Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная педагогика

Курсовая теория на тему Проблема умственной отсталости в психологии, педагогике и медицине

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 4

1.1. Характеристика умственной отсталости с психологической точки зрения 4

1.2. Психологическая работа с умственно отсталыми 8

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ 10

2.1. Характеристика умственной отсталости с педагогической точки зрения 10

2.2. Педагогическая работа с умственно отсталыми 13

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В МЕДИЦИНЕ 21

3.1. Характеристика умственной отсталости с медицинской точки зрения 21

3.2. Медицинская помощь умственно отсталым 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33


  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Умственная отсталость — это стойкое снижение познавательной деятельности, вы-званное органическим поражением головного мозга. Уже в 18 веке внимание таких пси-хиатров, как Эскироль, Бине и Крепелин, было направлено на изучение и анализ выра-женных нарушений психического развития. С середины 19 века проблемы умственной отсталости стали волновать не только врачей, но и педагогов, а затем и психологов. В России рассмотрение проблемы умственной отсталости, отграничение олигофрении от психических заболеваний прогредиентного характера началось в начале 20 века. В 20-х годах 20 века Л.С. Выготский объединил исследования врачей, психофизиологов и пси-хологов.

Процент умственно отсталых людей в разных странах оценивается по-разному. В среднем он колеблется от 2,5 до 4 процентов. В России умственная отсталость встречается в 3,5 случаях на 1000 населения.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Однако при всей важ-ности проблем реабилитационной и коррекционной помощи их решение тормозится от-сутствием исследований, показывающих эффективность того или иного коррекционного подхода. Это тем более актуально, что в настоящее время многие службы оказались перед необходимостью сконцентрировать усилия как на лечении, так и на социально-психологическом сопровождении их социализации и трудовой адаптации.

Цель исследования: изучение проблемы умственной отсталости в психологии, пе-дагогике и медицине.

Задачи исследования:

1. Определить проблему умственной отсталости и помощь умственно отсталым с точки зрения психологии;

2. Определить проблему умственной отсталости и помощь умственно отсталым с точки зрения педагогики;

3. Определить проблему умственной отсталости и помощь умственно отсталым с медицинской точки зрения.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный методы , формирование выво-дов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического де-фекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способно-стей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и под-ростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т.е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта исполь-зуют специальные психологические методы оценки интеллекта. Для уточнения этиоло-гии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования.

Раннее начало коррекционно-педагогической работы с умственно отсталым ребен-ком позволяет максимально сгладить дефект и предотвратить появление вторичных де-фектов. Однако не всегда удается начать коррекционную работу в раннем возрасте, так как не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в этом возрасте.

Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обуслов-ленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен усло-вий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболе-ваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

Прогноз умственной отсталости зависит от степени недоразвития психики, выра-женности интеллектуального дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы боль-ных, этиологии. При неосложненной умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, которая исключает необходимость в наблюдении психиат-ра. В то же время социальный прогноз глубокой и тяжелой степеней умственной отстало-сти неблагоприятен.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Характеристика умственной отсталости с психологической точки зрения

Сегодня в России пользуются Международной Классификацией Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Итак, в специальной психологии выделяют следующие степени умственной отсталости:

F-70 умственная отсталость легкой степени (дебильность);

F-71 умственная отсталость умеренная (варианты имбецильности легкой и средней степени);

F-72 умственная отсталость тяжелая (тяжелые варианты имбецильности);

F-73 умственная отсталость глубокая (идиотия) [14].

Легкая умственная отсталость — наименьшая степень умственной отсталости, наиболее распространенная форма, и составляет около 75-85% умственно отсталого насе-ления. Предполагается, что подавляющее большинство нарушений имеет эндогенное или семейно-наследственное происхождение.

Ощущения и восприятия формируются медленно и с большим количеством осо-бенностей и недостатков. Этот ядерный симптом влияет на все психическое развитие. Психологи указывают на задержку и сужение объема зрительного восприятия. Недиффе-ренцированность восприятия проявляется в неспособности различать похожие объекты при попытке их узнавания (кошка не отличается от белки, компас от часов).

Вместе с тем обнаруживается нарушение концентрации внимания, что, в свою очередь, приводит к снижению его устойчивости. Это препятствует целенаправленной познавательной деятельности, являясь одной из предпосылок возникновения трудностей в познавательной деятельности. В связи с этим около 50% умственно отсталых детей либо не могут пользоваться словесными инструкциями, либо это не влияет на их продуктив-ность. Добровольное внимание развивается с большим трудом. Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения. Наблю-дается нарушение переключения внимания, т.е. нарушение перехода от одной деятельно-сти (задачи) к другой (застревание, соскальзывание).

Внимание и память у них удовлетворительные.

Нарушения памяти объясняются слабостью запирательной функции коры головно-го мозга и, как следствие, малым объемом и замедленной скоростью образования новых условных связей, а также их хрупкостью. Они неточно воспроизводят материал. Все но-вое они усваивают очень медленно, только после многократных повторений, быстро за-бывают воспринятое и не могут своевременно использовать приобретенные знания и навыки на практике.

Нарушение мышления — основной признак умственной отсталости. Снижается уровень обобщения, страдают анализ и синтез. При сравнении объектов они часто со-скальзывают на простые описания. Наблюдается способность к формированию простых понятий, мышление остается преимущественно конкретным, привязанным к ситуации. Овладев понятиями времени, пространства, причинности, эти дети обнаруживают сни-женную способность ориентироваться в новой обстановке, улавливать смысл представ-ленной картины. Мышление характеризуется лабильностью и инертностью. Лабильность выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений у рассеянных детей. Инертность — это трудность переключения с одной мысли на другую, то есть вязкость, медлительность и скованность интеллектуальных процессов. Нарушается критическое мышление, т.е. отсутствует контроль своих действий и исправление допущенных оши-бок.

Около 40-60% детей этой группы имеют нарушения речи. Выявляется значитель-ная задержка речевого развития. Моторика речи и слуховое различение звуков появляется позже, чем в норме (примерно к 3-4 годам). Причина — слабость замыкательной функции мозга, нарушение динамики нервных процессов. Часто нарушается формирование фоне-матического слуха. Грамматический строй характеризуется моносиллабическими

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы