Курсовая теория Гуманитарные науки История русской литературы

Курсовая теория на тему Проблема вины князя Мышкина в отечественном литературоведении (роман Ф. М. Достоевского «Идиот»).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования
проблемы вины князя Мышкина в отечественном литературоведении. 6

1.1.  История
создания и замысел произведения. 6

1.2.  Художественные
особенности романа «Идиот». 9

Глава 2. 
Анализ вины князя Мышкина в отечественном литературоведении. 17

2.1. Восприятие князя Мышкина окружающими людьми. 17

2.2.  История  осмысления романа «Идиот» в ХХ веке. 25

Заключение. 36

Список использованной литературы.. 38

  

Введение:

 

Философский роман
– это вид романа, возникший в западноевропейской литературе в эпоху
Просвещения. Философский роман отличается акцентом на размышлениях героев,
разработке их концепций и идей. История создания, жанр, направление
произведения Начало работы над новым романом совпало с печальными событиями в
жизни Ф.М. Достоевского. Смерть трехмесячной дочери глубоко потрясла писателя и
его супругу. Писатель, с целью отвлечься от глубокого горя, взял у журнала
«Русский вестник» крупный аванс и отправился за границу. Желание написать роман
во многом было продиктовано финансовыми сложностями. Находясь за границей,
Достоевский внимательно следил за событиями в общественной жизни России.

Истории, которые
описывались в газетах, давали писателю богатую пищу для творчества.

Особенно сильно
воображение Достоевского взволновали факты о семье Умецких, где родителей
обвиняли в жестоком обращении с детьми.

Отзвуки этих
событий в измененном виде звучат в семейных скандалах Иволгиных. Работа над
произведением велась с 1867 по 1869 гг. В этот период Достоевский активно
переписывался с современниками, делился с ними своими мыслями по поводу
произведения. Роман «Идиот» Ф.М. Достоевского является одним из лучших примеров
философского романа.

Кроме того,
Достоевского интересовало исследование внутреннего мира героев своих
произведений, поэтому роман «Идиот» является и психологическим романом.

Проблематика
романа «Идиот» весьма разнообразна. Одна из основных проблем, поднимаемых в
произведении – корыстолюбие. Жажда богатства, престижа, статуса толкает людей
на самые гнусные поступки, заставляет их клеветать друг на друга и изменять
собственным принципам. В обществе, описываемом писателем в этом произведении,
невозможно добиться успеха без покровителей, денег и знатного имени.

 Рядом с корыстью идет тщеславие, которое
особенно присуще Гане, генералу Епанчину, Тоцкому.

Одной из ключевых
тем этого философского романа является тема религии. Достоевский неоднократно
обращается к теме христианства. А главным персонажем, причастным к данной теме,
является князь Мышкин. Биография этого персонажа включает ряд библейских
аллюзий на жизнь Христа. Князь Мышкин выступает в романе в роли «спасителя».
Сострадание, милосердие, умение прощать – главные черты Мышкина   [7, с.
253].

Любовь в романе
представлена во всех ее проявлениях – и как христианская любовь, и как любовь к
ближнему, и как семейная, дружеская, и как страстная, романтическая.

Замысел автора
заключается в том, чтобы показать три разновидности любви: Христианскую (князь
Мышкин); Тщеславную (Ганя); Страсть (Рогожин). Главная идея Ф.М. Достоевского –
отобразить разложение интеллигенции. Здесь филистерство, духовный упадок,
супружеские измены, двойная жизнь стали практически нормой. Писатель стремится
создать «прекрасного человека», способного показать, что в мире пока еще живы
справедливость, добро, искренняя любовь. Эту миссию и выполняет князь Мышкин.

Трагедия
произведения заключается в том, что человек, который стремится видеть в мире
лишь доброту и любовь, погибает в нем, оказавшись неприспособленным к жизни.

