Курсовая теория на тему Проблема мужского обаяния в пьесах А. Вампилова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Положительное обаяние
мужских образов в пьесах Вампилова. 5
1.1. Положительное обаяние мужских образов в пьесе
«Прощание в июне». 5
1.2. Положительное обаяние мужских образов в пьесе
«Старший сын». 9
Глава II. Отрицательное обаяние в
пьесах Вампилова. 14
2.1. Образы циников и манипуляторов в пьесах
Вампилова. 14
2.2. Способы создания отрицательного
обаяния в пьесах Вампилова. 18
Заключение. 21
Список литературы.. 25
Введение:
Александр
Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех
одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова
произвели революцию в русской драматургии и театре. Писатель создал образ героя
своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего
крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях
жестких идеологических ограничений показать молодежь 1960-х годов как обманутое
поколение.
Своих
героев писатель ставит в критические ситуации, когда от них требуется жить
дальше, а смысла в этом они не видят. Автор блестяще изобразил душный застой
советской эпохи, когда всякая инициатива наказывалась, свобода отсутствовала,
полной сил молодежи невозможно было проявить себя.
Оригинальность
пьес Вампилова в том, что в их основу положен не драматический, а лирический
конфликт. Это пьесы-исповеди, герои которых так ничего и не совершают, в пьесах
нет трагического или остродраматического начала. Перед зрителем герой, который
пытается разобраться в себе и в абсурде окружающего мира. Главное в пьесах –
процесс лирического самосознания человека. Вампилов попытался показать на сцене
то, что нельзя сыграть, и у него получилось.
Целью работы является
проанализировать проблему мужского обаяния в пьесах А. Вампилова.
Предмет исследования: проблема мужского обаяния в пьесах А. Вампилова.
Объект исследования: мужские
образы в пьесах А. Вампилова.
Задачи:
1. Выделить
особенности раскрытия положительного обаяния мужских образов в пьесе «Прощание
в июне».
2.
Охарактеризовать особенности раскрытия положительного обаяния мужских образов в
пьесе «Старший сын» .
3.
Проанализировать образы циников и манипуляторов в пьесах Вампилова.
4. Выделить
способы создания отрицательного обаяния в пьесах Вампилова.
Методы
исследования: библиографический метод, анализ литературы по теме исследования.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Драматургия
одно из самых редких направлений в литературе. Настоящий драматург должен
обладать даром настоящего психологического чутья человеческой сущности и
умением ярко воплотить ее на бумаге.
Ведь без
этого пьеса превращается в обычный диалог и теряет свою литературную ценность.
Настоящий драматург должен уметь подарить своей пьесе жизнь, чтобы она
приобрела свою событийность и стала нечто большим, чем просто литературным
произведением. К числу драматургов, которые обладали таким непревзойденным умением,
принадлежал и А. Вампилов.
На первый взгляд пьеса «Прощание в июне» — простое
произведение, которое описывает одну ситуацию из жизни студента. Вообще
обращение к образу студенчества было нетрадиционным в литературе, поэтому это
явилось своеобразной особенностью пера А.В. Вампилова.
Произведение сложно тем, что внешне простой комедийный
сюжет соединился со сложным в нравственном и психологическом отношении
содержанием. Сама жанровая специфика, которая тесно связана с этим слиянием,
говорит о новаторстве [16,с.54].
А.В. Вампилов фактически нарушает жанровые законы.
Один из персонажей – Золотуев – произносит монолог, который занимает несколько
страниц произведения. Непрерывность монолога, который не разбивается другими,
хотя бы незначительными, фразами, является особым приемом, раскрывающим и
жанровую, и смысловую специфику.
Вампилов
далек от прямого, натурального изображения быта. Он всегда эксцентричен, в
основу своих сюжетов берет, как правило, анекдот или легкое и забавное, на
поверхностный взгляд, любовное, житейское приключение. Драматург легко
отрывается от земли и парит над ней в своих сценических фантазиях.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
Положительное обаяние мужских образов в пьесах Вампилова 1.1.
Положительное обаяние мужских образов в пьесе «Прощание в июне»
Пьеса А.В. Вампилова «Прощание
в июне» была написана в 1964 году. В 1966 году произведение было опубликовано и
сразу рекомендовано к показу на сцене. Пьеса оказала большое влияние на
положение писателя в театральной и писательской среде.
Пьеса имеет несколько
редакций: Редакция 1972 года полностью отличается от других редакций; Вторая —
публикация в журнале «Театр»; Третья — традиционная редакция. Она вошла в
сборник «Избранное» А.В. Вампилова. Отличия в редакциях обусловлены стремлением
Вампилова передать основную мысль максимально четко. Писатель менял
проблематику произведения и характер главного героя. Сам автор признавался, что
в основе его произведения – реальное событие из жизни. но это событие по своему
содержанию было бедно и требовало художественных преобразований.
В жанровом отношении пьеса
«Прощание в июне» — это лирическая комедия, в которой воедино сливаются
комическое и лирическое начала. Сам по себе жанр предполагает соединение
трагичного и смешного, забавного и грустного. Оно также связано с тем, что
основу пьесы составляет сюжет студенческой комедии [16,с.54].
В “Прощании в июне” ироничный
и победительный “звёздный мальчик” Колесов впервые сталкивается с соблазном
обмена — любви на аспирантуру — и неожиданно для себя и окружающих соглашается.
Собственно, с такого же
обмена — заведомо несерьёзного и оттого ещё более циничного — начинается и
следующая пьеса Вампилова “Старший сын” (1968; другой вариант названия —
“Предместье”).
Её главный герой Бусыгин,
пользуясь стечением случайных обстоятельств, объявляет себя незаконнорожденным
сыном неизвестного ему человека не ради карьеры или светлого будущего, а всего
лишь ради того, чтобы найти угол для одноразового ночлега. Такая игра на
понижение отражает куда более глубокое, чем прежде, разочарование в каких бы то
ни было романтических представлениях о доверии, добре и товарищеской
взаимопомощи: “У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто. Надо
соврать как следует, только тогда поверят и посочувствуют. Их надо напугать и
разжалобить”.
Пьеса А.В. Вампилова «Прощание в июне» имеет простой и
интересный сюжет, с одной стороны, и значительность главной мысли, с другой.
Это делает произведение оригинальным [8,с.76].
Эта
отличительная особенность проявилась и в первой многоактной его пьесе — «Прощание
в июне». Ее стихия — жизнь студенчества, выпускного курса института. Героям,
естественно, предстоит решить, куда поехать: в город или в деревню, на запад
или на восток? Большинство авторов до Вампилова в своих пьесах, как правило,
отвечали: конечно, в деревню, и как можно дальше на восток. Автор «Прощания в
июне» не слишком задавался географическими проблемами. Его редко волновали
локальные задачи, связанные с какой-либо очередной кампанией.
«Прощание в
июне» — юношеская комедия, первая проба пера в трудном жанре. Когда Вампилов ее
писал, в его памяти слишком были живы студенческие впечатления, он только что
вышел из мира розыгрышей, веселья, капустников. Героем лихого капустника
предстает в «Прощании в июне» и Николай Колесов — эдакий д’Артаньян из Забайкалья.
Отними у него
немного таланта или доброты (а они у него есть) — и перед нами будет отпетый
наглец. Весь ход комедии подчинен колесовским желаниям или капризам. Иногда мне
даже кажется, что пьесу написал не Вампилов, а… сам Колесов. Судите сами: на
автобусной остановке возле афишной тумбы, извещающей о концерте эстрадной
певицы, наш герой очаровывает девушку; затем бежит в гостиницу к певице,
очаровывает и ее, попутно калеча соперника-гитариста; спасаясь от милиции,
появляется в общежитии в разгар студенческой свадьбы, на которой присутствует
ректор; в момент, когда Колесова хватают, появляется та первая знакомая (с
автобусной остановки): она уже безнадежно влюблена, она к тому же дочь ректора,
она-то и должна стать спасительницей. А он, спасенный, в финале ее предаст,
оттолкнет, променяв первую, чистую любовь на диплом и аспирантуру, на
возможность совершить научную карьеру [16,с.54].