Педагогика-психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Проблема среды и наследственности в развитии ребенка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ. 6

1. ПОНЯТИЯ
«РАЗВИТИЕ» И «ЛИЧНОСТЬ». 6

2.  ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И
СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ. 10

3. РОЛЬ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ. 14

4. ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ
ФАКТОРОВ В.ШТЕРНА. 16

5. ТЕОРИЯ
КОНФРОНТАЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ. 19

6. ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ И
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29

  

Введение:

 

В данной работе
рассматриваются проблемы наследственности и среды в развитии ребенка. На сегодняшний
день эта тема пользуется особой популярностью, так как наследственность и
окружающий мир, в котором растет ребенок, имеют огромное значение в
психологическом и физиологическом развитии маленького человека.

Одной из ключевых проблем
психологии развития является изучение основных факторов процесса психического
развития человека. Этими факторами являются ведущие детерминанты психического
развития человека: наследственность и среда.

Среда — это совокупность
условий, окружающие человека. Эти условия состоят из нескольких факторов:

— факторы неорганической
природы – это количество света, комфортность температуры окружающего воздуха,
содержание кислорода в воздухе и т.д.;

— факторы органической
природы – это различные воздействия на человека со стороны других живых
существ;

—  социальные факторы – это конкретное жизненное
пространство, в котором живет человек с определенными временными,
пространственными условиями, социальным общением: семья, дом, детский сад,
школа, высшее и среднее учебное заведение, предприятия, где человек трудится. В
рамках этой системы человек проводит определенный временной отрезок, в
определенном месте и в определенной роли. Общественная среда считается высшим
уровнем социальной среды.

Для существования любого
живого существа среда является необходимым условием, вне среды нет и жизни.
Организм получает все востребованные вещества, необходимые для
жизнедеятельности, из окружающей среды, а ненужные для него продукты обмена
выделяет в окружающую среду. Соответственно, только в единстве со средой
следует рассматривать все особенности психического развития человека.

Именно факторы социальной
среды являются тем обязательным условием, при котором у человека идет развитие
истинно человеческих качеств: речи и сознания. Под наследственностью
подразумевается способность живого организма передавать свои характерные
признаки и определенные особенности развития своему потомству. Гены, в свою
очередь, являются носителями любой наследственной информации. Ребёнок может
получить от родителей с большой долей вероятности склонность к плохому
поведению. Однако, благоприятная среда может способствовать снижению такой
врожденной способности, существенно уменьшив этот риск. Также напрямую зависит
от генетических факторов. развитие у человека некоторых психических
заболеваний.

Среда обитания человека –
это совокупность, взаимодействующих между собой факторов: природная среда и
искусственная среда, которые определяют условия для жизнедеятельности человека
(биологический, экологический, антропогенный, психический и социальный факторы).
Более полное и гармоничное развитие личности обеспечивает благоприятная
социальная среда.

Когда мы говорим, среда для человека выступает в роли фактора воспитания,
то мы понимаем, что это и социальная среда, которая включает в себя отношения
между людьми в этой среде, правила и нормы морали, области деятельности. Мы
часто слышим: «На него повлияла улица», и понимаем, что это негативное
воздействие окружающей среды (улицы), т.е. ребенок взял пример для подражания
ровесников-друзей, с кем общается и проводит время.

Для развития личности среда играет огромное значение, и в хорошем смысле и
в плохом, но изолировать ребенка от его среды общения нельзя. Это опыт. Именно
его жизненный опыт, а как он его применит, с «плюсом» или «минусом» , выбирать
только ему.

На протяжении всей жизни человека, среда которая его окружает существенно
влияет на процесс формирования личности.

Огромное влияние на становление личности оказывает воспитание, это целенаправленный и организованный процесс.
В структуре воспитания одной из важных составляющих является социально-культурные
ценности общества, где идет развитие и становление личности. Под понятием воспитание,
мы подразумеваем воздействие положительного свойства.

Неуправляемый, трудный
ребенок – это результат неправильного подхода в воспитании родителей,
неблагоприятный климат в семье. С самого раннего возраста ребёнок находится под
влиянием семьи, он растет, перенимая ее культурные и нравственные ценности. По
мере взросления ребенка к влиянию семьи присоединяется фактор влияния со
стороны школы, средств массовой информации, политики, культуры, общественного
строя. Каждый по отдельности и все вместе они оказывают серьезное влияние на человека,
в каком-то случае способствуя развитию его способностей, в каком-то существенно
тормозя его. Цели
работы:

1. Изучение проблем в развитии личности
ребенка, которая зависит от наследственности и среды.

2. Проведение психологического и
педагогического анализа влияния на развитие ребенка наследственности и среды. Для
достижения этих целей ставятся следующие задачи:

1. Сделать анализ понятий наследственность
и среда.

2. Проанализировать разницу современного
подхода к развитию ребенка.

3. Рассмотреть влияние факторов наследственности
и среды на развитие ребенка.

Объект исследования:
наследственность и среда.

Предмет исследования:
ребенок, проблема наследственности и среды в развитии ребенка.

Методы исследования:
теоретический анализ источников и документов.

Степень разработанности
проблемы: в изучение данной проблемы значительную ценность представляют работы:
Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, В.Штерна.

Структура работы:
реферат состоит из введения, основной части, раскрывающей тему, заключения,
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие ребенка определяют
два важных фактора – это влияние со стороны среды и наследственность, но при
этом очень сложно выделить, какой из них в данном случае будет наиболее важным.
Мы считаем, что данная проблема может быть причислена как к проблеме чисто
научной, так и к социальной. Каким путем будет она решаться зависит будущее
самого общества.

Подводя итог в работе, мы
пришли к следующим выводам: человек может наследовать интеллект и
индивидуальные способности и развивать, но при этом личность, как система
этических ценностей остается продуктом чисто социальным. Именно поэтому обществе
всегда уделяло так много внимания для обучения и образования подрастающего
поколения.

В настоящее время не
вызывает сомнения, что "генный портрет" человека (генотип) определяет
в значительной степени многие его внешние свойства (фенотип). Большинство
внешних свойств человека определяется еще до его рождения, а вот влияние
наследственности (геннов) происходит на протяжении всей его жизни.

Не только
наследственность и среда, а также духовная сторона человека дает возможность
становления его как личности. Находясь между «молотом и наковальней»,
подразумеваем наследственность и среда, человек, благодаря своим духовным
возможностям и стремясь построить индивидуальный путь развития, решает проблему
взаимодействия наследственности и среды, идя на компромиссы и формируя
стратегии преодоления.

В данной
работе была предпринята попытка рассмотреть влияние роли среды и
наследственности в развитии и формировании личности. Проанализировать теории
развития личности в свете проблемы соотношения биологического и социального,
теории конвергенции двух факторов, теории конфронтации двух факторов.

Среда и
наследственность не могут быть рассмотрены как две силы, которые действуют на
личность независимо друг от друга. В процессе развития человека социальное и
биологическое диалектические неразрывно связано. Мы считаем, что создание общей
теории развития еще впереди. В будущей общей теории развития должны быть
отражены все современные научные достижения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ» И «ЛИЧНОСТЬ»

К понятию «личность» мы
можем отнести индивидуальный опыт человека и внутренние мотивы, которые лежат в
основе его поведения.  Принято считать,
что индивид является представителем человеческого вида, который передает своим
потомкам определенные качества и свойства исходя из генетических особенностей.
Личность – это приобретенные качества, которые сформировались в процессе познания
мира человеком. Человек становится личностью только при приобретении
социального, культурного, исторического опыта.

Процесс перехода из одного состояния в другое является процессом развития.
На протяжении всей жизни человека в нем происходят изменения, как
количественные, так и качественные. Этот процесс способствует формированию
различных свойств и функций, которые в личности воспроизводят исторически
сформировавшиеся человеческие качества.

Человеческий организм подвергается изменениям в течении всей жизни. На
протяжении всего детства и юношеских лет особенно стремительно идет изменение
физических данных ребенка, меняется и внутренний духовный мир человека. В
формировании и развитии личности ведущим
процессом выступает воспитание. Только
при непосредственном общении со взрослыми ребенок овладевает
действительностью.

Процесс развитие человека – это сложный и длительный процесс, который
дополняется осмыслением и возможностью выбора.

На сегодняшний день этот процесс во многом еще не изучен и познан. Существуют
различные мнения, что же такое развитие человека.

— развитие человека предопределено судьбой, и здесь уже никто и ничто не
сможет изменить, развитие идет независимо от жизненных условий, оно
определяется лишь врожденными силами. Этот процесс носит спонтанный, стихийный характер, он неуправляем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы