Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Проблема жизненного сценария и его структурных компонентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования
проблемы жизненного сценария и его структурных компонентов. 6

1.1. Понятие «жизненный сценарий» в трудах отечественных и
зарубежных психологов. 6

1.2. Онтогенез и основные стадии жизненного сценария
человека. 12

1.3. Возрастные кризисы как критические периоды жизненного
сценария человека  14

ГЛАВА 2. Анализ развития жизненного сценария и его
структурных компонентов  18

2.1  Анализ развития
жизненного сценария. 18

2.2 Структурные компоненты жизненного сценария. 22

ВЫВОДЫ.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ. 35

  

Введение:

 

Актуальность темы и
постановка проблемы.
В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная
направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и
жизненный опыт, можно объединить в понятии «жизненный сценарий человека».
Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими. Они тесно
переплетены с социально-историческими процессами эпохи. «Человек лишь постольку
и является личностью, поскольку он имеет свою историю»,— писал С.Л. Рубинштейн [16].

В советской психологии к
теме жизненного сценария первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.
Ананьев, Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по
генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б.Г. Ананьева проблема
жизненного сценария стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями
по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М.
Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим
вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах
общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного сценария,
жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых,
посвященных природе человека и его развитию.

Жизненный сценарий — «это
история формирования и развития личности в определенном обществе, современника
определенной эпохи, сверстника определенного поколения» [12].

 Историческая природа личности требует от
психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В
психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о
личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического
изучения.

«Положение о том, что
развитие — основной способ существования личности на всех этапах ее
индивидуального сценария, выдвигает перед психологией в качестве одной из
наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического
исследования целостного жизненного сценария личности» [11].

 Соотношение биографических событий и моментов
естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы
развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира
человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности;
возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность
жизненного сценария; удовлетворенность жизнью и т.д.— вот тот далеко не полный

Степень
разработанности проблемы. Традиционно гениальность рассматривается во взаимосвязи с творческой
деятельностью. Философское осмысление этой проблемы восходит к учениям Платона
и Аристотеля и далее разрабатывается в трудах Н. Бердяева, А. Камю, Ф. Ницше,
В. Розанова, С. Франка и других. Но несмотря на значительное количество работ,
феномен гения и гениальности не получил четкого определения.

Исследование жизненного
сценария и творчества исторической личности – предмет исторической психологии.
Эта проблема активно разрабатывалась в западной психологии (И. Мейерсон, Л. де
Моз, 3. Фрейд, Э. Эриксон). В отечественной психологии исследования по
исторической психологии и психоистории относятся к недавнему и настоящему
времени (И.Г. Белявский).

Цель исследования: анализ проблемы жизненного сценария
и его структурных компонентов

Задачи исследования:

 1. Охарактеризовать понятие «жизненный
сценарий» в трудах отечественных и зарубежных психологов.

 2. Выделить особенности онтогенеза и основных
стадий жизненного сценария человека. 3. Проанализировать возрастные
кризисы как критические периоды жизненного сценария человека. 4. Охарактеризовать развитие
сценария.

5. Выделить структурные
компоненты жизненного сценария.

Объектом исследования является проблема жизненного
сценария и его структурных компонентов.

Предмет исследования: анализ проблемы жизненного сценария
и его структурных компонентов.

Теоретико-методологическая
основа исследования.

В качестве
методологической основы выступили: субъектно-деятельностный подход, принцип
единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); деятельностный подход (А.К.
Леонтьев); принципы комплексного (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев) и системного
(Б.Ф. Ломов, Э.Берн) изучения человека;

Методы исследования: в теоретической части работы был
использован метод классификации позиций различных авторов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение
жизненного сценария позволяет наиболее полно понять его структурные компоненты.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В каждом возрастном периоде выделяется ведущая деятельность, например, в
младенческом — эмоциональное общение со взрослыми, в возрасте малыша —
предметная деятельность, в дошкольном возрасте — все предыдущее плюс ролевая
игра, в младшем школьном возрасте — ко всему предыдущему плюс учение, в
подростковом возрасте добавляется общественно- полезная деятельность, в
юношеском — учебно-профессиональная.

Основы теории сценариев разработал Эрик Берн в середине 60-х годов.
Весомый вклад в разработку концепции внес также коллега и друг Берна К.
Стайнер. Сценарный анализ и анализ личностных моделей, строящиеся на концепции
Я-состояний – столпы теории трансактного анализа (ТА).

Согласно Эрику Берну сценарий, это : «… План жизни,
который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается
последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого
начала ». Ясно, что ни о каком осмысленном и сознательном выборе в
возрасте 2-3 лет речь идти не может. Имеется ввиду тот выбор, который совершает
ребенок под влиянием чувств, на основании первого опыта общения с окружением и
внешней реальностью до того момента, как он начал говорить. Согласно ТА наши
детские впечатления не просто влияют на весь ход нашей взрослой жизни, они
определяют события, которые в ней происходят – «В первые годы жизни каждый
решает для себя как он проживет свою жизнь и как умрет… Такой план, всегда
присутствует в сознании человека и называется жизненным сценарием».

Когда ребенок планирует сценарий, он обязательно прописывает и
заключительный финальный акт. Остальную сюжетную линию, включая пролог, вводную
часть и кульминацию он строит так, чтобы привести к финальной развязке,
именуемой в теории ТА сценарной расплатой. Поэтому бессознательная реакция
взрослого человека на внешние раздражители также жестко встроена в его
жизненный план и неотвратимо приближает к уже выбранному в детстве финалу.

Берн подчеркивает, что сценарный жизненный план – результат родительского
программирования, генетической предрасположенности и влияния социума.

Но, прежде всего, это результат выбора, совершаемого человеком в его
детстве.

Это значит, что воспитываясь в одной семье при изначально равных
«стартовых» условиях дети могут составлять и далее реализовывать разные
жизненные сценарии. «Ты кончишь в психушке!» – любила повторять мать своим
малолетним сыновьям близнецам когда была не в духе.

Спустя десятилетия один из них стал завсегдатаем психиатрической
лечебницы, другой – известным врачом психиатром.

Исследования современных трансактных аналитиков показали, что помимо
общего сценария, жизнь человека в ее отдельных аспектах протекает в рамках
дополнительных «подсценариев» – для здоровья, секса, работы, для каждой семьи.
Сценарии есть у групп по интересам и организаций, есть такие сценарные планы и
у стран. Если понимание того, что свои сценарные паттерны можно и нужно
корректировать отсутствует, то любые попытки менять сценарий без согласия
человека бессознательно воспринимаются им не иначе как угроза личной
безопасности, покушение на его свободу. И не важно, действуете ли вы искренне и
ему на благо, или пытаетесь использовать в корыстных целях.

 Эрик Берн различал понятия
жизненных сценариев и курса жизни. Согласно Берну «Сценарий – есть конкретный
жизненный план, создаваемый человеком в первые годы жизни, а жизненный курс –
то, что происходит с ним в реальности». На формирование курса жизни влияет
собственно сценарий, ряд внешних факторов, особенности наследственности, и
автономные решения. Любой сценарий включает в свой состав содержание и процесс.
Причем содержание, заложенное в жизненном сценарии у каждого из нас уникально,
как рисунок линий жизни на руке или отпечаток пальца. Иное – сценарные
процессы. Их можно объединить в пределах нескольких характерных паттернов,
узнаваемых в ежедневном общении.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты исследования проблемы жизненного сценария и его структурных компонентов

1.1. Понятие «жизненный сценарий» в трудах отечественных и
зарубежных психологов

Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками,
полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать.

В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или
иным образом, определяя свое существование.

Проблема изучения и возможности управления собственной судьбой всегда
волновала человечество. Судьбу боялись, ее пытались умилостивить или избежать. Сегодня
выявление и коррекция жизненного сценария, определяющего поведение и судьбу
человека, являются актуальными. Это обусловлено изменением культуры в целом,
изменением социальных ролей, различными семейными проблемами, повышенным
уровнем стресса и снизившимся уровнем здоровья.

Понятие жизненного сценария в психологии впервые начинает разрабатываться
и активно использоваться основателем транзактного анализа Э. Берном. Он
определял жизненный сценарий как «жизненный план, основанный на детских
иллюзиях и родительском "программировании"» [5, с. 37]. В его
понимании жизненный сценарий является неосознаваемым, формируется под влиянием
родителей в детском возрасте и далее разворачивается на разных жизненных этапах
и проявляется в разных жизненных ситуациях, практически оставаясь неизменным на
протяжении всей жизни человека. В своей знаменитой работе «Люди, которые играют
в игры» Берн фактически отождествляет жизненный сценарий человека с его
судьбой: «Сценарий с большой силой толкает человека вперед, навстречу его
судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора»
[5, с. 37]. Работа с жизненным сценарием человека стала основным содержанием
психотерапевтической практики в транзактном анализе.

Впоследствии содержание понятия жизненного сценария, предложенное Берном,
начинает пересматриваться, в частности за счет отказа от его узко
психоаналитической трактовки — раннего формирования, неизменности на протяжении
жизни и др. Так, в работе «Жизненные сценарии: Транзактный анализ
неосознаваемых паттернов отношений» [6] представлена динамика взглядов на
жизненный сценарий. Основная тенденция — это происходящий, по мнению авторов,
переход от описания сценария, детерминированного родителями, к его социально
конструктивистскому пониманию. Базисом для этого выступает сама терапевтическая
практика, демонстрирующая взаимосвязь между формированием сценариев и терапией
отношений. Теории сценариев, основанные на описании когнитивных

и других интрапсихических процессов, ведут к предположению, что
смена сценария возможна с помощью внутренних изменений привычных паттернов
отношений. Соответственно, если отношения образуют сценарный план, они также
могут его трансформировать [7, с. 77]. Доказательством этого служат изменения в
жизни, связанные с межличностными отношениями, сформированными в процессе
терапии.

В предыдущие десятилетия существовал в большей степени
приоритет общественной жизни, ценностей, а проблемы личности отодвигались на
второй план. В современном обществе придается большое значение индивидуальной
жизни личности, которое

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы