Курсовая теория на тему Приватизация в России и её последствия для национальной экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретический аспект приватизации. 5
1.1 Понятие и
социально-экономическое знание приватизации. 5
1.2.
Российская приватизация: исторический аспект. 9
2.
Приватизация в России и её последствия для национальной экономики. 17
2.1.
Особенности приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ.. 17
2.2.
Сомнительные итоги приватизации. 21
Заключение. 28
Список
использованных источников. 31
Введение:
Приватизация в России – приватизация,
которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно
связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время
ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть
государственного имущества России перешла в частную собственность.
Актуальность темы. Приватизация часто
подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности
получили ее не по заслугам, а за счет личных связей и неформальных отношений с
первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают
появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое
расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает
приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже ее стали называть
«приватизация».
С другой стороны, приватизация проводилась
в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке:
конфронтации Верховного совета РФ и Правительством затрудняли создание правовой
базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное
лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала
приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою
собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват
контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие
предприятий, а на быстрое получение прибылей.
Главной экономической задачей приватизации
было повышение эффективности экономики за счет создания института частной
собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах
экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в
промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее,
во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в
собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в
собственность — их директоров.
Объект исследования — приватизация и
экономическое положение страны.
Предмет исследования – последствия
приватизации для национальной экономики РФ..
Цель курсовой работы исследовать принцип
приватизации и ее последствия для России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и
социально-экономическое знание приватизации;
2. Проанализировать исторический аспект
приватизации в России;
3. Изучить особенности приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ;
4. Анализ итогов приватизации в России.
Методы исследования: анализ, исследование
научной и специальной литературы; метод сравнения и синтеза; и т.д.
Практическая значимость данной работы
заключается в возможности применения данного исследования на практике.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Значение приватизации состоит еще и в том,
что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого
эффективного собственника. Эффективный собственник — это физическое или
юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие,
заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого
инвестиции.
Вопрос о приватизации приобрел в ходе
реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое
значение.
Цель приватизации заключалась в
обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы.
Процессы приватизации в России начались
намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной
собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная
приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что
деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свои
собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально
независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила
своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее
основе — приватизация экономики в целом.
Как процесс изменения отношений
собственности, приватизация привела к изменению самой природы российской
экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и
превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических
субъектов.
Таким образом, приватизация в России
проходила в условиях: чрезвычайно низкого платежеспособного спроса населения;
нулевого интереса к приватизации со стороны иностранных инвесторов (в отличие
от Восточной Европы).
Внешне процессы приватизации, основывающиеся
на принятии политического решения, составлении формальных списков и принятии
организационно-правовых нормативных актов, создании органа, отвечающего за
реализацию выработанной программы, продаже малых объектов приватизации за
реальные деньги и т.д., в России и странах Восточной Европы весьма схожи.
Однако за внешним сходством скрыты весьма серьезные различия.
Поскольку приватизация как
государственно-правовое явление предполагает крупномасштабное изменение
существующих отношений собственности в государстве, то она несет как
положительные, так и отрицательные экономические, политические и социальные
последствия.
К
положительным последствиям приватизации можно отнести рост эффективности
производства, повышение конкурентоспособности производимой продукции; рост
валового национального продукта, получение казной доходов от продажи
государственного или муниципального имущества; сокращение дотирования
неэффективных производств и активизацию внутренних инвестиций; привлечение во
внутреннее производство иностранных инвестиций; расширение базы налогообложения
в государстве; создание экономической основы для демократизации общества.
Негативными социальными последствиями
приватизации, как показывает практика, неизбежно являются рост безработицы;
краткосрочное сокращение производительности труда и, как следствие,
краткосрочное сокращение внутреннего национального продукта; возникновение
источников социального напряжения, связанного с усилением властного начала в
управлении производством; социальная поляризация в обществе, рост бедности и
нищеты; масштабная коррупция в сфере государственного управления, рост
преступности.
Необходимо отметить, что в условиях коренного
реформирования экономики, при переходе государства от централизованно
планируемого хозяйства к рыночному приватизация играет особую роль, являясь
системообразующим фактором формирования новых рыночных отношений.
Таким образом, проведение приватизации
необходимо осуществлять с учетом множества факторов, последствия которых могут
сказываться не только положительным, но и глубоко отрицательным образом на
жизни государства и его населения.
Фрагмент текста работы:
Теоретический
аспект приватизации 1.1 Понятие и
социально-экономическое знание приватизации Учитывая социально-экономическое значение
приватизации, можно предположить, что будет построен «экономический и правовой
институт», который смог бы проанализировать выгоды процесса приватизации
государственной и муниципальной собственности в виде положительного эффекта
приватизации государственного и муниципального имущества и негатива в виде
санкций в случае совершения противоправных действий лиц, участвующих в таких
правоотношениях.
Под приватизацией государственного и
муниципального имущества следует понимать передачу государственного и
муниципального имущества физическим или юридическим лицам. Термин приватизации был определен
Законом РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации»[1]
и далее Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации
государственного и муниципального имущества»[2].
Эти законодательные акты являются отправной точкой для положительных и
отрицательных последствий приватизации собственности большого количества
россиян. Примечательно, что в 90-е годы имели место многочисленные нарушения
закона, особенно со стороны несовершеннолетних.
Для формулирования цели приватизации —
приватизации — в государственных документах решались следующие задачи: —
гарантировать равные права для различных форм собственности; —
демонополизировать производство; —
регулировать и гармонизировать доходы разных групп и слоев населения; —
перераспределять доходы и имущество, образовывать класс собственников; — развитие
фондового рынка.
Все это было достигнуто с помощью
различных методов приватизации[3]:
1. Продажа компаний и активов
ликвидированных компаний на конкурсной основе;
2. Продажа компаний на аукционе;
3. Продажа долей (долей) в капитале
общества (корпорации);
4. Выкуп имущества арендованных компаний.
Суть приватизации может быть выражена
через эффективность законодательства, имеющего различное и взаимодополняющее
значение. Во-первых, следует рассмотреть теории и методологии оценки
эффективности законов о приватизации и, во-вторых, оценить эффективность
реализации долгосрочных государственных программ. С одной стороны, приватизация
— это явление, замедляющее темпы роста государственного сектора экономики; с
другой стороны, это передача (полностью или частично) права собственности на
средства производства или имущество, принадлежащие частные лица или
организации.
Фактически, законодательство об
эффективности подтверждается юридическими фактами, которые имеют эпохальное
значение для экономического развития страны.
Приватизация должна быть инструментом
повышения эффективности экономических единиц, а также механизмом усиления
конкуренции в экономике. [1] Закон РФ от
04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации» [2] Федеральный закон
от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.06.2018) «О приватизации государственного и
муниципального имущества» [3] Нафикова Г.
Понятие и социально-экономическое значение приватизации государственного и
муниципального имущества // Вести научных достижений. 2019. №5. – С.6