Достоевский
говорит о том, что людям необходимы такие праведники, ведь именно они помогают
взглянуть в лицо самому себе. герои романа в разговоре с князем Мышкиным
познают свою душу, учатся ее открывать другим. Это так необходимо в мире
лицемерия и фальши. Хоть самим праведникам и тяжело освоиться в таком обществе,
но их жертва не напрасна. Для них хоть одна исправленная судьбу, хотя бы одно
неравнодушное сердце – это большая победа.

Не менее важен и
методологический принцип соотнесенности герменевтических процедур комментария,
анализа текста и его интерпретации, позволяющий закономерным образом переходить
от линейного, постраничного комментария к «круговому», «центростремительному» толкованию
смысла всей цепи выявленных деталей. Это в принципе неизбежно и необходимо.

Но пока для нашего
времени показателен плюрализм как в понимании целей и задач комментария, так и
самого процесса комментирования. Можно сказать, что комментарий потерял форму,
поскольку смешивается комментарий к тексту и интерпретация его смыслов.

Предмет исследования: проблема вины
князя Мышкина в отечественном литературоведении.

Объект исследования:  роман Ф. М. Достоевского "Идиот".

Целью работы является анализ проблемы
вины князя Мышкина в отечественном литературоведении.

Задачи:

1. Проанализировать историю создания
и замысел произведения.

2. Выделить художественные
особенности романа «Идиот».

3. Проанализировать восприятие князя
Мышкина окружающими людьми.

4. Выделить особенности истории  осмысления романа «Идиот» в ХХ веке.

Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования.

Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В трагедиях
второго типа вины возникают в связи со злой волей индивида «в силу скрещивания
индивидуальных желаний, в силу злобы и лживости большинства». Герой таких
трагедий – воплощение жестокой природы человека, «единственное животное,
причиняющее другим вины без дальнейшей цели».

Наивысшим типом
трагедии Шопенгауэр считал третий, в котором трагедия происходит с обыкновенным
героем в силу стечения обстоятельств и последующих поступков героев.

В конфликтах этих
трагедий нет ничего необычного, ведущая роль не отводится ни обстоятельствам,
ни злодействам. В «Царе Эдипе», «Ромео и Джульетте», по мнению философа, герои
действуют в исключительных обстоятельствах, в которые не может попасть обыкновенный
человек.

Основу трагедий
третьего типа составляет «нечто легко и само собою вытекающее из людских
поступков и характеров, почти неизбежное».

Ф.М. Достоевский в
своих черновиках называет князя Мышкина князь Христос. Антиподами князя Мышкина
являются Парфен Рогожин и Ганя Иволгин. Иволгин – слабохарактерный, прельщенный
деньгами молодой человек. Ганя хочет любой ценой выбиться в люди, мечтает об
уважении и статусе, но терпит неудачи и унижения.

Рогожин – богатый
купец, одержимый только одной страстью – владеть Настасьей. Рогожин упрям и
ради достижения цели готов на все. Купца не устроит никакой иной исход, однако
и жизнь в сомнении и страхе, не уйдет ли от него Настасья, ему не подходит.
Поэтому исход этих отношений трагичен.

Настасья
Филипповна – роковая красавицы. Ее истинную натуру раскрыл только князь Мышкин.
Настасью можно считать жертвой, но можно и демоном. Но в ней больше всего
привлекает не только покоряющая красота, но и сходство с самой Клеопатрой.
Известно, что египетская царица растворила в бокале вина огромную жемчужину и
выпила этот напиток.

Эпизод, когда
Настасья бросает в камин сто тысяч рублей, является реминисценцией этого
поступка. Считается, что прототипом героини стала возлюбленная Ф. М.
Достоевского Аполлинария Суслова. Антиподом и соперницей Настасьи Барашковой
является Аглая Епанчина.

Аглая отличается
от своей матери и сестер. В князе девушка видит гораздо больше, чем чудака и
глупца, но не все из родных Аглаи могут разделить ее взгляд. Героиня ждала
человека, который сумел бы вывести ее из этой загнивающей, закостенелой среды.

Таким спасителем
она сначала видела Мышкина, затем поляка-революционера. Композиция, сюжет, язык
произведения Основу сюжета романа составляет демонстрация деградации
дворянства. В романе две сюжетные линии: История князя Мышкина и Аглаи
Епанчиной; История Рогожина и Настасьи Филипповны. Сюжетные линии соединяются
друг с другом, образуя «любовный четырехугольник».

Главными
особенностями сюжета являются динамичность сцен и эпизодов, но в то же время
замедленность темпа повествования. Соединенные между собой сюжетные линии
начинают распутываться только в финале романа, получая трагическую развязку.

Композиционным
центром романа является образ Мышкина, с которым связаны другие образы, линии
сюжета и смысл всего произведения. Хронотоп романа определен Достоевским.

 Действие романа происходит в период с ноября
1867 по лето 1868 года в России, куда Мышкин приезжает из Швейцарии.

«Трагическую вину» князя Мышкина ученые пытаются видеть в том, что он «неожиданно» полюбил Аглаю и потому изменил намерению «спасать» Настасью Филипповну. Напомним, что князь только тогда отдается любви к Аглае, когда понял свое бессилие нравственно возродить Настасью Филипповну: «Но я не могу любить ее, и она это знает!», «…она со мной погибнет, и потому оставляю ее». Он и в Петербург приехал с одним намерением уговорить ее за границу поехать для поправления здоровья и предполагал «все это без себя устроить», — как объяснял он Рогожину.

Особенностями
композиции романа «Идиот» являются отдельные новеллы и вставные эпизоды,
некоторые из которых не соединены с сюжетом. Достоевский использует прием
психологизма. Также писатель активно применяет символические образы. Одним из
таких образов является князь Мышкин – он олицетворяет христианские принципы и
чувство вины.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты исследования проблемы
вины князя Мышкина в отечественном литературоведении

1.1.  История создания и замысел произведения Роман Ф.М.
Достоевского "Идиот" создавался автором во время четырехлетнего
пребывания за границей, где у него возник и сформировался замысел нового
романа. Роман "Идиот" имеет следующую историю создания и замысел:

—  наблюдения, полученные за границей, подняли в
душе автора вопрос о способах ухода от той мрачной действительности, в которой
находилось все общество России тогдашнего времени: царствование продажности,
коммерческой суеты, мещанства, обесценивание духовных начал и идеалов;

—  обстановка в российском обществе после реформ
60-х гг. укрепляла автора в вопросе о поиске путей решения сложившейся ситуации
и той личности, которая могла бы пробудить в человеке его лучшие качества —
добро, сострадание, любовь — и вывести из такого тяжелого морального и
нравственного застоя;

—  появляется идея изобразить прекрасного во
всех отношениях человека, который, являясь носителем добра и любви, станет
спасителем отдельного человека и всего человечества, и поэтому центральный
герой романа "Идиот" является антиподом Раскольникова;

—  в замысле автора показать, что не разумное
начало и не решительные акции, революции и т. п. спасут человечество, а только
доброта, красота, самопожертвование, любовь и сострадание могут сделать это.

Роман
"Идиот" можно охарактеризовать следующим образом:

—  название романа имеет несколько значений, что
умело используется автором, и среди — этих значений можно выделить следующие:

— бранное, которое
означает, что к герою, обладающему высоким интеллектуальным уровнем развития,
другие персонажи относятся с опаской, считая его не таким, как они, чужим, и
сами ощущают условность такого словоупотребления;

—  народное, и в этом случае оно соотносится с
такими словами, как "убогий", "божий человек" и т. п.;

— указывающее на
болезнь главного героя князя Мышкина, который страдал нервным расстройством —
эпилепсией;

— шутовское,
основанное на использовании этого слова в эпоху Возрождения XVII в. по
отношению к шутам, которые могли быть глупыми, а могли и иметь острый ум;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы