Курсовая теория на тему Проблема умственной отсталости в психологии, педагогике и медицине
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 4
1.1. Характеристика умственной отсталости с психологической точки зрения 4
1.2. Психологическая работа с умственно отсталыми 8
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ 10
2.1. Характеристика умственной отсталости с педагогической точки зрения 10
2.2. Педагогическая работа с умственно отсталыми 13
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В МЕДИЦИНЕ 21
3.1. Характеристика умственной отсталости с медицинской точки зрения 21
3.2. Медицинская помощь умственно отсталым 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Умственная отсталость — это стойкое снижение познавательной деятельности, вы-званное органическим поражением головного мозга. Уже в 18 веке внимание таких пси-хиатров, как Эскироль, Бине и Крепелин, было направлено на изучение и анализ выра-женных нарушений психического развития. С середины 19 века проблемы умственной отсталости стали волновать не только врачей, но и педагогов, а затем и психологов. В России рассмотрение проблемы умственной отсталости, отграничение олигофрении от психических заболеваний прогредиентного характера началось в начале 20 века. В 20-х годах 20 века Л.С. Выготский объединил исследования врачей, психофизиологов и пси-хологов.
Процент умственно отсталых людей в разных странах оценивается по-разному. В среднем он колеблется от 2,5 до 4 процентов. В России умственная отсталость встречается в 3,5 случаях на 1000 населения.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Однако при всей важ-ности проблем реабилитационной и коррекционной помощи их решение тормозится от-сутствием исследований, показывающих эффективность того или иного коррекционного подхода. Это тем более актуально, что в настоящее время многие службы оказались перед необходимостью сконцентрировать усилия как на лечении, так и на социально-психологическом сопровождении их социализации и трудовой адаптации.
Цель исследования: изучение проблемы умственной отсталости в психологии, пе-дагогике и медицине.
Задачи исследования:
1. Определить проблему умственной отсталости и помощь умственно отсталым с точки зрения психологии;
2. Определить проблему умственной отсталости и помощь умственно отсталым с точки зрения педагогики;
3. Определить проблему умственной отсталости и помощь умственно отсталым с медицинской точки зрения.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный методы , формирование выво-дов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического де-фекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способно-стей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и под-ростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т.е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта исполь-зуют специальные психологические методы оценки интеллекта. Для уточнения этиоло-гии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования.
Раннее начало коррекционно-педагогической работы с умственно отсталым ребен-ком позволяет максимально сгладить дефект и предотвратить появление вторичных де-фектов. Однако не всегда удается начать коррекционную работу в раннем возрасте, так как не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в этом возрасте.
Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обуслов-ленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен усло-вий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболе-ваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).
Прогноз умственной отсталости зависит от степени недоразвития психики, выра-женности интеллектуального дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы боль-ных, этиологии. При неосложненной умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, которая исключает необходимость в наблюдении психиат-ра. В то же время социальный прогноз глубокой и тяжелой степеней умственной отстало-сти неблагоприятен.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Характеристика умственной отсталости с психологической точки зрения
Сегодня в России пользуются Международной Классификацией Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Итак, в специальной психологии выделяют следующие степени умственной отсталости:
F-70 умственная отсталость легкой степени (дебильность);
F-71 умственная отсталость умеренная (варианты имбецильности легкой и средней степени);
F-72 умственная отсталость тяжелая (тяжелые варианты имбецильности);
F-73 умственная отсталость глубокая (идиотия) [14].
Легкая умственная отсталость — наименьшая степень умственной отсталости, наиболее распространенная форма, и составляет около 75-85% умственно отсталого насе-ления. Предполагается, что подавляющее большинство нарушений имеет эндогенное или семейно-наследственное происхождение.
Ощущения и восприятия формируются медленно и с большим количеством осо-бенностей и недостатков. Этот ядерный симптом влияет на все психическое развитие. Психологи указывают на задержку и сужение объема зрительного восприятия. Недиффе-ренцированность восприятия проявляется в неспособности различать похожие объекты при попытке их узнавания (кошка не отличается от белки, компас от часов).
Вместе с тем обнаруживается нарушение концентрации внимания, что, в свою очередь, приводит к снижению его устойчивости. Это препятствует целенаправленной познавательной деятельности, являясь одной из предпосылок возникновения трудностей в познавательной деятельности. В связи с этим около 50% умственно отсталых детей либо не могут пользоваться словесными инструкциями, либо это не влияет на их продуктив-ность. Добровольное внимание развивается с большим трудом. Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения. Наблю-дается нарушение переключения внимания, т.е. нарушение перехода от одной деятельно-сти (задачи) к другой (застревание, соскальзывание).
Внимание и память у них удовлетворительные.
Нарушения памяти объясняются слабостью запирательной функции коры головно-го мозга и, как следствие, малым объемом и замедленной скоростью образования новых условных связей, а также их хрупкостью. Они неточно воспроизводят материал. Все но-вое они усваивают очень медленно, только после многократных повторений, быстро за-бывают воспринятое и не могут своевременно использовать приобретенные знания и навыки на практике.
Нарушение мышления — основной признак умственной отсталости. Снижается уровень обобщения, страдают анализ и синтез. При сравнении объектов они часто со-скальзывают на простые описания. Наблюдается способность к формированию простых понятий, мышление остается преимущественно конкретным, привязанным к ситуации. Овладев понятиями времени, пространства, причинности, эти дети обнаруживают сни-женную способность ориентироваться в новой обстановке, улавливать смысл представ-ленной картины. Мышление характеризуется лабильностью и инертностью. Лабильность выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений у рассеянных детей. Инертность — это трудность переключения с одной мысли на другую, то есть вязкость, медлительность и скованность интеллектуальных процессов. Нарушается критическое мышление, т.е. отсутствует контроль своих действий и исправление допущенных оши-бок.
Около 40-60% детей этой группы имеют нарушения речи. Выявляется значитель-ная задержка речевого развития. Моторика речи и слуховое различение звуков появляется позже, чем в норме (примерно к 3-4 годам). Причина — слабость замыкательной функции мозга, нарушение динамики нервных процессов. Часто нарушается формирование фоне-матического слуха. Грамматический строй характеризуется моносиллабическими