Современные социологические теории Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Проблема неравного брака в социологии начала XXI века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Институт
брака в современном обществе. 6

1.1.   Понятие и социальное значение брака. 6

1.2.
Трансформация института брака на современном этапе. 9

2. Виды
неравных браков и их особенности. 14

2.1.
Разновозрастные браки. 14

2.2.
Межэтнические и межрелигиозные браки. 18

2.3. Браки,
неравные по социальному статусу супругов. 20

3. Социологические
подходы к проблеме неравных браков. 22

3.1.
Феноменологический подход. 22

3.2.
Функционалистский подход. 24

3.3.
Гендерный подход. 26

Заключение. 28

Список
использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

В социологической науке
семья рассматривается как социальный институт и как малая группа. Семья может
основываться на кровных и родственных отношениях. Брак не отождествляется с
семьей. Под браком понимается официальный союз двух людей, зарегистрированный в
специализированных органах. Уникальность социальных институтов брака и семьи
состоит в том, что каждый человек в нашем мире в той или иной степени включен в
данные институты.

Семья и брак выполняют в
современном обществе множество важнейших функций: воспроизводящая функция,
функция социализации, воспитательная, сексуальная, экономическая функции. Этим
и определяется важность и значимость изучения и исследования семьи и брака.

В современном обществе
семья и брак как социальные институты претерпели многочисленные изменения,
которые качественным образом отличают их от тех форм брака и семьи, которые
существовали в прошлом, и которые до сих пор существуют в развивающихся
странах.

Неравные браки
предполагают различия партнеров по определенным основаниям – возраст, религия,
нация, статус, образование, материальный доход. Такие браки всегда вызывают
повышенный интерес общества в связи с их нетипичностью, нестандартностью.
Общественное мнение может негативно сказываться на благополучии супругов в
неравных браках.

Актуальность
изучения неравных браков определяется их распространенностью, существующим
различием форм, повышенным интересом со стороны общества и разностью мнений и
оценок по поводу таких браков. Интерес представляют ценности супругов, мотивы и
причины, побуждающие вступать в брак с человеком, сильно отличающимся от их
собственного положения. Исследовательский интерес вызывают позитивные и
негативные явления, происходящие в неравных браках в отличие от традиционных,
классических браков.

Степень
разработанности темы: данная тема относится к малоизученной
как в отечественной, так и в зарубежной социологии. В России исследованиями
браков и, в частности, неравных браков занимались А.г. Харчев, А.И. Антонов,
С.И. Голод, В.М. Медков, Я.М. Рощина, С.Ю. Рощин И.Г. Дорошина, В.В. Тимохин,
А.А. Шапорева, Д.Д. Шурыбина, С.В. Климова, И.Д. Горшкова, И.И. Шурыгина.

Проблема:
Каковы
основные проблемы неравного брака?

Объектом
данного исследования являются общественные отношения по поводу существующих
форм неравных браков и их социологическое осмысление.

Предметом является
проблема неравных браков как социологической категории.

Цель
– изучить  неравные браки как
социологическую категорию.

Задачи
исследования:

1. выявить понятие брака
и его социальное значение.

2. рассмотреть тенденции
изменения института брака в современном обществе;

3. проанализировать такие
виды неравных браков, как разновозрастные браки, межэтнические и межрасовые
браки, браки, ассиметричные по социальному статусу супругов;

4. рассмотреть различные
социологические подходы к семье и браку – феноменологический, функциональный,
гендерный.

Методы: диалектики, общенаучных
методов анализа, синтеза, дедукции, индукции, аналогии и сравнения.

Теоретическая
значимость состоит в более глубоком рассмотрении
проблемы неравных браков на основе анализа и синтеза социологических взглядов и
теорий.

Практическая
значимость заключается в возможном прикладном
использовании полученных результатов и выводов.

Структура
состоит
из трех глав. В первой главе раскрывается понятие, социальная значимость браков
и семьи, а также их трансформация в современном обществе. Вторая глава
посвящена видам неравных браков и их особенностям. В третьей главы раскрываются
социологические подходы к браку и семье, а также неравным бракам.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, неравный
брак как феномен современного общества достаточно распространен во всех странах
мира. Неравный брак в  различных своих
формах и видах получил отражение в исторической ретроспективе в философском и
социологическом аспекте, исходя из причин заключения такого брака и отношению к
нему общественного сознания.

Понятие «брак» является
более узким по сравнению с понятием «семья», и представляет собой союз двух
людей, официально оформленный в уполномоченных органах, объединившихся для
реализации своих ценностей, целей и потребностей.

Современное общество
кардинальным образом трансформируется во всех сферах жизнедеятельности. Семья и
брак как фундаментальные социальные институты не избежали происходящих
изменений. Основными тенденциями являются: появление новых видов брака,
формирование семьи без официального оформления, рост количества разводов и
одиноких родителей, утрата некоторых функций и трансформация других функций.

Увеличение количества
неравных браков также является тенденцией последних десятилетий, что
связывается с приоритетностью личных предпочтений и личных интересов при выборе
партнера в противовес социальным нормам и установкам.

Неравный брак – это брак,
в котором супруги имеют характеристики, различающиеся по определенным
основаниям: возраст, религия, нация, статус, образование.

Разновозрастный брак по
оценкам исследователей предполагает разницу в возрасте супругом более 10 лет,
если старше мужчина,  более 5 лет, если
старше женщина. Такие оценки являются социально сконструированными и отражают
общественные установки по поводу неравных браков, особенно неодобряемыми
являются браки, в которых женщина намного старше мужчины.

Межэтнические браки
заключаются между представителями разных этносов. В таких браках, наряду с
межличностными, существенную роль играют и межэтнические отношения. Успех или
неуспех таких взаимоотношений может приводить либо к повышению толерантности,
терпимости, либо к возникновению и развитию конфликтности в паре.

Межрелигиозные браки
заключаются между представителями разных религий. Благополучие таких брачно-семейных
взаимоотношений зависит от степени религиозности партнеров и
взаимоуважительного отношения супругов к вероисповеданию друг друга.

Браки между супругами,
несовпадающими по социальному статусу, имеют сугубо прагматический характер.
Они являются социальным лифтом для супруга с низким статусом.  Чаще всего, в таких браках женщина ниже по
статусу, чем мужчина. Но бывает и наоборот, браки, в которых женщина имеет
высокий статус по сравнению со своим супругом, менее одобряются общественным
мнением.

Брак и семья как
важнейшие социальные феномены рассматриваются различными социологическими
концепциями.

С точки зрения
функционального подхода, семья представляет собой социальный институт,
выполняющий в обществе определенные функции. В современном постоянно меняющемся
и непрерывно развивающемся обществе многие функции семьи и брака также
трансформируются. Неравные браки как феномен брачно-семейных отношений также
выполняют важные функции в социальной структуре общества.

Феноменологический подход
изучает семью и брак с точки зрения их жизненных стратегий, установок,
ценностей, потребностей. Теория социального конструктивизма предполагает, что
вся реальность, в которой существует человек, социально сконструирована. Брак и
семья, в том числе и неравные, также являются социальным конструктом.

Гендерный подход  рассматривает брак и семью как социальный
феномен, в котором ярко проявляются гендерные роли. Брак и семья постоянно
воспроизводят и передают следующим поколениям сложившиеся гендерные стереотипы
и установки. Радикальные направления феминизма определяют брак как средство
эксплуатации и угнетения женщин. Неравные браки (особенно разновозрастные и
ассиметричные по социальному статусу) в данном контексте особенно негативно
воспринимаются представителями данного направления  в силу того, что женщины в таких браках
изначально находятся в низшей, подчиненной позиции, зависят от мужа.

 

Фрагмент текста работы:

 

Институт брака в
современном обществе 1.1.
Понятие и социальное
значение брака. Понятия «семья» и «брак»
тесным образом связаны между собой. Семья – это социальная система
воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая
людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак
– это  добровольный, равноправный союз
мужчины и женщины, которые объединяются для создания семьи, заключаемый в
органах ЗАГСа и порождающий взаимные права и обязанности супругов.[1] Таким образом, семья это
более обширное понятие, она включает в себя сложную систему отношений и объединяет,
помимо супругов и детей, еще и других родственников.

Брак как союз двух
равноправных партнеров регулируется государством, и основывается на следующих
принципах:

· добровольность;

· равенство супругов;

· разрешение внутрисемейных вопросов по
взаимному согласию;

· приоритет семейного воспитания детей,
заботы об их благосостоянии и развитии;

· обеспечение приоритетной защиты прав и
интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов.

Социальное значение брака
заключается в тех мотивах, ради которых он создается, и в той роли, которую он
играет в общественной жизни. Семья и брак схожи по своей социальной значимости
и выполняют следующие функции:

1. репродуктивная – биологическое
воспроизводство населения;

2. функция социализации – формирование
индивида как личности;

3. хозяйственно-бытовая – ведение домашнего
хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами;

4. экономическая – материальное обеспечение
всех членов семьи и, в первую очередь, несовершеннолетних и нетрудоспособных;

5. социально-статусная – предоставление
определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной
структуры общества;

6. эмоциональная – оказание психологической
поддержки членам семьи;

7. защитная – физическая, экономическая,
психологическая защита членов семьи;

8. духовно-нравственная – развитие личности
каждого члена семьи;

9. досуговая – организация
времяпрепровождения, реализация интересов всех членов семьи;

10. сексуальная;

11. функция социального контроля – данная
функция предполагает контроль семьи как социальной группы за нарушением
социальных норм и правил поведения. Семья в некоторой степени сдерживает своих
членов от нарушения норм, установленных в обществе.

Признаки и соотношения
социальных институтов брака и семьи всегда находились под пристальным вниманием
различных социологов. Например, Эмиль Дюркгейм различал два типа отношений в
семье: между полами и между поколениями. Он считал, что семья состоит из двух
типов союзов. Первый союз предполагает супружескую пару, образованную на основе
выбора и взаимного согласия. Второй союз объединяет людей по признаку кровного
родства, соединяет людей нескольких поколений. Энтони Гидденс в своей
книге «Социология» понимает брак как «получивший признание и одобрение со
стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц»[2].

С точки зрения теории
Т.Парсонса семья представляет собой социальный институт, субструктуру общества,
в которой существует взаимодополнительность социальных ролей, и которая
выполняет функции социализации и стабилизации членов общества.

Советский социолог А.Г.
Харчев определял семью как «исторически конкретную форму взаимоотношений между
супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены
которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и
взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве
населения».[3]

А.И. Антонов определял
семью как совокупность трех структур: супружества, родительства, родства.

Д. Олсон и Дж. Де-фрейн
определяют семью психологически как: «Двое или более людей, которые принимают
на себя обязательства по отношению друг к другу и которые разделяют интимность,
ресурсы, принятие решений и ценности».[4]

В современном обществе
брак основывается на любви, взаимном уважении и признании, на дружеских началах
и нравственных принципах. Хотя, как мы понимаем, это идеальное видение семьи,
ведь основной тенденцией развития брачных отношений в 21 веке является рост
количества разводов, к которым приводят несовпадение ценностей супругов, их
потребностей, повышение уровня финансовой самостоятельности женщин, увеличение
количества инфантильных мужчин, которые не могут нести ответственность за свою
семья и прочее. [1]
Макарова И.А. Понятие «брак» в контексте научных теорий // Вестник Челябинского
государственного университета. – 2014. — № 14. Философия. Социология.
Культурология. Вып. 33. – С. 121-125. [2] Гидденс Э.
Социология / Э. Гидденс, М: Едиториал
УРСС, 2005, 632 с. [3] Харчев А. Г., Мацковский М. С.
Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978. [4] Гурко Т. А.
Теоретические подходы к изучению семьи: [монография] [Электронное издание] / Т.
А. Гурко. Институт социологии РАН. – Электрон. текст. дан. (объём 2,5 Мб). М.:
Институт социологии РАН, 2016. – 210 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы