Курсовая теория на тему Проблема экзистенциального кризиса в Запад-европейской философии 19 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы понятия экзистенциализма в западноевропейской философии XIX века 5
1.1 Понятие и источники экзистенциализма 5
1.2 Экзистенциализм в контексте социальных условий XIX века 10
2. Особенности экзистенциального кризиса в западноевропейской философии XIX – XX веков 26
2.1 Экзистенциальный кризис в идеях западноевропейских философов XIX века 26
2.2 Экзистенциальный кризис в идеях западноевропейских философов XX века 30
Заключение 33
Список литературы 35
Введение:
Актуальность темы. В XX в. произошло множество катастроф – антропогенные (войны, политические перевороты, аварии на атомных электростанциях, воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте) и естественные (землетрясения, пожары, извержения вулканов, ураганы, наводнения). Они привели к переоценке ценности жизни, смене оптимизма пессимизмом в разрешении глобальных проблем, неуверенности в самоопределении, утрате взаимопонимания поколений и смысла жизни. Иногда возникает идея о том, что человечество подошло к порогу гибели (пророчества о «конце света»), как в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова (69 г. н. э.), отражавшего бунтарские настроения населения восточных провинций, угнетенных Римским государством.
Как и в эпоху средневековья, ныне в еретических религиозных учениях эпизодически оживляется в религиозной форме протест против социальной несправедливости. В современной России у людей снижены доверие к государственным структурам, мотивация труда и деторождаемости, повысилась частота проявлений духа эгоизма, морального равнодушия к другим людям, число легкомысленных браков и разводов, нежеланных и брошенных детей, преступлений против собственности, жизни и здоровья.
Возросло и число людей, для которых цель жизни свелась к достижению любыми способами вершин славы и успеха в профессии, должностного повышения, материального благополучия. Тоталитарные секты имитируют религиозные вероучения, формируя ложный смысл жизни у потерявших его или не нашедших его в культуре общества. Часть молодежи легко попадает во власть потребительства, воспринимая идеи, поведение и образ жизни криминальных субкультур. В условиях кризиса ценностей и крушения кумиров встала задача перестройки мировоззрения — переосмысления жизни, наполнения ее новым смыслом.
Наконец, противоречия между смыслом жизни и знанием о нем (как сущностью и явлением), между потребностью в смысле жизни и объектами, условиями ее удовлетворения, трудности их поиска в период социальной трансформации также актуализируют данную проблему.
Объект исследования: экзистенциализм в западноевропейской философии.
Предмет исследования: особенности и проблемы экзистенциального кризиса в западноевропейской философии XIX века.
Цель исследования: рассмотреть проблему экзистенциального кризиса в западноевропейской философии XIX века.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие и источники экзистенциализма;
– охарактеризовать экзистенциализм в контексте социальных условий XIX века;
– охарактеризовать экзистенциальный кризис в идеях западноевропейских философов XIX века;
– рассмотреть экзистенциальный кризис в идеях западноевропейских философов XX века.
Методологические основы исследования. При анализе поставленной проблемы использовался метод историко-философской реконструкции, который применяется при анализе культурно-исторической ситуации появления философских работ мыслителей, а также комплексный подход к проблеме, позволяющий дать целостный анализ объекта исследования. При исследовании ключевых положений концепций философов применялся компаративистский метод. Кроме этого, в исследовании применялись такие общелогические методы, как индукция, дедукция, сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение.
Заключение:
И так, экзистенциализм исследует и находит основные пути и тенденции в развитии современной западно-европейской мысли: от отчаяния к абсурду, от абсурда к вере в Бога и человека (Кьеркегор); от сознания кризиса европейских наук к формированию гуманистического идеала (Гуссерль); через осмысление бытия, заброшенного в мире, к созданию человеческого образа мира и открытию истины в произведениях искусства (Хайдеггер); от трагического постижения тайны бытия и небытия к возвышенному пафосу искусства как шифра трансценденции (Ясперс); от абсурдного мира, абсурдного мышления и творчества к трагическому героизму бунтующего человека (Камю).
В этих разнообразных философских построениях главной проблемой оказывается проблема человека, которая понимается и решается каждым философом по-своему. Это проблемы Бога, смысла и бессмыслицы, бытия и небытия, отчаяния и абсурда, страха и смерти, свободы, выбора, творчества и т.д. Можно сказать, что категориальная система экзистенциализма является не столько категориальной системой философии, сколько категориальной системой современной духовной культуры. В связи с этим критический анализ любого современного мыслителя должен вестись в самом широком контексте современной культуры.
Классическая философия отличалась строгой приверженностью традиционной проблематике, рассматриваемой с универсалистских позиций. Метафизика занималась исследованием сущего, исследованием истины и бытия. Ее мало волновало прикладное значение метафизических принципов и исследований.
Современная философия, наоборот, поставила проблему человека в тесной связи с его повседневной жизнью, которая охватывает все среды человеческой жизнедеятельности. Поэтому современная философия вместе с современной культурой размышляет над системой ценностей, которая в свою очередь открыла бы человеку новое видение себя и мира.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы понятия экзистенциализма в западноевропейской философии XIX века
1.1 Понятие и источники экзистенциализма
Экзистенциализм рассматривает бытие как некоторую целостность индивида и внешнего мира. Проблему становления человеческой сущности, определения места ее существования (экзистенции) изучается вместе с внешней объективностью. Философы рассматривают бытие субъективно, сквозь призму неповторимой индивидуальной личности, как переживание человеком своего существования.
Таким образом, возникает понимание личной истины, в рамках которой раскрывается бытие. Возникает вопрос о смысле жизни. Философы направления зачастую рассматривают человека в положении пограничного состояния. Проблема определения человеческой экзистенции тесно связана с вопросом смерти, временности существования субъекта. Отсюда два подхода к решению проблемы: религиозный и атеистический.
Понятие «смысл жизни» имеет одну философскую интерпретацию – это есть процесс самоактуализации в бытии как духовной личности с целью и сутью жизни, в результате этого процесса человек должен оказаться внутри самого ракурса, названного «смыслом жизни». Этот процесс осознания смысла жизни интересовал философов различных периодов истории .
Ими были разработаны методы познания онтологической и аксиологической сущности смысла жизни, которые носили своеобразный характер: восточные философы брали за основу смысла жизни духовное начало, а западная философия в основном оперировала материальными категориями бытия. Но каждая идея философов о смысле жизни является уникальной, так как дает нам альтернативный путь-метод в поиске своего смысла в этой жизни.
Первыми философскими взглядами на проблему смысла человеческого существования можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Так, например, по Конфуцию, главной целью человеческого существования является «созидание идеального, совершенного общества – «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом». По данному учению человек сможет познать смысл жизни, если поставит перед собой цель жизни, а исполнение цели возможно лишь через самосовершенствование. Основатель Даосизма Лао-цзы, в отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься ее обустройством, улучшением, исправлением .
Смысл человеческой жизни, по Лао-цзы, состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли, духа и целей. Главные добродетели человека, согласно этому мудрецу, – любовь, умеренность и смирение.
В Индии также сложились своеобразные взгляды на «смысл жизни» человечества. Так, согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния – просветления (нирваны – состояния полного отсутствия желаний, а значит и страданий) .
С точки же зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть в достижении нирваны). Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. И именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счет практики, но и путем праведной жизни в мире.
Некоторые школы тибетского буддизма определяют себя как самостоятельное направление; это течение его последователи называют Ваджраяной. Несмотря на различие в некоторых формальных моментах, принципиально формулировка цели существования в Ваджраяне неотличима от принятой в Махаяне. То есть основной путь постижения смысла жизни в китайской и индийской философии – это обращение к себе, к своей духовной сущности, образно говоря, отречение от материальных благ и соблазнов.
Античная философия сформировала также основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы, и определила его как самостоятельную ценность, признав за ним право на активность и инициативу перед объективным миропорядком, следовательно, утвердила идею, что весь мир в руках каждого из нас. И то, каким будет смысл бытия, зависит только от наших деяний и поступков .
Религиозную окраску смыслу жизни придало Христианство: смысл жизни – в спасении души, онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не все в этом мире имеет смысл – есть бессмысленные, иррациональные поступки. Христианская религия утверждает, что примером такого поступка является предательство Иуды или его самоубийство.