Курсовая теория на тему Проблемы федерализма в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА
В РОССИИ 5
1.1. История развития федерализма в России. 5
1.2. Сущность и роль федерализма. 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ.. 17
2.1. Содержание федерализма в России. 17
2.2. Проблемы и перспективы федерализма в России. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 31
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время,
государств, в которых осуществляется федерализм как принцип федерации,
достаточно, много. Как правило, по своему государственному устройству
федерациями являются большими территориально и разнообразными национально
государства. На протяжении последних лет в России продолжаются дискуссии вокруг
различных аспектов федеративного устройства. До настоящего времени оптимальная
модель федерализма не найдена, не реализован на практике принцип равенства
субъектов Федерации. К числу наиболее часто обсуждаемых в последнее время
вопросов следует отнести субъектный состав Федерации, явное экономическое и
политическое неравноправие субъектов, систему жесткой вертикали власти при
сокращении роли и влияния в государственном управлении субъектов Федерации.
Российскому федерализму в современной политической системе в 2021 г.
исполнилось всего лишь 30 лет. Учитывая многовековую историю отечественной
государственности, принимая во внимание сложности, существующие сегодня в
развитии государства, вопрос оценки и дальнейшего развития существующей формы
государственного устройства России представляется интересным и актуальным.
Объектом исследования в курсовой работе является многообразие
общественных отношений, возникающих в сфере развития федерализма в России.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, научные
публикации, литература раскрывающие вопросы, связанные с проблемами федерализма
в России.
Цель данной курсовой работы состоит в системном освещении вопросов
связанных с проблемами федерализма в России.
В связи с этим требуется разрешение следующих задач:
1) рассмотреть историю развития федерализма в России;
2) изучить сущность и роль федерализма;
3) охарактеризовать содержание федерализма в России;
4) раскрыть проблемы и перспективы развития федерализма
в России.
Теоретическую основу
курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах ученых по
проблемам федерализма в России.
Методология и методы
курсовой работы. При исследовании проблем
федерализма в России использовалась совокупность общенаучных (анализ и
синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов
познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались
специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования
права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу
курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации[1], а
также другие нормативно-правовые акты.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх
параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и
нормативная основа курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы развития федерализма в России.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ особенностей федерализма в России.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы. [1] Конституция Российской Федерации: принята всенарод.
голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования от 01.07.2020) //СПС
«КонсультантПлюс».
Заключение:
В ходе
нашего исследования были раскрыты вопросы, связанные с проблемами
федерализма в России.
В итоге
пришли к следующим выводам.
1. Мы
констатируем, что Россия, просуществовавшая в течение тысячи лет, как унитарное
государство, вдруг стала федеративным. Однако не вследствие объединения с
другими странами, а путем искусственного разделения.
На рубеже
XX — XXI вв. в нашей стране стала постепенно формироваться новая российская
государственность, основой которой является идея правового государства,
приверженность демократии и общечеловеческим ценностям. Однако проблема
оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма
Российской Федерации не утратила своей актуальности.
Одним из
важнейших шагов по повышению скоординированности осуществления государственной
власти в нашей стране явилось создание федеральных округов. Анализ
государственного управления в федеральных округах позволяет с высокой долей
уверенности утверждать, что в такой стране, как Россия, существенно повысить
эффективность управления территориальным развитием, возможно, только
посредством создания универсальной системы межрегиональных территориальных
государственных органов, переходом к межсубъектной форме федерального
государственного территориального управления.
2. Юридическая
наука богата определениями федерализма. Однако, в рамках конституционного права
федерализм надлежит рассматривать как основополагающий принцип территориального
устройства государства, предполагающий его организацию в форме федерации. Ведь
закрепление данного принципа в конституциях не только подчеркивает особый
федеративный статус государств, но также способствует устойчивости и
стабильности федеративных отношений.
3. Российский федерализм – это сложная, постоянно преображающаяся система
отношений, в которой все элемента взаимодействуют друг с другом. России в
ближайшем будущем предстоит решить сложные задачи, связанные с еѐ
государственным устройством. Развитие и укрепление российского федерализма по
большей части сводится к урегулированию отношений «центр – регионы (субъекты)».
Только в гармонии интересов может сохраниться сама Федерация и сформироваться
предпосылки для ее динамичного развития, процветания и укрепления внутренней
целостности государства.
