Курсовая теория на тему Проблема идентичности в романе А. Лиханова «Никто»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
В подростковой литературе важен вопрос
целевой аудитории. Следует отметить, что под подростковой литературой
понимается художественная проза, адресованная подросткам, центральные образы
которой также представлены подростками.
Но подростки ежедневно сталкиваются с
миром взрослых, общаются с родителями, учителями и другими представителями
старшего поколения. Следовательно, одной из главных проблем современной
подростковой прозы являются взаимоотношения, которые представители младшего
поколения выстраивают с окружающими. Особенностями подростковой
литературы являются многоплановый сюжет, яркие персонажи, создание
напряженности вместо использования шокового эффекта, детальная и точная
передача фактов, понятный стиль изложения, аутентичные диалоги, чувство юмора,
интригующее вступление, запоминающаяся концовка.
По отношению к подростковой литературе и к
образам подростков наблюдается несколько снисходительное отношение. Литература
для подростков и о подростках рассматривается преимущественно в качестве
наглядного материала в процессе воспитания. Однако такой подход ограничивает
выбор произведений, поскольку отрочество – время столкновения с миром серьёзных
проблем и поиска путей их решения.
Произведения А. Лиханова относятся к детской литературе, которая содержат большой
познавательный и воспитательный потенциал. Однако в литературоведении и
методической науке отсутствуют концептуальные работы, посвященные исследованию
произведений автора. Произведения современных авторов слабо изучены
литературоведением, что определяет новизну исследования.
Цель исследования: выявление способов
конструирования идентичности субъекта на примере романа А. Лиханова «Никто».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему идентичности в
текстах о подростках.
2. Рассмотреть способы номинации главного
героя.
3.Обосновать связь между номинацией героя
и способом конструирования идентичности. Объект исследования: модели идентичности
героя в романе «Никто».
Предмет исследования: способы конструирования
идентичности через номинацию.
Исследование проводится в рамках
диалогической теории М.М. Бахтина, так как данный подход позволяет выявить
сложный диалог между «Я» и «Другим», диалогическое отношение между автором и героем.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ: ОФОРМЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
1.1 Проблема идентичности в
текстах о подростках Традиционно центральной
темой творчества А. Лиханова считается становление характера подростка,
формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых [6]. В рамках настоящего исследования мы
рассмотрим, как проблема идентичности реализуется в текстах о подростках.
Рассмотрение образов
подростков в культуре вызывает ряд трудностей, ведь долгое время детство и
отрочество не рассматривались как самоценный период в жизни человека. Человек
считался будущим взрослым, который не может в полном объёме выполнять все
социальный функции.
Литература раньше не
изображала подростков, а лишь была адресована юным читателям, поэтому возникает
необходимость разграничивать тексты для подростков и тексты о подростках.
Также в отечественном
литературоведении, как отмечал В.С. Малахов, «идентичность» передавалась как
«тождество», поэтому важно понимать, что под собой он подразумевает[6].
Н.В. Барабанова отмечает,
что «идентичность подразумевает многоаспектное творческое осмысление феномена,
то есть соотнесение образа героя со смысловым, идейным, социальным, культурным
содержанием, формирующим его определенность» [1]. Герой никогда не возникает в романе
сразу как нечто готовое, это прежде всего именно образ, который постоянно
формируется: в ходе развертывания произведения как целого возникают все новые и
новые образы героя. Разные образы возникают из-за многообразных
повествовательных точек зрений, например, точки зрения повествователя,
рассказчика, других персонажей, а также внесубъектные формы построения образа
героя. Эти изображения характеризуют, как известно, не только самого героя, но
и носителя речи, и мир художественного произведения в целом. Из-за этого
возникает проблема идентичности каждого героя литературного произведения, так
как его идентификация включает в себя много аспектов [1].
Проблема идентичности образа
литературного героя обусловлена, с одной стороны, тем двоевластием в
произведении автора и героя, о котором писал М.М. Бахтин, с другой стороны,
процессуальным характером повествовательной деятельности творческого субъекта —
динамически-напряженным соотношением и взаимодействием ценностной, смысловой
направленности творческого субъекта, реализацией которой в произведении
является герой. Идентичность образа героя возникает через отношение к
определенным сторонам культурного, идейно-философского,
нравственно-психологического, социально значимого содержания, связанного с
полнотой действительной жизни конкретной личности человека[1].
Идентичность не возникает с самого
начала, она формируется в процессе повествования — это деятельность,
направленная на создание и сохранение некоторой определенности сознания и
внешних форм бытия личности героя, в последовательности актов которой создаются
и сменяют друг друга различные образы героя, возобновляемые и опознаваемые
читателем на сознания персонажа, образов, создаваемых различными субъектами
повествования, мотивов, других внесубъектных форм создания образа[1].