Курсовая теория на тему Проблемы государственного и общественного устройства в «наказе» Екатерины 2 уложенной комиссии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ
ВЕЛИКОЙ.. 5
1.1 Понятие «просвещенный абсолютизм». 5
1.2 «Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой. 9
ГЛАВА 2. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II: ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.. 15
2.1 Характеристика «Наказа» Екатерины II 15
2.2 Государственное и общественное устройство по «Наказу»
Екатерины II 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26
Введение:
Актуальность темы. По
мнению Екатерины II, реформы 1763 года показались неудачными. Она решила, как
некоторые из ее предшественников на троне, обратиться к обществу, созвать
комиссию из депутатов, которые выбирались народом, и поручить этой комиссии
разработку необходимых стране законов. При этом Екатерина II чувствовала
потребность в применении теоретическом документе, который осмыслял бы все
необходимые перемены и предназначался для этой Комиссии. После Екатерина
Великая принялась за работу.
Екатерина II представила
Уложенной комиссии «Наказ» – сочинение, которое содержало в себе 650 статей. В
нем было выражено представление относительно государственного и общественного
устройства России, он состоял из 22 глав, каждая из которых была посвящена той
или иной проблеме общественного и государственного устройства.
В главах наказа Екатерина
излагала свои взгляды на такие важные вопросы, как: монархическая власть,
законы, преступления и наказания, народное хозяйство, воспитание,
наследственное право, суд. Для разработки Уложения Екатерина в 1767 г. созвала
Уложенную комиссию. Заранее она подготовила «Наказ» депутатам, над которым
работала в течение двух лет. За основу «Наказа» был взят трактат Ш. Монтескье
«О духе законов».
Практическая значимость
исследования состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при
разработке проблем, связанных с политической историей России нового времени. Основные
выводы и положения исследования могут быть использованы в научных трудах и
лекционных курсах в вузовском и школьном преподавании.
Объектом исследования
является государственная деятельность Екатерины II.
Предметом исследования
является проблемы государственного и общественного устройства, которые связаны
с «наказом» Екатерины II Уложенной комиссии.
Методика исследования.
Методологической основой исследования являются принципы диалектики и историзма,
научности и объективности. Они реализуются в комплексном подходе к изучению
исторического процесса. Также применяются сравнительно-исторический,
проблемно-хронологический и системно-структурный методы, выработанные
отечественной и зарубежной историографией.
Цель исследования: рассмотреть
проблемы государственного и общественного устройства в «наказе» Екатерины II
Уложенной комиссии.
Задачи исследования:
– дать понятие
«просвещенный абсолютизм»;
– рассмотреть
«Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой;
– дать характеристику
«Наказа» Екатерины II;
– рассмотреть
государственное и общественное устройство по «Наказу» Екатерины II.
Заключение:
Понятие «просвещенный
абсолютизм» связано с идеями философов и общественных деятелей эпохи
Просвещения, при этом просвещенный абсолютизм самой Екатерины Великой
складывался под их же влиянием. Императрица ввела бессословное образование,
развивала промышленность, торговое дело. Что касается вопроса сословного
характера, то дворянству императрица дала много различных привилегий, пыталась
улучшить положение крестьян, однако крепостное право не отменила.
«Наказ» Екатерины Великой
представлял собой некую идеализированную форму идей просвещенного абсолютизма,
в нем были прописаны основы государственного устройства, поднимались проблемы,
касающиеся социального расслоения общества в России.
«Наказ» Екатерины Великой
был направлен на усилении абсолютизма и власти монарха, ведь именно монархию
она считала самой лучшей формой правления. Вся власть должна принадлежать
именно монарху, а специальные правительственные учреждения должны решать
текущие вопросы на местах. По поводу отношения к сословиям, здесь императрица
считала, что нельзя уравнивать всех в правах, тем более, что именно дворяне
были ее оплотом. Однако она считала, что перед законом все равны, с этой точки
зрения Екатериной Великой была определена идеология, которую она связывала с
государственным устройством в России.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ 1.1 Понятие «просвещенный абсолютизм» Важнейшим политическим
явлением второй половины XVIII столетия, во многом определявшим взаимоотношения
государства и общества, был просвещенный абсолютизм. Это общеевропейское
явление, представителями которого, наряду с Екатериной II, являлись прусский
король Фридрих II, император Священной Римской империи Иосиф II, шведский
король Густав III и другие европейские монархи – их современники.
Истоки просвещенного
абсолютизма – социально-политические, экономические и
культурно-мировоззренческие процессы: формирование капиталистического уклада,
изменения во взаимоотношениях власти и общества, желание образованных
представителей различных сословий (знакомых с передовой общественной мыслью)
пользоваться свободой и «естественными правами». Ключевая предпосылка
формирования просвещенного абсолютизма – философия и общественная мысль эпохи
Просвещения, одной из характерных черт которой является стремление утвердить
справедливое (в понимании просветителей) общественное устройство,
характеризующееся ограничением власти монарха, разделением властей, свободой и
соблюдением «естественных» прав человека.
Идеи Ш.Л. де Монтескье,
Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей имели в обществе настолько большую
популярность, что европейские монархи, с одной стороны, не могли игнорировать
их, а с другой – интересовались учениями просветителей и стремились применить
некоторые из их идей на практике – монархи полагали, что в полном объеме
теоретические постулаты мыслителей не годились для реализации.
Императрица Екатерина II,
как известно, во внутренней политике проводила в целом идеи «просвещенного
абсолютизма». Обычно под этим термином понимается «особая политика ряда
европейских абсолютистских государств 40-х–80-х годов XVIII в., внешне
получившая форму следования идеям Просвещения и выражавшаяся в проведении
реформ, уничтожавших некоторые устаревшие феодальные институты, а иногда
делавших шаги в сторону буржуазного развития». При этом среди преобразований в
рамках этой политики в ряде европейских стран важное место занимали
крестьянские реформы.
В отношении же
российского варианта «просвещенного абсолютизма» историки используют этот
термин применительно к разным эпохам: ко времени правления Петра I,
царствованию Елизаветы Петровны, ко времени Петра III и Екатерины II, к
правлению Александра I и даже к отдельным явлениям царствования Николая I. Эта
разноголосица, особенно в советской и постсоветской историографии, восходит во
многом к неопределенным оценкам, данным В.И. Лениным, в свое время говорившем
применительно к XVIII в. об «отдельных периодах» «просвещенного абсолютизма»
без точного указания лет. Вообще говоря, само это понятие нам представляется
достаточно неопределенным[1].
Весьма расплывчаты его
критерии даже для Европы (проведение ряда преобразований «сверху» в странах
слабого развития капитализма – Испании, Португалии, Дании, Швеции, Австрийской
монархии, Пруссии – уничтожении некоторых сословных привилегий и феодальных
монополий, разного рода крестьянские реформы, секуляризационные реформы в
церкви, шаги в сторону веротерпимости, развитие светского образования, суда и
судопроизводства, смягчение цензуры), а применительно к России непроясненным
представляется даже само присутствие его элементов [1] Долгих А.Н.
«Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный…»: Российское дворянство и крестьянский
вопрос в XVIII – первой четверти XIX в. Историографические очерки: В 2 т. /
А.Н. Долгих. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – Т. 1. –
354 с. С. 24-28.