Курсовая теория на тему Проблема среды и наследственности в развитии ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ. 6
1. ПОНЯТИЯ
«РАЗВИТИЕ» И «ЛИЧНОСТЬ». 6
2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И
СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ. 10
3. РОЛЬ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ. 14
4. ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ
ФАКТОРОВ В.ШТЕРНА. 16
5. ТЕОРИЯ
КОНФРОНТАЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ. 19
6. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ И
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
Введение:
В данной работе
рассматриваются проблемы наследственности и среды в развитии ребенка. На сегодняшний
день эта тема пользуется особой популярностью, так как наследственность и
окружающий мир, в котором растет ребенок, имеют огромное значение в
психологическом и физиологическом развитии маленького человека.
Одной из ключевых проблем
психологии развития является изучение основных факторов процесса психического
развития человека. Этими факторами являются ведущие детерминанты психического
развития человека: наследственность и среда.
Среда — это совокупность
условий, окружающие человека. Эти условия состоят из нескольких факторов:
— факторы неорганической
природы – это количество света, комфортность температуры окружающего воздуха,
содержание кислорода в воздухе и т.д.;
— факторы органической
природы – это различные воздействия на человека со стороны других живых
существ;
— социальные факторы – это конкретное жизненное
пространство, в котором живет человек с определенными временными,
пространственными условиями, социальным общением: семья, дом, детский сад,
школа, высшее и среднее учебное заведение, предприятия, где человек трудится. В
рамках этой системы человек проводит определенный временной отрезок, в
определенном месте и в определенной роли. Общественная среда считается высшим
уровнем социальной среды.
Для существования любого
живого существа среда является необходимым условием, вне среды нет и жизни.
Организм получает все востребованные вещества, необходимые для
жизнедеятельности, из окружающей среды, а ненужные для него продукты обмена
выделяет в окружающую среду. Соответственно, только в единстве со средой
следует рассматривать все особенности психического развития человека.
Именно факторы социальной
среды являются тем обязательным условием, при котором у человека идет развитие
истинно человеческих качеств: речи и сознания. Под наследственностью
подразумевается способность живого организма передавать свои характерные
признаки и определенные особенности развития своему потомству. Гены, в свою
очередь, являются носителями любой наследственной информации. Ребёнок может
получить от родителей с большой долей вероятности склонность к плохому
поведению. Однако, благоприятная среда может способствовать снижению такой
врожденной способности, существенно уменьшив этот риск. Также напрямую зависит
от генетических факторов. развитие у человека некоторых психических
заболеваний.
Среда обитания человека –
это совокупность, взаимодействующих между собой факторов: природная среда и
искусственная среда, которые определяют условия для жизнедеятельности человека
(биологический, экологический, антропогенный, психический и социальный факторы).
Более полное и гармоничное развитие личности обеспечивает благоприятная
социальная среда.
Когда мы говорим, среда для человека выступает в роли фактора воспитания,
то мы понимаем, что это и социальная среда, которая включает в себя отношения
между людьми в этой среде, правила и нормы морали, области деятельности. Мы
часто слышим: «На него повлияла улица», и понимаем, что это негативное
воздействие окружающей среды (улицы), т.е. ребенок взял пример для подражания
ровесников-друзей, с кем общается и проводит время.
Для развития личности среда играет огромное значение, и в хорошем смысле и
в плохом, но изолировать ребенка от его среды общения нельзя. Это опыт. Именно
его жизненный опыт, а как он его применит, с «плюсом» или «минусом» , выбирать
только ему.
На протяжении всей жизни человека, среда которая его окружает существенно
влияет на процесс формирования личности.
Огромное влияние на становление личности оказывает воспитание, это целенаправленный и организованный процесс.
В структуре воспитания одной из важных составляющих является социально-культурные
ценности общества, где идет развитие и становление личности. Под понятием воспитание,
мы подразумеваем воздействие положительного свойства.
Неуправляемый, трудный
ребенок – это результат неправильного подхода в воспитании родителей,
неблагоприятный климат в семье. С самого раннего возраста ребёнок находится под
влиянием семьи, он растет, перенимая ее культурные и нравственные ценности. По
мере взросления ребенка к влиянию семьи присоединяется фактор влияния со
стороны школы, средств массовой информации, политики, культуры, общественного
строя. Каждый по отдельности и все вместе они оказывают серьезное влияние на человека,
в каком-то случае способствуя развитию его способностей, в каком-то существенно
тормозя его. Цели
работы:
1. Изучение проблем в развитии личности
ребенка, которая зависит от наследственности и среды.
2. Проведение психологического и
педагогического анализа влияния на развитие ребенка наследственности и среды. Для
достижения этих целей ставятся следующие задачи:
1. Сделать анализ понятий наследственность
и среда.
2. Проанализировать разницу современного
подхода к развитию ребенка.
3. Рассмотреть влияние факторов наследственности
и среды на развитие ребенка.
Объект исследования:
наследственность и среда.
Предмет исследования:
ребенок, проблема наследственности и среды в развитии ребенка.
Методы исследования:
теоретический анализ источников и документов.
Степень разработанности
проблемы: в изучение данной проблемы значительную ценность представляют работы:
Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, В.Штерна.
Структура работы:
реферат состоит из введения, основной части, раскрывающей тему, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Развитие ребенка определяют
два важных фактора – это влияние со стороны среды и наследственность, но при
этом очень сложно выделить, какой из них в данном случае будет наиболее важным.
Мы считаем, что данная проблема может быть причислена как к проблеме чисто
научной, так и к социальной. Каким путем будет она решаться зависит будущее
самого общества.
Подводя итог в работе, мы
пришли к следующим выводам: человек может наследовать интеллект и
индивидуальные способности и развивать, но при этом личность, как система
этических ценностей остается продуктом чисто социальным. Именно поэтому обществе
всегда уделяло так много внимания для обучения и образования подрастающего
поколения.
В настоящее время не
вызывает сомнения, что "генный портрет" человека (генотип) определяет
в значительной степени многие его внешние свойства (фенотип). Большинство
внешних свойств человека определяется еще до его рождения, а вот влияние
наследственности (геннов) происходит на протяжении всей его жизни.
Не только
наследственность и среда, а также духовная сторона человека дает возможность
становления его как личности. Находясь между «молотом и наковальней»,
подразумеваем наследственность и среда, человек, благодаря своим духовным
возможностям и стремясь построить индивидуальный путь развития, решает проблему
взаимодействия наследственности и среды, идя на компромиссы и формируя
стратегии преодоления.
В данной
работе была предпринята попытка рассмотреть влияние роли среды и
наследственности в развитии и формировании личности. Проанализировать теории
развития личности в свете проблемы соотношения биологического и социального,
теории конвергенции двух факторов, теории конфронтации двух факторов.
Среда и
наследственность не могут быть рассмотрены как две силы, которые действуют на
личность независимо друг от друга. В процессе развития человека социальное и
биологическое диалектические неразрывно связано. Мы считаем, что создание общей
теории развития еще впереди. В будущей общей теории развития должны быть
отражены все современные научные достижения.
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ» И «ЛИЧНОСТЬ»
К понятию «личность» мы
можем отнести индивидуальный опыт человека и внутренние мотивы, которые лежат в
основе его поведения. Принято считать,
что индивид является представителем человеческого вида, который передает своим
потомкам определенные качества и свойства исходя из генетических особенностей.
Личность – это приобретенные качества, которые сформировались в процессе познания
мира человеком. Человек становится личностью только при приобретении
социального, культурного, исторического опыта.
Процесс перехода из одного состояния в другое является процессом развития.
На протяжении всей жизни человека в нем происходят изменения, как
количественные, так и качественные. Этот процесс способствует формированию
различных свойств и функций, которые в личности воспроизводят исторически
сформировавшиеся человеческие качества.
Человеческий организм подвергается изменениям в течении всей жизни. На
протяжении всего детства и юношеских лет особенно стремительно идет изменение
физических данных ребенка, меняется и внутренний духовный мир человека. В
формировании и развитии личности ведущим
процессом выступает воспитание. Только
при непосредственном общении со взрослыми ребенок овладевает
действительностью.
Процесс развитие человека – это сложный и длительный процесс, который
дополняется осмыслением и возможностью выбора.
На сегодняшний день этот процесс во многом еще не изучен и познан. Существуют
различные мнения, что же такое развитие человека.
— развитие человека предопределено судьбой, и здесь уже никто и ничто не
сможет изменить, развитие идет независимо от жизненных условий, оно
определяется лишь врожденными силами. Этот процесс носит спонтанный, стихийный характер, он неуправляем.