Курсовая теория на тему Проблемы доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Становление и развитие инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Становление инклюзивного образования в Российской Федерации 6
1.2. Сравнительный анализ терминов «интеграция» и «инклюзия» 14
1.3. Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья 17
2. Проблемы доступности обучения детей с ОВЗ как технология социальной работы 20
2.1. Актуальные психологические проблемы обучения детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде 20
2.2. Через инклюзивное образование к толерантному обществу 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность темы. В Российской Федерации формируется новая философия государственной политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями, совершенствуется нормативно правовая база в соответствии с международными договорами в области прав человека, реализуются и распространяются модели инклюзивного обучения детей в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
Инклюзивное образование — это закономерный этап развития образовательной системы, который связан с переосмыслением обществом и государством отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, с определением их права на получение равных с другими возможностей.
Согласно стратегии развития отечественного образования в Российской Федерации на период до 2021 года одним из приоритетных направлений ее модернизации является обеспечение разработки практического внедрения в учебно-воспитательные учреждения эффективной системы инклюзивного образования. Она реализует основное право совместного пребывания, обучения и воспитания детей с разным уровнем психофизического развития по месту жительства в условиях общеобразовательного учреждения на основе принципов гуманизации и индивидуализации. Указанный процесс предполагает максимальный учет индивидуально-психологических особенностей каждой личности и создание благоприятных условий для его полноценного развития.
Несмотря на накопленный опыт научных разработок в данной области, в педагогической теории и практике недостаточно изучены возможности комплексной социально-профессиональной адаптации (социально- профессиональная адаптация и социально-профессиональное сопровождение) студентов с разными видами ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном профессиональном образовании средней ступени в соответствии с требованиями современного социума и в условиях реализации ФГОС.
Объект исследования — процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования — организационно-педагогические условия как технологию социальной работы с детьми с ОВЗ средствами инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Цель курсовой работы — осуществить анализ актуальных проблем инклюзивного образования, как технологий доступности социальной работы с детьми с ОВЗ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть становление инклюзивного образования в Российской Федерации;
Описать сравнительный анализ терминов «интеграция» и «инклюзия»;
Описать право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Охарактеризовать актуальные психологические проблемы обучения детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде;
Проанализировать аспекты инклюзивного образования и толерантного общества.
Гипотеза исследования: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования будет эффективным, если:
1) обосновать и реализовать организационные условия: создание нормативно-правовой базы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) разработать и реализовать становление и развитие инклюзивного обучения детей с проблемами в развитии;
3) обеспечить реализацию организационно-педагогических условий совокупностью следующих средств инклюзивного образования;
4) проанализировать актуальные психологические проблемы обучения детей с проблемами в развитии в инклюзивной образовательной среде.
Методы исследования: Теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, логико-исторический анализ исследуемой проблемы, сравнительно-сопоставительный анализ подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, изучение и обобщение существующего опыта в сфере инклюзивного образования в России.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны рекомендации проблемы обучения детей с ОВЗ как технология социальной работы.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Инклюзивное образование касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развитых учеников. В этом процессе важна роль преподавателей и специальных педагогов, внедряющих свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой.
Преимуществами инклюзивного обучения является то, что все дети получают только пользу. Оно позволяет им развивать индивидуальные сильные стороны и таланты, принимать всех детей без исключения в образовательную систему и общество, работать над достижением индивидуальной цели, участвуя в жизни общества и их класса (группы). Привлекать родителей к процессу обучения, развивать культуру уважения и принадлежности в учебном заведении, иметь возможность учиться и создавать дружеские отношения с другими детьми.
Инклюзивное обучение — это «комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей».
Распространение в Российской Федерации процесса инклюзивного обучения детей с особыми потребностями является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полной реализации прав таких детей на качественное образование. Учитывая то, что инклюзия является социальной концепцией, которая предусматривает гуманизацию общественных отношений и принятие прав лиц с ограниченными возможностями на качественное и доступное образование, важна не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходимо формирование изменений общественного мнения.
В заключение необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Все люди нуждаются друг в друге.
Так же необходимо сказать, что все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Но как показывает зарубежный опыт, для реализации поставленных целей потребуется много времени, а главное – участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, т.к. только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования.
Фрагмент текста работы:
Становление и развитие инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Становление инклюзивного образования в Российской Федерации
Становление инклюзивного образования в Российской Федерации происходит в значительной степени на основе зарубежного опыта. Конечно, каждая страна, как справедливо отметил П. Егоров, не может слепо копировать опыт других государств через различные политические и экономические условия, отличные образовательные традиции, а потому ищет свой путь развития инклюзивного обучения.
Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.
Российская система образования на данный момент претерпевает существенные изменения в связи с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях — от детского сада до вуза. Это является мощным стимулом для педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, а также в процессе подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. А в последние годы все активнее развивается инклюзивная форма обучения детей с особыми образовательными потребностями. Что касается нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, то к федеральным правовым документам относятся:
1. Конституция РФ, в ст. 43 которой указано «Каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ»
3. Закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995. В Законе (Гл. IV, ст.19) указывается, что «государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки». Государство «обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
4. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования … детьми-инвалидами». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование. Кроме того, права детей, с ограниченными возможностями здоровья указаны в следующих документах:
1) от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
2) от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
3) от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об Общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
4) от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5) Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами указано в письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».