Курсовая теория на тему Проблема нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 7
1.1
Психолого–педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2
Содержательные особенности реализации основных компонентов
духовно-нравственного воспитания младших школьников в начальный период обучения 13
2. ПРОБЛЕМЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ 21
2.1
Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников в
образовательном процессе начальной школы.. 21
2.2 Проблемы
нравственного воспитания младших школьников как на уроках 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Во все времена люди
высоко ценили нравственность и нравственное воспитание человека. Ведь когда мы
говорим о нравственном воспитании детей школьного возраста, мы исходим, прежде
всего, из потребности сформировать у ребенка эти ценности в его жизнедеятельности,
приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное воспитание – это целенаправленное
и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с
целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной морали.
Актуальность выбранной мною темы напрямую
связана с проблемами нравственного воспитания в младшем звене. В настоящее
время люди стали нетерпимы друг к другу, раздражительны, агрессивны. Вопрос
нравственного воспитания и развития детей приобретает особое значение, является
одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым человеком, обществом и
государством в целом. Способность радоваться жизни или умение мужественно
переносить трудности закладывается в детстве. Чтобы стать добрым, надо научиться понимать
других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть
трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному
развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно
восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается
большой психологической устойчивостью. Именно поэтому возникла необходимость
говорить о проблемах и вопросах духовно-нравственного воспитания.
Однако решение задач нравственного воспитания
в процессе формирования учебной деятельности недостаточно исследовано. Все
вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Вопросы и
проблемы нравственного воспитания в младшей школе».
На рубеже XX – XXI веков на первый план вышло
не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит
осуществлять нравственное воспитание зачастую вопреки общественным установкам.
Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и
методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на
нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Воспитание — это рациональная деятельность, и
ей присуще различие между конечным результатом и ведущими к ней действиями
(целью и средствами). При этом различии средства могут быть оправданы только в
связи с данной целью. Нравственность — не обычная цель, которая может быть
достигнута в заданный период времени с помощью определенных средств. Поэтому
нравственность — это скорее не цель, а идеал — принцип и масштаб оценки
человеческого поведения. Помимо своего основного назначения, любой социальный
институт (семья, школа, трудовой коллектив и др.), также воздействуют на
личность. Существуют также следующие определения слова
«Нравственность»:
1) совокупность норм,
которые определяют поведение человека;
2) самое поведение
человека;
3) моральные свойства.
Итак, исходя из различных
толкований понятий «воспитание» и «нравственное», которые мы рассмотрели в
педагогической литературе, можно констатировать следующее: — все ученые и
педагоги, не имея однозначной трактовки понятий «воспитание» и «нравственное
воспитание», сходятся на том, что воспитание — это целенаправленный процесс; —
воспитание осуществляется во взаимодействии с процессом обучения; — целью
нравственного воспитания может являться развитие личности нужной,
общественно-полезной, адаптированной к жизни в определенном обществе; —
нравственное воспитание понимается современными педагогами как процесс
взаимодействия воспитателей и воспитуемых; — нравственное воспитание
осуществляют социальными институтами, такими как семья, школа; — нравственное
воспитание осуществляется на протяжении всей жизни человека, однако
закладывание его основ происходит в раннем детстве.
Объектом исследования стал:
учебно-воспитательный процесс младших школьников.
Предметом исследования стало: нравственное
воспитание школьников в учебной и внеурочной деятельности.
Целью исследования стало: выявление проблем и
вопросов нравственного воспитания в младшей школе.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого–педагогическую
характеристику детей младшего школьного возраста;
2. Раскрыть содержательные
особенности реализации основных компонентов духовно-нравственного воспитания
младших школьников в начальный период обучения;
3. Выявить педагогические
условия нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе
начальной школы;
4. Выявить проблемы
нравственного воспитания младших школьников как на уроках.
Теоретико-методологическая
основа исследования: работы Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной, Ю.С. Григорьевой, Г.И.
Чугаевой, Н.В. Микляевой, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова в области нравственного
воспитания младших школьников; исследования И.А. Зиминой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой,
Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, И.Ф. Харламова
по воспитательному потенциалу художественной литературы; психологические исследования
Н.И. Болдырева, А.М. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.З. Неверович, Л.П. Стрелковой,
Г.А. Урунтаевой.
Методом исследования стал: анализ научной и
методической литературы, наблюдение.
Научная новизна данной темы актуальна во все
времена. Каждый учитель и родитель располагает знаниями о значимости темы о
нравственном воспитании, и мы совместно передаем собранные знания младшему
поколению.
Практическая значимость исследования
заключается в обсуждении проблем и вопросов нравственного воспитания у младших
школьников, разработке системы этических бесед для использования учителей с
младшим звеном.
Структура работы: данная
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Вопрос
духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем
современного общества и образования. На фоне отсутствия чётких положительных
жизненных ориентиров молодого поколения, спада культурно-досуговой деятельности
с молодежью; недостаточного патриотического воспитания в школах, пропаганды
жестокости и насилия в средствах массовой информации, рекламы алкогольной
продукции и табака ситуация ещё более осложняется. Представления детей о
главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. Среди
детских желаний преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые». В этих
условиях перед общеобразовательной школой стоит задача воспитания
ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и
строить свою деятельность в соответствии с интересами общества. Решение этой
задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и
качеств личности школьника.
Школа
является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На
каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. У младших
школьников, такой стороной является нравственное воспитание. В формировании
личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных
качеств, составляющих основу его поведения. Именно в младшем школьном возрасте
дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в
разнообразных новых для них ситуациях.
В
современной школе, когда содержание образования увеличилось в объеме и
усложнилось по своей внутренней структуре, роль и значение в учебном процессе
воспитательных технологий возрастает в разы. Технологический подход к решению
воспитательных задач в учебном процессе открывается новый мощный канал
воспитательного воздействия на личность ребенка. Сегодня задача каждого
педагога заключается в поиске новых технологичных подходов, разработке
авторских воспитательных технологий, которые могли бы в полной мере определять
и состав, и порядок действий учителя и ученика, применять новые методы и формы
работы с детьми, направленные на качественно новый результат нравственного
воспитания младших школьников в изменившихся образовательных условиях.
Нравственное
воспитание осуществляется в процессе различных видов деятельности обучающихся.
Именно в деятельности возникают отношения, меняются мотивы и цели, усваиваются
нравственные нормы и ценности.
Таким
образом, нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс
формирования у учащихся положительных нравственных качеств и отношений в
процессе разнообразной учебной и внеклассной деятельности в общеобразовательной
школе.
Учеными
разработаны определенные подходы, рекомендации по нравственному воспитанию
детей, которые могут использовать учителя в практической деятельности по
организации нравственного воспитания младших школьников.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Психолого–педагогическая
характеристика детей младшего школьного возраста По
поводу хронологических рамок младшего школьного возраста в научной литературе существуют
разночтения. В нашей стране младший школьный возраст варьируется между 6,5 и
10,5 годами. Это обусловлено тем, как регламентируют время начала и окончания
ребенком начальной школы официальные документы. Исследователи отмечают, что возрастные
границы подвижны и зависят от социокультурных обстоятельств, типа преобладающей
культуры, требований окружающих, индивидуальных особенностей, половой
принадлежности ребенка [9].
Младший
школьный возраст является непросто периодом детства и одним из многих этапов
развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни,
очередной ее старт и одновременно вершина. Все это демонстрирует определенную условность
как деления жизни человека на возрастные периоды, так и категорического
отнесения ребенка к тому или иному возрасту. Ребенок, начавший ходить в образовательную
организацию, осознает свое принципиальное отличие от других детей. От тех, кто
младше его, он отличается тем, что учится в образовательной организации; от
тех, кто старше, – тем, что находится в самом начале школьного пути. В то же время
образовательная организация объединяет его с взрослым обществом: ведь все люди старшего
возраста или тоже учатся, или когда-то учились в образовательной организации. Обучение
в образовательной организации предполагает немалое количество новой информации,
которую ребенок должен узнать и запомнить.
Поэтому необходимо знать психологические составляющие младших школьников
для наиболее легкого усвоения ими преподаваемой информации.