Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста 8
Выводы по первой главе 13
2 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ 14
2.1 Противоречие активизации познавательной деятельности школьников в психолого-педагогической науке 14
2.2 Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников 22
Вывод по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальных проблем, решаемых в педагогической практике, является проблема активизации познавательной активности младших школьников, поскольку познавательная деятельность (в частности, познавательный интерес) чрезвычайно важна в образовательной деятельности.
Проблема улучшения познавательной активности младших школьников сегодня становится все более актуальной. Эта тема была предметом многочисленных исследований в области педагогики и психологии. И это естественно, потому что учение — это основная деятельность младших школьников, в ходе которой решаются основные задачи, поставленные перед школой: подготовка молодого поколения к жизни, активное участие в научно-техническом и социальном процессе.
Выделяется период в жизни ребенка, от которого зависит будущее развитие младшего школьника. Именно в этом возрасте дети благоприятно усваивают знания, развивают навыки и приобретают навыки учебной деятельности.
Задача учителей начальных классов — определить правильный курс для каждого учащегося в его образовании и воспитании. При условии, стимулирования наших собственных усилий в овладении знаниями, то есть, активируя познавательную деятельность младших школьников, можно достичь высоких результатов в обучении.
Известно, что эффективное обучение напрямую зависит от уровня активности младших школьников в этом процессе. В настоящее время психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения, чтобы активизировать и развить познавательный интерес младших школьников к содержанию обучения. В связи с этим многие вопросы связаны с использованием обучающих игр на уроках.
Проблема повышения познавательной активности учащихся начальной школы была разработана в работах выдающихся ученых, педагогов и методистов: Л.А.Андриянова, О.Б.Даудовой, О.М.Дементьевой, Т.Г.Дядинчук и многие другие.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цель исследования: рассмотрение проблем активизации познавательной деятельности младших школьников
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: проблемы активизация познавательной деятельности младших школьников.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.
3.Проанализировать проблемы активизации познавательной деятельности в современной психолого-педагогической литературе.
Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Улучшение обучения зависит от готовности учителей активизировать познавательную деятельность учащихся. Суть улучшения образования ученика начальной школы заключается в такой организации учебной деятельности, при которой ученик приобретает базовые навыки для приобретения знаний и на этой основе учится самостоятельно «приобретать знания».
Идея улучшения обучения имеет давнюю историю, начиная с древних учений и заканчивая современными психолого-педагогическими исследованиями.
Развитие этой педагогической проблемы нашло глубокое полное освещение в теории педагогики и психологии. Вопрос о роли проблемной ситуации начала рассматриваться психологами в связи с задачами повышения познавательной активности младших школьников.
Психологи доказали, что «проблемная ситуация» является основным средством улучшения познавательной деятельности младших школьников и управления процессами, усвоения новых знаний.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении практически всех предметов. Подготовка ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его способностью (или возникающей во время урока) увидеть проблему, предложенную учителем, сформулировать ее, найти решение и решить это с помощью эффективных методов. На основании анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация — это сложность, новые знания и действия. В проблемной ситуации младший школьник сталкивается с противоречиями и необходимостью независимого исследования, чтобы выйти из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задачи, наглядность, задачи. Этот вопрос чрезвычайно важен, потому что он стимулирует и направляет умственную деятельность младших школьников. Эта задача является важным фактом в повышении познавательной активности студентов. Видимость служит инструментом для «захвата» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных концепций и концепций и облегчает создание научных концепций. Я постоянно развиваю человечество, поток информации постоянно растет, но время для его интерпретации в школе остается неизменным.
Приоритет отдается сознательному усвоению знаний. В то же время незначительные факты, не столь значимые, служат общим фоном для развития этой научной области или не принимаются во внимание. Таким образом, осуществляется согласование наиболее значимых понятий, его систематизация позволяет не видеть отдельные факты, целостное изображение явления. Доверие в мотивационной сфере позволяет поддерживать внимание в процессе обучения, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Обучение с использованием традиционных форм не является идеальным.

 

Фрагмент текста работы:

 

Несмотря на довольно большое количество научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не однозначно раскрыта различными авторами.
Чаще всего это связано с различным содержанием структуры познавательной деятельности и смешением понятий «обучение», «образовательная деятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность». Также, используя эту концепцию, многие исследователи не дают ей четкого определения.
Сначала мы рассмотрим ключевое понятие «деятельность», для этого смотрим работы А.Н. Леонтьева. Психолог определяет деятельность как «процесс, который связан с темой конкретной потребности. Деятельность всегда мотивирована определенными мотивами. «Основной характеристикой деятельности является ее объективность. Это предмет деятельности, который отличает ее различные виды [7].
Предметом познавательной деятельности является отражение содержания научного знания, на основе выполнения определенных действий и операций. Исходя из этого, Т.Г.Дядинчук говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий ученика и входящих в них знаний»[8,c.955].
Когнитивная деятельность является одной из основных форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе и поэтому стимулирует учебную деятельность. О.М. Дементьева принимая во внимание образовательную и познавательную деятельность в единстве, пишет: «Воспитательная и познавательная деятельность — это знания, специально организованные обучаемым или извне для освоения богатством культуры, накопленного человечеством. Результатом курса являются научные знания, навыки, поведение, виды деятельности, освоенные младшим школьником»[7].
Г.В. Алябушева в своих работах считает понятия «обучение» и «познавательная деятельность» равными и определяет их как деятельность в процессе освоения содержания учебных предметов, а также форм, умений и необходимых навыков, с помощью которых младший школьник получает образование [1,с.9].
Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокин дают определение познавательной деятельности в контексте образовательного процесса «под деятельностью в контексте образовательного процесса (в частности, познавательной деятельности) понимается процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта) или материальной форме, участниками которого могут быть как физические, так и материальные объекты»[18].
Краткое значение рассматриваемой концепции представлено О. В. Сафроновой: «Когнитивная деятельность — это осознанный и целенаправленный процесс, выражающий активное отношение учащихся к овладению знаниями, навыками и способам их получения»[18]. Поэтому в современном обучении такие понятия, как «обучение», «образовательная деятельность» и «познавательная деятельность», часто считаются идентичными.
Исходя из этого, О.Б. Даудова считает, что в образовательном аспекте основным понятием является понятие «учебно-познавательная деятельность», поскольку в образовательном процессе эти два вида деятельности неразрывны. По мнению О.Б.Даудовой, учебно-познавательная деятельность является элементом целостного процесса обучения, который представляет собой преднамеренное, систематически организованное, внешне или независимо контролируемое взаимодействие младшего школьника с окружающей действительностью, результатом которого является его доминирование в уровень воспроизводства или творчества из системы научных знаний и способов деятельности [6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы