Курсовая теория на тему Проблема воли в истории психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ИСТОРИИ
ПСИХОЛОГИИ.. 5
1.1. Понятие воли и ее место в истории психологической
науки………………5
1.2. Различные подходы и тенденции развития
представлений о воле………..8
1.2.1. Мотивационный подход……………………………………………………9
1.2.2. Подход «свободного выбора»…………………………………………….11
1.2.3. Регуляционный
подход. 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И
ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………
2.1. Экспериментальные
исследования воли в зарубежной психологии……..15
2.2. Прикладные и
экспериментальные исследования волевой регуляции в отечественной психологии………………………………………………………21
ВЫВОДЫ…….…………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
Введение:
Актуальность темы. В связи с вновь появившимся
интересом к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в
последние годы наблюдается повышенное внимание к воле как психическому процессу.
Когда-то, ещё в XVII — XIX вв., эта проблема была одной из главных в психологических
исследованиях. В начале XX в. в связи с общим сложным положением в этой науке
исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной
из тех, которые нужно было ставить и решать на новой методологической основе.
Но не замечать ее полностью было невозможно, так как воля относится к числу тех
психических явлений (наряду с воображением), которые играют жизненно важную
роль в становлении личности.
Неурядица в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна у
ряда авторов: с одной стороны, воля не относится только к волевому усилию, а с
другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием. Тем не менее,
исследование волевых процессов личности представляется одной из самых
актуальных задач в психологии. Ведь человек с сильной волей умеет преодолевать
любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели,
обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость,
выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность,
дисциплинированность, мужество и смелость.
Степень разработанности проблемы. При анализе исследований проблемы
воли возникают специфические трудности, связанные с выделением психологического
содержания представлений о данном феномене, которые сложились в рамках
психологических и философских концепций. Они усугубляются тем, что специальных
работ по проблеме воли очень мало. Наиболее полный обзор и анализ работ по
данной проблематике имеется в работах В. И. Селиванова [16], М. Г. Ярошевского,
С. Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова, В.В. Никандрова; Е.П. Ильина и др. В зарубежной психологии обзоры и
анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме воли, по
истории исследований воли в психологии представлены в очень небольшом числе
работ. Некоторые из этих работ посвящены только одному автору, остальные
охватывают очень небольшой исторический период.
Цель исследования – изучить проблему воли в истории психологии, дать анализ экспериментальных
исследований в зарубежной и отечественной психологии.
Объект исследования – проблема воли в историческом
аспекте.
Предмет исследования: экспериментальные
и прикладные исследования воли в истории психологии.
Гипотеза исследования. Наиболее перспективным направлением в
изучении личности волевых свойств можно считать психосемантический подход.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие воли и ее место в истории психологической науки.
2. Рассмотреть различные подходы и тенденции развития представлений о
воле.
3. Проанализировать экспериментальные исследования воли в зарубежной
психологии.
4. Изучить прикладные и экспериментальные исследования волевой регуляции
в отечественной психологии.
Методы исследования: анализ и синтез методологической,
педагогической, психологической, философской и социологической информации;
обобщение передового психологического опыта.
Заключение:
Теоретический анализ проблемы воли показал, что в истории психологии
понятие «воля» было введено как объяснительное понятие. Оно должно было
объяснить происхождение действия, основываясь не только на желаниях человека,
но и на мысленном решении его осуществить. Интенсивное развитие представлений о
свободе началось только в 17 веке и в наше время характерно наличие нескольких
подходов к изучению природы свободы.
В античной философии концепция воли необходима была для объяснения
возникновения действия, основанного не на желании человека, а на разумном
решении его выполнить.
В современной психологии проблема воли представлена в двух вариантах:
как проблема самоопределения (мотивационный подход и подход «свободного
выбора») и как проблема саморегуляции (регулирующий подход).
Историко-психологический анализ содержания источников показал, что
понятие «воля» раскрывалось через использование таких понятий, как:
способность, волевая деятельность, волевой акт, волевой процесс, психическая
активность, которые явились по сути синонимичным рядом и использовались в
научной терминологии как рядоположенные. В качестве признаков воли авторами
выделялись следующие: сознательность действия, наличие усилия, взаимосвязь с
познавательной и чувственно-аффективной сферами, наличие представлений. В
развитии воли выделялись такие формы или виды воли, как
инстинктивно-физиологическая воля, механическая воля, подражательная воля,
приспособительная воля, нравственная воля.
Обзор исследований по экспериментальному изучению воли в зарубежной и отечественной
психологии, показал следующее:
• неоднозначное отношение к общим проблемам изучения воли сказывается на
отсутствии методических средств и приемов изучения произвольной деятельности и
произвольных качеств личности;
• психосемантический подход и использование метода семантического
дифференциала можно рассматривать как один из вариантов решения диагностической
процедуры волевой сферы личности.
Есть основания полагать, что решение проблем методов и приемов
экспериментального исследования волевой сферы во многом базируется на
разработке теоретических положений проблемы воли личности, составляющих
отдельное направление исследований в отечественной и зарубежной психологии,
по-прежнему сохраняют свою автономию и независимость.
В обзоре показано, что методы выявления и оценки произвольных качеств
отличаются большим разнообразием. Однако, несмотря на разнообразие направлений,
аспектов рефлексии и методов исследования волевых качеств человека,
исследование остается, по мнению А.Е. Пасниченко, в рамках
формально-динамического подхода.
Благодаря этому состоянию, таким образом, наиболее перспективным
направлением в изучении личности волевых свойств можно считать
психосемантический подход, при котором личность субъекта рассматривается «как
несущая определенный образ мира, как своего рода микрокосм смыслов и
индивидуальных смыслов».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЛИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие воли и ее место в истории
психологической науки
Человек не только
воспринимает и знает объективный мир, но и будет активно на него влиять. Он
постоянно ставит перед собой определенные цели и борется за их достижение.
Совершая полезные
действия, человек встречает различные препятствия. Некоторые из них связаны с
условиями проживания, это объективные препятствия — противодействие со стороны
других, естественные препятствия, третьи — со своими недостатками — отказ от
работы, что нужно, пассивность, лень, плохой юмор, чувство страха, привычка.
действовать без раздумий, чувство болезненной гордости и т. д. Для достижения цели
человек должен мобилизовать свои умственные и физические силы на преодоление
препятствий, то есть продемонстрировать добровольные усилия.
Воля человека выражается
в том, насколько человек способен преодолевать препятствия и трудности на пути
к цели, насколько он способен контролировать свое поведение, подчинять свою
деятельность определенным задачам [12, с. 60].
Сила воли — это
умственный процесс сознательного определения того, как человек регулирует свою
деятельность и поведение для достижения своих целей.
Исходя из этого, основную
единицу свободы — произвольное действие, следует понимать, как сознательное и
решительное действие.
В волевых действиях
человек достигает своей сознательной цели, которая, как закон, определяет способ
действия и характер. Студент, стремясь успешно учиться, проявляет инициативу,
напряжение физических и умственных сил, преодолевая трудности, мешающие
достижению цели, сохраняет желания, отвлекающие от деятельности.
Преодоление препятствий и
трудностей требует так называемого произвольного усилия со стороны человека —
особого состояния нервного напряжения, мобилизующего физические,
интеллектуальные и моральные силы человека. Бывают случаи, когда добровольное
усилие отсрочивало потерю сознания и даже смерть. В литературе описан случай,
когда пилот «отсрочил» свою смерть до приземления самолета и, совершив посадку,
сразу умер. Ярким примером проявления произвольного усилия является исторический
факт. В пятом веке до н.э. греческий воин, пробежавший 42 км от города Марафон
до Афин и, объявивший о победе греков над персами, упал замертво. В память о
нем в современной легкой атлетике назван бег по пересеченной местности —
марафон на 42 км 195 м [10, с.42].
Добровольная деятельность
— особый вид деятельности человека. Он заключается в том, что человек проявляет
власть над собой, контролируя собственные импульсы и, при необходимости,
подавляя их. Произвольную деятельность нельзя сводить к деятельности организма
и отождествлять с ней. Ведь животным присуща активность. Они удовлетворяют свои
биологические потребности, приспосабливаясь к условиям жизни, проявляют
длительное воздействие на окружающую природу, но это происходит без какого-либо
сознательного намерения с их стороны и является чем-то случайным по отношению к
самим животным. Воля человека зародилась и сформировалась под влиянием
деятельности социальной работы в той мере, в какой, овладев законами природы,
человек трансформировал ее своими запланированными действиями [12, с. 76].
Когда после Бородинского
сражения 1812 года знаменитый маршал наполеоновской армии Мюрат упрекал
генералов в слабости кавалерии, один из них ответил: «Во всем виноваты лошади —
они не патриотичны довольно. Наши солдаты блестяще сражаются, даже если у них
нет хлеба, но лошади без сена и овса не двигаются». В этом диалоге отразилось
главное отличие управления людьми от животных, их поведением — наличие воли и
мотивации. Люди, в отличие от животных, действуют, как уже было сказано,
осознанно, используя свой разум и волю, изменяют природу и общество в
соответствии со своими потребностями и желаниями. Проявление воли — это такая
деятельность личности, она обязательно связана с сознанием [12, с. 79].
Воля человека развивалась
в процессе своего социального и исторического развития, в деятельности рабочих.
Живя и работая, люди постепенно научились ставить определенные цели и
сознательно добиваться их. В борьбе за существование, преодолевая трудности,
напрягая силы или сдерживая себя, человек развил в себе различные качества
свободы. Чем важнее цели, которые люди ставят перед собой в жизни и чем больше
они их понимают, тем активнее они стремятся к их достижению. Произвольная
деятельность обязательно предполагает определенное количество действий и
действий, которые, в свою очередь, предполагают широкое осознание индивидом
своих усилий и природы происходящих психических процессов. Это включает в себя
оценку ситуации, выбор пути будущих действий, выбор средств, необходимых для
достижения цели, принятие решений и т.д. [10, с.60].
Другими словами, можно
сказать, что воля связана с другими чертами личности, особенно с характером.
Это основа характера. Характер — это окончательно сформированная воля. И в
зависимости от сформированности волевых качеств у человека говорят о сильном и
слабом характере. Слабых также называют безвольными. Но характер определяется
не только волевыми качествами [10, с. 112].
Воля органически связана
с познавательной и эмоциональной деятельностью человека. И.М. Сеченов писал:
«Свобода — это активная сторона разума и нравственного чувства, которое
управляет движениями во имя того или иного». Волевая регуляция всегда
начинается с интеллектуального состояния — осознания проблемной ситуации.
Анализ проблемной ситуации требует «включения» волевых действий. Без участия
мысли произвольный процесс не был бы сознательным, он потерял бы собственную
волю. Но воля и мысль различны, и воля — это не только внешнее воплощение
мысли. В отличие от мысли, воля не создает продукт, она только создает условия
для действия или поведения [10, с.121].
Таким образом, в понятии
«воля» прослеживается целостный характер психики человека: проблема воли касается
и неотделима от проблем личности, сознания, самосознания, мотиваций,
потребностей, эмоций, познавательной деятельности.