Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Проблема агрессивности: биологические и социально-психологические аспекты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Понятие «агрессия», «агрессивное поведение» 5

1.1 Общая характеристика феномена агрессии 5

1.2 Особенности агрессивного поведения в животном мире 7

1.3 Биологические теории агрессии в психологии 11

Глава 2 Анализ социально-психологических концепций агрессивного поведения 17

2.1 Зарубежные психологические теории агрессивного поведения 17

2.2 Отечественные социально-психологические концепции агрессии 19

Заключение 24

Список литературы 25

  

Введение:

 

Проявление агрессии и агрессивного поведения в человеческом обществе является одной из важнейших социальных проблем. Обычно в качестве причин агрессивных столкновений в человеческом обществе рассматриваются факторы социальной и общественно-политической жизни. Однако большую роль играют личностные характеристики людей, которые при определенных условиях могут приводить к сложной психологической борьбе, а иногда и к физическим столкновениям. Исследования последних десятилетий позволяют сделать заключение, что агрессивное поведение следует рассматривать как некую особенность поведения человека, в основе которой лежит генетическая и социально-биологическая история его становления как вида и как отдельной личности, а также история становления той социальной группы и среды, к которой он принадлежит. Для исследования агрессивного поведения анализ должен распространяться не только на агрессивное поведение человека, но и на соответствующие формы поведения животных, что оправдывается взглядом на агрессию как на общебиологическое явление, имеющее глубокие эволюционные корни.

На современном этапе развития психологической науки создано большое количество разнообразных концепций агрессии, в основе которых лежит как представление о биологической природе агрессии, так и о социально-психологической ее обусловленности. Однако единого представления об источниках возникновения, механизмах функционирования, значении агрессии в жизни человека в настоящее время не выработано. Тем не менее в настоящее время активно исследуются и биологические, и социально-психологические аспекты агрессивного поведения. Такой интерес к проблемам агрессии и агрессивного поведения обусловлен тем, что в современном обществе отмечается как увеличение общего уровня агрессивности, так и возрастание личной агрессии конкретных субъектов. Также на современном этапе развития появляются новые социальные факторы агрессивного поведения, такие как погружение людей в виртуальное пространство, что приводит к утрате навыков реального общения, соответственно, высока вероятность высокой агрессивности. Высокая степень стрессогенности современной жизни, стремительный темп жизни также можно считать факторами агрессивности. Таким образом, возникает вопрос о том, каково соотношение биологического и социально-психологического среди факторов, провоцирующих агрессивное поведение.

Цель исследование: изучение современных представлений о соотношении биологических и социально-психологических факторов агрессивного поведения.

Объект исследования: агрессия и агрессивность.

Предмет исследования: биологические и социальные аспекты агрессивного поведения.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать общее понимание феномена агрессии;

2. Рассмотреть особенности агрессивного поведения в животном мире;

3. Проанализировать современные биологические и социально-психологические концепции агрессии и агрессивного поведения.

Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе изученной научной литературы можно сделать вывод о том, что к настоящему времени соотношение и степен влияния биологического и социально-психологического аспектов в формировании агрессивного поведения человека не определено. Биологический аспект в проявлении агрессивности человека исследуется достаточно давно. На основании понимания агрессии, как результата проявления инстинктов человека построены теории К. Лоренца и З. Фрейда. К. Лоренц связывает агрессивные проявления с чрезмерным накоплением энергии в определенных нервных центрах, а З. Фрейд объясняет агрессивные проявления действием основных инстинктов: смерти, сексуального влечения.

Современные исследования биологических аспектов агрессии направлены на изучение генетических и нейронных основ возникновения агрессивного поведения.

Психологические теории предлагают достаточно большое количество факторов, объясняющих возникновение агрессивного поведения: воспитание, особенности взаимоотношений в семье, эмоциональные переживания и состояние человека, личностные характеристики субъекта и т.д.

Таким образом, в настоящее время не установлено точного соотношения биологического и социально-психологического аспекта в формировании и проявлении агрессивного поведения, что объясняет значительное количество исследований в данном направлении.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Понятие «агрессия», «агрессивное поведение»

1.1 Общая характеристика феномена агрессии

Агрессивное поведение – это, в первую очередь, внешне проявляющееся действие, направленное против другого человека. Как правило, поведение носит кратковременный (преходящий) характер и преобразуется в соответствии со специфическими характеристиками ситуации или смены одной ситуации другой [3].

Агрессивное поведение может проявляться в форме:

а) непосредственно действия (наступление, атака, нападение);

б) действия против конкретного объекта, в том числе человека, становящегося жертвой агрессии;

в) действия с учетом ситуации – ее особенностей, провоцирующих агрессивную атаку.

Описывая основные характеристики агрессивного поведения, исследователи указывают, что оно ориентировано на нанесение вреда или ущерба другому живому существу, которое пытается не допустить подобного с собой обращения [3]. Объект агрессивного поведения и его причины устанавливаются согласно ситуации. Например, в теории агрессивного поведения М. Долларда фрустрация как причина агрессии интерпретируется в роли внешнего, а не внутреннего фактора. Агрессивное поведение не идентифицируется с эмоцией, мотивом или установкой, хотя они могут воздействовать на внешние выражения агрессии [3]. Однако, определенные внутренние факторы включаются в содержание агрессивного поведения, например, намерение обиды или оскорбления.

Детально различные формы и проявления агрессии изучаются в области поведенческой и когнитивной психологии. По реализуемым функциям дифференцируют враждебную (эмоциональную) и инструментальную агрессию. Цель враждебной агрессии – нанесение страданий, зла или ущерба другому человеку. В инструментальной агрессии обозначенные аспекты не представляют собой самоцель, а имеют значение вторичного продукта достижения других целей и удовлетворения других интересов.

Агрессию возможно классифицировать и по иным основаниям. Например, разграничивают агрессию, детерминированную раздражителем или побуждением, реактивную и проактивную, импульсивную и умышленную, реактивную (эмоциональную) и инструментальную. Между тем агрессивное поведение не всегда соотносится с намерением обиды или оскорбления. Так, например, отдельные факторы деятельности военного, соревнования и ожидание награды, определенные формы спортивной деятельности (бокс, борьба), педагогические взаимоотношения, наказание, реализация переговоров и т. д. могут содержать в себе агрессию, обусловленную социально важными целями. Подобное агрессивное поведение может быть описано наличием действий по устранению препятствий, противодействием, наступлением, проникновением в сознание другого человека, но без умысла причинения ему страданий, зла или ущерба [16].

Соответственно, агрессивное поведение может быть интерпретировано по-разному: это и форма поведения, ориентированного на нанесение вреда другому человеку, и форма поведения, ориентированного на устранение трудностей без намерения навредить. Фундаментом подобной дифференциации могут являться различные параметры: «вред – польза», «вредность – необходимость», «насилие – отсутствие насилия» и т. п.

Для характеристики агрессии у людей предложен ряд классификаций (Baron, Richardson, 1994). Исходя из наиболее признанного определения, агрессия – это любая форма поведения, направленная на оскорбление или ограничение возможностей («ущемление»), или причинение вреда любому другому существу, нежелающему подобного обращения. Это не только прямая физическая, но и вербальная агрессия, наветы, интриги и т. д. Агрессия у человека может быть спровоцирована внешними факторами и стимулами, и тогда ее называют импульсивной агрессией, которая рассматривается аналогом таковой у животных. Чрезмерная или патологическая агрессия является проблемой здравоохранения, поскольку повторный опыт агрессии отмечается в структуре многих психоэмоциональных и неврологических расстройств, таких как маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, шизофрения, токсикозы, заболевания мозга, аутизм. В феноменологии агрессивного поведения человека, его психологических и мотивационных составляющих отмечаются важные особенности, которые обусловлены сущностью природы человека и его социума. Независимо от стимула и мотивов, вызвавших проявление агрессивного поведения, механизмы его реализации в основном одинаковы. В литературе выделяют влияние социального контекста (провокационная среда, территория, маркированная животным, противник), при котором учитываются социальные и средовые стимулы, влияющие на проявление агрессии, провоцирующие или тормозящие ее проявление. Социальными факторами, cтимулирующими агрессию у животных в природе, являются: перенаселенность, недостаток пищи, половой дисбаланс, нестабильность климатических условий, наличие противника и несформированность доминантно-субординантных отношений. Основным социальным механизмом, сдерживающим проявления агрессии в популяции, являются доминантно-субординантные отношения, которые диктуют правила поведения животных в сообществе на основе полученного социального опыта, негативного (социальные поражения) или позитивного (достижение желаемого), а также наблюдения за поведением других сородичей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы