Курсовая теория Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая теория на тему Проблемы и перспективы развития федеративных отношений в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Раздел 1. Типология и особенности федеративных отношений 4
1.1. Понятие федерализма, его сущность и цели 4
1.2. Основные составляющие федерализма и их роли в централизации власти 6
1.3. Анализ функционирования федерализма в двадцатом и начале двадцать первого веков в России 8
Раздел 2. Анализ основных подходов к модели федерализма в России. Государственная политика в сфере федеративных отношений 10
2.1. Практика функционирования современного российского федерализма 10
2.2. Укрупнение регионов в совершенствовании федеративных отношений 12
2.3 Метод социально-экономического анализа федерализма в России 15
Раздел 3. Проблемы и направления совершенствования федеративных отношений 17
3.1. Проблемы государственного устройства России 17
3.2. Направления развития федеративных отношений по результатам послания президента Российской Федерации в 2019 году 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

 

  

Введение:

 

На современном этапе развития российского общества одним из наиболее острых вопросов остается отношение к федеративному устройству государства. В научном сообществе нет разногласий в том, что наиболее оптимальной формой государственного устройства является федерация. Однако в вопросе о том, какие принципы должны лежать в ее основе, особенно во взаимоотношениях центра и регионов, единства нет.
Современное российское общество сталкивается со многими вызовами в разных сферах своего бытия, это касается и экономических, и социальных, и духовных проблем. В политической сфере наряду с решением вопросов расширения демократических прав разных институтов общества особенно острой является проблема перспектив развития федеративных отношений в России.
История развития федерализма в России связана с историей возникновения и развития Советского государства. Победившая советская власть, столкнувшись с сепаратизмом национальных окраин империи, должна была решать вопросы единства и целостности страны. Конфедеративный принцип государственного устройства сразу же был отброшен, так как он не давал возможности построить государство с сильным центром, который служил бы идеалам мировой революции. Унитарное построение государства не приняли бы национальные окраины Российской империи. Был выбран федеративный путь.
Здесь важно отметить, что это была не объективная потребность разных регионов объединиться в единое федеративное государство, необходимое для эффективного развития, а воля центра. Новая власть увидела в этом максимально удобную форму организации государства, способную обеспечить территориальную целостность бывшей империи и предложить народам иную форму совместного проживания. С таким же вызовом Россия столкнулась и в период распада СССР. Чтобы сохранить единство государства, президент Б. Ельцин, посредством федеративных отношений давал возможность национальным и региональным элитам обеспечить не только сохранение своей власти, но и контроль над собственностью. Тезис: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», — хорошо известен его современникам. Асимметричность российского федерализма достигла своего пика в период 1994—1998 гг., когда широкое распространение получила практика подготовки и заключения особых соглашений с отдельными субъектами федерации о разграничении полномочий и предметов ведения органов государственной власти. Практически шло перерождение конституционной федерации в договорную. В результате этого в 1998 г. из 89 субъектов федерации 45 начали строить с центром особые отношения.
Таким образом, в данной работе определены следующие границы исследования:
Объектом исследования являются федеративные отношения в России.
Предметом исследования — практика функционирования современного российского федерализма.
Временные границы исследования – XX век, начало XXI века.
Основная цель работы – на основе анализа основных проблем современного российского федерализма выйти на ту его модель, которая обеспечит не только стабильное развитие государства, но и процветание народов России.
В основе теоретических исследований предполагается использовать метод социально-экономического анализа реализованный на сравнении результатов исследований в данной области.
Основным результатом работы будут являться направления развития федеративных отношений по результатам послания президента Российской Федерации в 2019 году.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Россия по форме государственного устройства — федерация, которая выстроена по национально-территориальному принципу. Иначе говоря, в Российской Федерации реализуется такая система государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены (субъекты федерации) имеют собственные предметы ведения (полномочия), собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и – что особенно важно – собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.
Особую полемику вызывает вопрос административно-территориального деления и устройства в России, поскольку она отличается высоким уровнем асимметричности, даже несмотря на конституционно закрепленное равенство и симметричность (ст. 5 Конституции Российской Федерации: все субъекты государства (автономные округа, края, республики) абсолютно равноправны).
Следует отметить, что существующая форма административно-территориального устройства России вызывает бурные дискуссии относительно своей оптимальности. С момента принятия Конституции РФ в 1993 году и выделением форм субъектов РФ, начались споры относительно их большого числа и необходимости их укрупнения до 17 штук.
В настоящее время в качестве основной формы совершенствования административно-территориального деления следует рассматривать возможность изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ в рамках системы их унификации, в том числе и вопросе их статуса.
При этом, важно отметить, что сегодня данный вопрос стоит крайне остро, что и требует его проработки на практическом уровне.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Типология и особенности федеративных отношений
1.1. Понятие федерализма, его сущность и цели

В настоящее время почти три десятка государств имеют федеративное устройство. И каждое при этом обладает теми или иными особенностями. В одних государствах имеется верхняя палата парламента, представляющая интересы субъектов федерации, в других есть территории прямого федерального управления, в третьих субъекты федерации являются наследственными монархиями и т.д. Но при этом у каждого федеративного государства имеется определенный исторический опыт, так или иначе приведший его к данной форме государственного устройства.
Федеративное государство традиционно понимается как «союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации» [9], т.е. как сложное, но единое государство, и поэтому понятия централизации и децентрализации не являются равнозначными и сопоставимыми. Государственный и федеративный принципы, на которые указывают исследователи (см. ранее), находятся в государственном укладе федерации не сами по себе, а в известной соподчи-ненности, ибо важнейшей идеей федеративного, как и любого государства, является идея государственной целостности, которая олицетворяется в первую очередь государственным началом (принципом).
С другой стороны, указание исследователями на то, что федерализм привносит в государственное устройство элементы международного правового порядка, дает нам право рассмотреть это обстоятельство более подробно. Для этого сравним федеративную форму государственного устройства с над-государственной, или конфедеративной.
В обоих случаях мы вроде бы видим организующее воздействие высшей власти, как федеральной, так и наднациональной. Однако это воздействие имеет различный характер. В федеративном государстве действие федеральной государственной власти обладает полной завершенностью, ибо субъекты федерации не являются носителями суверенитета и с точки зрения международного права федерация — такой же субъект международных отношений, как и унитарное государство. То есть единый суверенитет федерации, выражающийся в действии федеральной власти, покрывает все государство.
Федерализм — это устройство и внутренняя взаимосвязь между частями единого государства. В федерацию могут входить и другие государства, однако они не будут обладать суверенитетом, будут частично зависеть от федерального центра, а это означает, что государствами они будут только формально. Как и любая форма государственно-территориального устройства федерация имеет свои достоинства и недостатки. Достоинств, конечно, больше. О главном из них рассказывал доктор юридических наук М. С. Саликов: «Федерализм обеспечивает гармоничную концепцию взаимодействия различных уровней публичного властвования, функционирующую на основе взаимно согласованных правил для достижения целей, стоящих перед данным обществом, и при использовании способов и методов, свойственных достигнутому им уровню цивилизационного порядка». [12]
Федерализм — это принцип, точнее совокупность принципов гармоничного сосуществования различных частей государства (субъектов федерации), обладающих определенной степенью автономии от федерации по предметам, закрепленным в федеральной конституции, а также эффективного разрешения конфликтов между органами власти федерации и субъектов федерации.
Базовым принципом федерализма является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в федеративном государстве.
Федерализм обладает государственной природой и не содержит каких-либо элементов международно-правового порядка. Важнейшей чертой федерации как формы государственного устройства является двойное проявление ее государственной сущности — одновременно в государственном (суверенном) начале, воплощающемся в действии высшей власти, и в федеративном начале, реализующемся главным образом через федеративные отношения. Оба начала составляют фундамент федеративной модели. Соответственно, тенденции централизации и децентрализации государственной власти в федерации являются не разнонаправленными, а однонаправленными тенденциями, находящимися в определенной соподчиненности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы