Курсовая теория на тему Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школe
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Аспекты «социально – педагогической запущенности» детей в начальной школе 5
1.2 Характеристика личности социально — педагогически запущенных детей в начальной школе 6
1.3 Причины и факторы, обуславливающие появление социально – педагогически запущенных учащихся 10
2. ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЁМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА 14
2.1 Основы коррекционной работы по преодоление социально — педагогической запущенности у детей в начальной школе 14
2.2 Технология создания ситуации успеха как условие преодоления педагогической запущенности младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательных процессов. Учащийся в начальной школе с социально – педагогической запущенностью заметно отстаёт от сверстников относительно школьной программы, а на педагогическое воздействие оказывает сопротивление. У педагогически запущенного ребенка не сформированы свойства субъекта деятельности, самосознания, общения, нарушен образ «Я», что обусловлено негативными социально – педагогическими условиями, в которых он развивается. У данной категории детей почти полностью отсутствует учебно – познавательная мотивация, с чем связан низкий уровень освоения материала в учебном процессе. Педагогически запущенные дети не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, у них ослаблено стремление к познанию.
Изучением проблемы «социально – педагогической запущенности» начали заниматься в 20-30-е годы педагоги, психологи и психоневрологи. Первые исследования были представлены в трудах П. П. Блонского, В. П. Кащенко, Г. В. Мурашева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясинцева. В 50 – е годы продолжили изучение проблемы: В. А. Сухомлинский, В. Матвеев, Л. М. Зюбин, Л. С. Славина, Г. П. Медведев, Э. Г. Костяшкин. В своих трудах о педагогической запущенности писали и такие авторы, как М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, Э.С.Заседателева, С.А. Беличева, И.В. Козубовская, С.С. Моложавый, А.А. Невский, И.П. Трушина и Р. В. Овчарова.
Актуальной проблемой в образовательном процессе остаётся социально – педагогическая запущенность детей начальной школы, которая, безусловно, препятствует благоприятному обучению учащихся и усвоению ими школьной программы.
Преодоление социально – педагогической запущенности должно быть направленно на ликвидацию личностных недостатков учащихся; коррекцию отставания их развития, развитие активности и мотивации к ведущей деятельности; формирование и навыков и учебных умений. Профилактика педагогической запущенности должна проходить параллельно с коррекционной работой с учащимся и его социальным окружением.
В связи с актуальностью данной проблемы, недостаточной теоретической и практической разработанностью, мы определили тему нашего исследования: «Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе»
Цель исследования: изучить проблемы социально и педагогически запущенных детей в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Выявить проблемы социально и педагогически запущенных детей в начальной школе.
3. Изучить и охарактеризовать методы и методики преодоления социально – педагогической запущенности детей в начальной школе.
Объект исследования – проблемы социально и педагогически запущенных детей в начальной школе.
Предмет исследования – изучение особенностей развития и обучения детей в начальной школе.
Методы исследования подбирались с учётом цели, задачи исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Социолого – педагогический: обобщение накопленного опыта в области изучаемой проблемы.
Структура и объём работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 34 литературных источника. Общий объём работы составляет 27 страниц.
Заключение:
Современные условия становления российского образования предъявляют к педагогу особые требования с позиции компетентностного подхода. Учитель младших классов всегда занимал особое положение в школьной жизни. Именно он вводит ребенка в школу, задает траекторию его становления. Современное развитие психолого — педагогической и социальной деятельности диктует свои условия; рекомендует отходить от тенденции фронтальной работы как основного вида урока в пользу индивидуальности каждого ребёнка, что требует особого уровня профессиональной компетентности. В первую очередь этот факт касается учащихся в начальной школе с социально – педагогической запущенностью.
Наиболее актуальными вопросами в психолого — педагогической деятельности должны являться следующие компоненты: база индивидуальной работы с ребенком, и объективные данные, необходимые для определения траектории его становления.
Реализация данных компонентов на современном научном уровне должна строиться исходя из результатов психолого-педагогической и социальной диагностики. Для успешного развития и обучения детей с социально – педагогической запущенностью в начальной школе современный учитель должен быть грамотным пользователем психолого – педагогических методов и способов преодоления проблемы, опираясь, главным образом, на социальную ситуацию развития ребенка.
Целью нашего исследования являлось изучение проблемы социально и педагогически запущенных детей в начальной школе.
Для реализации цели был проведён анализ психолого – педагогической литературы, которые позволили сформировать теоретически обоснованный комплекс методических приёмов, в основу которых были заложены важные принципы: психологические и педагогические. Оценивая итоги проведённого теоретического исследования, можно считать, что цель достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Термин «социально – педагогическая запущенность» все чаще применяется в психологии и педагогики к детям младшего школьного возраста [5, стр. 12].
Термин «педагогическая запущенность» соотносится с детьми с определенными задержками в развитии, с их дезадаптацией в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом [11, стр. 18].
Термин «социальная педагогическая запущенность» соотносится с агрессивным отношением ребёнка к окружающим его людям, а также с отсутствием желания соблюдать правила поведения в обществе, в том числе и с протестующим отношением к школьно – воспитательному процессу и учебной деятельности [18, стр. 24].
Социально – педагогическая запущенность относится к самым актуальным проблемам развития детей, взаимосвязанных с психолого – педагогическими причинами.
Вопрос о «социально – педагогической запущенности» не является новым. Им занимались многие педагоги, психологи и психоневрологи в 20 – 30 – е годы. Для исследования «трудных детей» был основан специальный институт, опубликовано значительное количество статей и монографий о природе, этиологии и формах проявления трудного детства [5, стр. 42].
Результаты исследований были представлены трудах замечательных авторов: «Трудные» школьники» П. П. Блонский (1930 г.); «Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание» В. П. Кащенко и Г.В. Мурашев (1929); «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» Л.С. Выготский (1936); «Трудные дети в массовой школе» В. Н. Мясинцев (1933) [11, стр. 38].
Ликвидация педологии как науки, в период развития которой «трудных детей» исследовали как нравственно и умственно дефективных, повлекла за собой прекращение изучения данной категории детей.
И лишь 50 – е годы принесли свои плоды, снова стали публиковаться отдельные работы таких авторов, как В. А. Сухомлинского, В. Матвеева, Л. М. Зюбина, Л. С. Славиной, Г. П. Медведева, Э. Г. Костяшкина. В своих трудах о педагогической запущенности писали и такие авторы, как М. А. Алемаскин, В. Г. Баженов, Э. С. Заседателева, С. А. Беличева, И. В. Козубовская, С. С. Моложавый, А. А. Невский, И. П. Трушина и Р. В. Овчарова [18, стр. 57].
Л. М. Зюбин под педагогической запущенностью подразумевал историю и результат воспитания ребёнка.
И. А. Киров педагогическую запущенность соотносил с отклонением от нормы в поведении личности, определяемым недостатками воспитания.
Р. В. Овчарова писала, что педагогическая запущенность является состоянием, противоположное развитости и образованности, то есть отсутствием необходимого запаса знаний, недостаточным владением способами и приёмами их приобретения и неразвитости учебно – познавательных мотивов [5, стр. 76].