есть
профориентационная и селективная функции школьных олимпиад по биологии не
вызывают сомнения. Олимпиады позволяют не только выявить наиболее одаренных
учащихся еще в школьный период, но и правильно, а главное, своевременно
сориентировать их в выборе будущей профессии. При этом участие в олимпиадах и
победы в них способствуют повышению самооценки и расширению кругозора учащихся.
Для того чтобы
олимпиады школьников выполнили свои функции, необходимо, чтобы они имели высокое
качество заданий. Олимпиады, как явствует из Приказа Министерства образования и
науки РФ, должны выявлять творческие способности учащихся. С другой стороны,
поскольку победители олимпиад пользуются преимуществами при зачислении в вузы,
задания должны оценивать и уровень предметных знаний, достаточный для
продолжения учебы в высшей школе. Поэтому школьник для участия в олимпиаде
одновременно должен иметь существенный «багаж» знаний и уметь ими оперировать,
обладать способностью и готовностью проводить логические операции: синтез,
анализ, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, установление аналогий и
т.д.
Цель
работы – изучить проблемы и перспективы участия школьников в этапах
всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Объектом
изучения является процесс подготовки школьников к профильной олимпиаде по
биологии.
Предметом
изучения являются проблемы и перспективы участия школьников в этапах
всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Для
достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить
историю олимпиадного движения по биологии.
2.Выявить
особенности программы подготовки к олимпиаде по биологии старших школьников.
3.Провести
обзор существующих олимпиад по биологии для учащихся старшей школы.
4.Рассмотреть
возможности использования наглядных материалов в изучении ботаники.
5.Изучить
формы и методы подготовки школьников к олимпиадам.
6.Провести
классификацию задач по биологии в старшей школе и рассмотреть особенности
преподавания и подготовки к участию в профильной олимпиаде по биологии учеников
9-11 классов.
Заключение:
Подводя
итог всему вышеизложенному, можно заключить, что биологические олимпиады
школьников, проводимые Нижегородским государственным университетом им. Н.И.
Лобачевского, по нашему мнению, выполняют предназначенные им селективную,
развивающую, обучающую, профориентационную, методическую функции. Это
достигается тем, что задания олимпиад:
–
охватывают весь спектр содержания школьного предмета «Биология» на несколько
более высоком, чем школьный, уровне, в том числе требуют знания современного
состояния и основных методов биологии, мировой и отечественной истории
биологии, биологической эрудиции;
–
учитывают все виды биологических знаний и уровни их усвоения;
–
требуют от учащихся умения совершать познавательные универсальные учебные
действия: перевод информации из одной формы в другую, работа с рисунком,
таблицей, схемой, умения проводить классификацию, анализ, синтез, обобщение,
отнесение к понятиям, установление аналогий и т.д.;
–
содержат задания во всевозможных тестовых формах, требующих от учащихся
владения различными формами мышления и мыслительными операциями;
–
содержат задания в нетестовой форме, требующей свободного владения русским
языком и биологической терминологией;
–
требуют творческого, нестандартного мышления.
В
целом можно отметить, что качественная подготовка ученика к олимпиаде
обеспечивает не только владения им учебным материалом на высоком уровне, но и
формирует ряд общеучебных умений и навыков, устойчивую познавательную
потребность, повышает самооценку, что положительно сказывается на обучении как
в средней, так и в высшей школе. Поэтому эта работа должна быть тщательно
спланирована учителем, иметь комплексный характер и проводиться системно.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Традиции и современные тенденции в подготовке и
проведении олимпиад по биологии
1.1. История олимпиадного движения по
биологии
Предметная
олимпиада для детей, подростков и молодежи — это дополнительное, внеучебное,
равноправное, одномоментное мероприятие-конкурс в виде добровольного состязания
для наиболее успешных либо заинтересованных учащихся по какому-либо учебному
школьному предмету, в результате которого выявляются победители. По своим
задачам и традициям проведения предметные олимпиады принципиально отличаются
как от экзаменов, так и от другого направления педагогической деятельности,
сопровождающей учебный процесс, — научно-исследовательской деятельности
школьников и студентов.
В
последние годы предметные конкурсы набрали значительную популярность в России:
из разовых мероприятий олимпиады стали традиционными; увеличилось количество и качество.
Процесс трансформации олимпиадного движения привел к охвату новых школьных
предметов, привлечению различных возрастных категорий от младших школьников до
студентов-старшеклассников; произошла дифференциация на олимпиады разного
уровня (школьные, городские, областные, всероссийские и международные), и,
наконец, победителям всероссийских и международных олимпиад предоставляется
исключительное право поступить без вступительных экзаменов в колледжи,
техникумы и вузы. Результат участия засчитывается как наивысший результат
вступительного испытания по профилирующему предмету. Также согласно последним поправкам
в Закон об образовании подобные право также
предоставлено абитуриентам — призерам и победителям Олимпийских, Сурдлимпийских
и Паралимпийских игр (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266 с
последующими редакциями; Приказы Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка приема
в образовательные учреждения среднего профессионального образования» от
24.03.2009 N 98, от 26.05.2009 N 179, от 11.01.2010 N 2, от 11.05.2010 N 473,
от 07.07.2010 N 753 и «Об утверждении порядка приема граждан в образовательные
учреждения высшего профессионального образования N 2895, от 28.12.2012». [16]
Таким
образом, предметные олимпиады занимают важное место в системе российского
образования на национальном уровне.
История
олимпиадного движения насчитывает не одно десятилетие. В литературе же данный
вопрос представлен явно недостаточно. Большая часть публикаций посвящена двум
вопросам. Во-первых, истории появления олимпиад по точным, а затем естественным
наукам, положительному опыту их проведения в довоенный и особенно в
послевоенный период. Ряд этих публикаций в электронном виде мы положили в
основу нашего анализа [11]. Во- вторых, той дискуссии, которая разворачивается
в академических кругах вокруг проблемы поступления в ведущие ВУЗы страны по
итогам всероссийских олимпиад. Большинство ректоров учебных заведений
заинтересованы, прежде всего, в повышении уровня абитуриентов и первокурсников.
Олимпиады дают возможность проявить не только академические знания по предмету,
но и продемонстрировать исследовательские способности и, несомненно, в большей
степени раскрывают творческий потенциал участников. И те, и другие группы
публикаций фокусируют внимание на проблеме школьных олимпиад.
Первые
испытания для студентов в России были проведены еще в конце XIX века.
Организатором «Олимпиады для учащейся молодежи» было Астрономическое общество
Российской Империи [10]. В советский период практика проведения олимпиад
получает новое дыхание. Они становятся неотъемлемой частью не только школьного
процесса, но и государственной программы в области школьного образования.