4. Основными
проблемами федерализма в России является все уменьшающаяся роль субъектов
Федерации в государственном управлении, асимметрия федерализма, экономико-политическое
неравенство, реализация бюджетно-налоговой политики. В решении поставленных
проблем необходимо основываться на положительном опыте, достижениях иных
государств в реализации федерализма. Так, решение проблем в сфере разграничения
предметов ведения федерального центра и субъектов федерации можно обнаружить на
примере разграничения полномочий в ФРГ, где сферы компетенции разграничены не
только по вертикали, но и по горизонтали.
Подытоживая
отметим, что большую часть своей истории Россия была унитарным государством, в
котором все управление осуществлялось из центра. Необходимость в сильном
центре, способном удержать все территории ненасильственным путем, буквально
заложено в ее основе, что влечет стремление к унитаризму. Из-за слабого
экономического и социального развития некоторые субъекты в составе РФ не в
состоянии обеспечивать себя, вследствие чего, они рассчитывают на центр.
Усиление централизаторских тенденций ведѐт к ослаблению федеративных отношений,
что не способствует стабильности государственного устройства.
Фрагмент текста работы:
История развития федерализма в России Более ста
лет назад, Россия, бывшая до этого унитарным государством, заявила о
федеративной форме своего государственного устройства. Впервые это было
закреплено на III Всероссийским съездом Советов, посредством утверждения
«Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 25 января 1918 года,
ставшей в последствии составной частью первой Конституции России.
В текст
первой Конституции нашей страны вошли положения, закрепляющие, по мнению составителей,
стремление «создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно,
тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России» и
установлении «коренных начал федерации Советских Республик России».
Анализ,
закрепленной «Организации советской власти на местах» (главы 10-12), позволяет
сделать вывод о том, что в стране на этот момент сохранялось (и конституционно
закреплялось) административное деление на области, губернии, уезды и волости.
При этом,
практически сразу после принятия Конституции, а в некоторых случаях и чуть
ранее, начался процесс «дробления» существовавших губерний на более мелкие.
Сначала термин «губернии» продолжал быть основным в наименовании российских
регионов, а затем в составе РСФСР стали образовываться автономные национальные
образования (сначала республики, а затем области и округа). Таким образом в
период c 1918 по 1922 год, внутри
РСФСР происходило активное формирование первых советских
административно-территориальных единиц.
Согласно
следующей Конституции РСФСР (1925г.), Россия объявлялась федерацией советских
национальных республик (ст. 2); статья 11 предусматривала, что на началах
федерации в РСФСР входят автономные областные союзы (союзы областей,
«отличающихся особым бытом и национальным составом»).
Статья 13
Конституции РСФСР 1925 года (в редакции 18 мая 1929г.), устанавливала, что
РСФСР «объединяется с этими национальностями путём образования в составе РСФСР
национальных автономных советских социалистических республик и областей».
В данном
случае, используемый в Конституции термин «объединяется», представляется не
совсем корректным, так как РСФСР «объединялась» не с самостоятельными
территориями (государствами), а с территориальными образованиями, изначально
входившими в ее состав.
В данном
контексте автором сознательно упускается вопрос о причинах принятого в 1922
году решения о создании СССР (как одна из версий — это массовое провозглашение
в 1918-1922 годах государственной независимости и как следствие, — выход из
состава РСФСР, значительного числа ее территорий)[1].
Так,
например, Туркестанская Советская Республика была провозглашена 30 апреля 1918
года на 5-м краевом съезде Советов. Автономная область немцев Поволжья — первая
в РСФСР автономная область, образована 19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР.
Башкирская Советская Республика образована 20 марта 1919 года в результате
подписания Договора Советской власти с Башкирским Правительством. Автономная
Татарская Социалистическая Советская Республика образована постановлением ВЦИК
и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 года. Киргизская АССР образована 26 августа
1920 года. Горская АССР и Дагестанская АССР образованы 20 января 1921 года.
Крымская АССР образована 18 октября 1921 года. Якутская АССР образована 27
апреля 1922 года. [1] Нурмухаметова А.Р. Российский Федерализм:
история и перспективы развития // Международный исследовательский форум
студентов и учащихся. — Петрозаводск, 2021. — С. 281-286.