Курсовая теория на тему Приватизация в России: этапы, механизмы, социально-экономические последствия.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
1. Глава 1 Общие положения
приватизации государственного и муниципального имущества. 6
1.1. Эволюция законодательства о
приватизации государственного и муниципального имущества в России. 6
1.2. