Курсовая теория на тему Проблематика и поэтика Романа Отцы и Дети
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теория нигилизма и её отражение в романе 4
1.1 Образ нигилиста в романе 4
1.2 Сюжет, композиция романа, система образов 9
Глава 2. Поэтическое изображение любви в романе Тургенева «Отцы и дети» 17
2.1 Мотив любви в романе 17
2.2 Сопоставление Базарова с А. С. Одинцовой и П. П. Кирсановым как доказательство торжества демократизма над аристократией в области чувств 20
Глава 3. Полемика вокруг романа 25
3.1 Роман «Отцы и дети» как центр общественной полемики 25
3.2 Авторский замысел романа 28
Заключение 32
Список использованных источников 35
Введение:
Актуальность исследования. Как известно, шестидесятые годы де-вятнадцатого века ознаменовались стреми¬тельным распадом традиционно-го уклада русской жизни. Прежние, привычные нрав¬ственные нормы пере-ставали действовать с обычной степенью эффективности, а дру¬гие, прихо-дящие им на смену, ещё не обрели достаточной императивности. Процесс эмансипации личности неуклонно захватывал все слои общества. Особое значение в связи с этим в литературе приобретает проблема нигилизма. По общему признанию, первым, кто осуществил её художественное открытие, был Тургенев.
Творчество Тургенева занимает значимое место в истории русской литературы, и особую ценность для современного юного читателя имеет его роман, который раскрывает сущность теории нигилизма, характер ге-роя, подверженного ей.
Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период рево-люционной ситуации в России (1859 — 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, ко-гда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов («отцы»).
«Отцы и дети» Тургенева – это социально — психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведе-ние построено на противопоставлении главного героя – разночинца База-рова и остальных персонажей. В
Объект исследования. Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева.
Предмет исследования. Проблематика и поэтика Романа «Отцы и Дети».
Цель работы – выявить особенности проблематики и определить си-стему выразительных средств.
Задачи:
1) рассмотреть историю создания романа
2) охарактеризовать авторский замысел
a. «Вся моя повесть направлена против дворянства…»
идеологические столкновения
b. В образе Базарова воплотилась личность, поразившая Турге-нева
идеи нигилизма
c. дать определение нигилизма
3) Рассмотреть сюжет и композицию романа, систему образов.
Теоретико-методологической базой настоящего исследования по-служили научно-исследовательские издания разных лет, материалы специ-альной периодической печати.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании про-анализирован и обобщен теоретический материал по вопросам изучения особенностей проблематики и поэтики романа И. С. Тургенева «Отцы и Дети».
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование может быть полезно студентам вузов и ссузов при изучении истории рус-ской литературы 19 века и других смежных наук.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключе-ние, список использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, определяются цели и зада-чи, предмет, объект исследования, актуальность темы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются литературоведческие основы фор-мирования понятия «нигилизм» и ее отражение в романе.
Во второй главе дается характеристика поэтического изображения любви в романе.
В третьей главе анализируется полемика вокруг романа.
В заключении представлены выводы по исследованию.
Заключение:
В данной работе рассматривается тема конфликта поколений «отцов и детей», что является актуальным и на сегодняшний день. Ее заключи-тельная часть посвящена выводу о том, что поколения должны прийти к компромиссу, обоюдному соглашению.
В нигилистах отразились умонастроения, система ценностей и отно-шений своего времени.
Тургенев в романе исследует различные направления развития идеи отрицания. С одной стороны, Базаров — это учёный. Как теоретик он при-надлежит к философии Просвещения. Сущность такого нигилизма заклю-чается в эмпиризме, в отказе от авторитетов и признании опыта. С другой стороны, Базаров — экстремист. Этот нигилизм ведёт не только к отрица-нию принципов, но и разрушению всех имеющихся социальных институ-тов.
Тургенев рисует образ нигилиста Евгения Базарова в целом как по-ложительную, сильную, яркую, самобытную личность, основной чертой которой является способность к действию, реальному делу.
В работе прослеживается любовный мотив героев романа «Отцы и дети». Влияние их отношений на судьбу и жизнь.
Когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети» сразу же разгорелись жаркие споры. Спорили о том, как относится Тургенев к молодому поко-лению. Сложились несколько точек зрения.
М. А. Антонович утверждал, что роман Тургенева совсем не художе-ственное произведение. Герои его не типичны, что Тургенев унизил, раз-венчал, оклеветал «детей».
Писарев возразил Антоновичу и сказал, что роман «Отцы и дети» очень типичное и очень совершенное произведение.
Страхов согласился с общей оценкой Писарева, но относительно причин нигилистического отношения к герою разошелся с ним.
Сам Тургенев не принял точку зрения ни одного из критиков. Оже-сточенность споров показала, что роман затронул живой нерв эпохи.
Роман, конечно же никак не сводится к словесным инсинуациям кри-тиков, к таким острым перепалкам, которые вызвали язвительные статьи главного редактора журнала «Русский вестник» Михаила Никифоровича Каткова.
Проблему «отцов и детей» удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглаша-ясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к стар-шим.
И. С. Тургенев и его герой Базаров находятся во взаимосвязи и вза-имозависимости в романе.
В произведении проявились чувства и мысли писателя, его отноше-ние к социальным, философским, политическим вопросам своего времени, нашедшим воплощение в героях произведения, в частности, в образе Евге-ния Базарова.
Тургенев утверждал, что не создает литературный образ, если не наблюдает его прототипа в жизни. Поэтому роман писался на основе кон-кретных фактов 60-х годов XIX века. Прообразом Базарова явился про-винциальный врач, поразивший Тургенева тем, что впоследствии стали называть нигилизмом. Автор ставил своей целью показать нигилизм в жизни, не превознося и не порицая его. Базаров нужен автору для выра-жения этой идеи, для рассмотрения направлений ее развития. Отношение автора к своему герою очень сложное.
С одной стороны, писатель отмечал свое «невольное влечение» к об-разу Базарова, признавался, что герой так «завладел им, что он вел днев-ник от его имени», высказывая в нем свои мнения об актуальных пробле-мах времени. С другой – личность. Базарова создается из различных точек зрения, за которой мы не видим четкую авторскую позицию. Мы не зна-комы с прошлым Базарова, что говорит о противоречивом отношении ав-тора к герою.
Выявление авторской позиции затруднено тем, что автор все время выступает наблюдателем, не выражая прямо своего мнения. Тургенев при-знавался, что не знает, любит ли он или нет выставленный характер. Но, тем не менее, если Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров отвергает по-эзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его са-мого со всею роскошью и проницательностью поэзии.
Тургенев, размышляя о своем сложном отношении к герою, отмечал, что, возможно, его обращение с Базаровым как с живым существом, выри-совывание его положительных и отрицательных сторон характера и не вы-сказывание своего явного отношения к нему повлекло за собой отсутствие «идеализации» и «сочувствия» герою.
Тургенев, несмотря на некоторые отрицательные качества Базарова, в первой половине романа изображает его героем, вызывающим симпа-тию.
Базаров привлекает внутренней свободой, мощью. Он предстает че-ловеком умным, просвещенным в своей области знания, целеустремлен-ным, не боящимся работы.
Кроме того, расположение к герою Тургенев показывает его поведе-нием в любви. Базаров ведет себя, как любой тургеневский герой, он страстно отдается чувству. Описание могилы же Базарова овеяно горячей авторской любовью. В свою очередь образ Базарова помогает читателю понять ценностные ориентиры писателя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теория нигилизма и её отражение в романе
1.1 Образ нигилиста в романе
Все русские радикально-демократические концепции XIX века при всем разнообразии объединяет характерная черта – отрицание, а именно отрицание российской действительности. А отрицание, как известно, есть первоосновный элемент нигилизма.
В словаре под редакцией А.А. Ивина находим определение термина «нигилизм»: «Нигилизм» (от лат. nihil – «ничто») в широком смысле отри-цание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т. д.» .
Как отметил А.И. Новиков, «психологическая основа нигилизма – общечеловеческое свойство и потребность противодействия влиянию извне, отрицание внушения, принудительного навязывания личности соци-альных ролей, традиционных норм и ценностей, образцов поведения и общения; разочарование в них, разрыв с ними и стремление изменить» .
В России термин «нигилизм» был впервые употреблен Н.И. Надеж-диным в опубликованной в 1829 г. в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Автор использовал это слово как синоним «пустоты» и «невежества». «Нигилистами» он звал просто людей, которые ничего не знают, ни на чем не основываются – как в искусстве, так и в жизни.
Специфической чертой русского нигилизма, в отличие от западного идеалистического, является его рационалистический характер, культ «зна-ния». В его основу клались: отрицание духовной составляющей мира, бла-гоговение перед методами естественной науки и вера в незыблемый про-гресс. А также характерной чертой русского нигилизма стал культ «дела», «служения» Народу, а не государству. В основе этого культа лежит непри-ятие к положению чиновников и их богатству
Период начала 1860-х гг. в истории русского общественного движе-ния и литературы характеризуется изменениями, приведшими к созданию героя, в котором отразились умонастроения эпохи, дух отрицания и раз-рушения. В кружках передовой студенческой молодежи речь шла, прежде всего, о разрушении старого, всего того, что крепко сидело и в жизни и в умах.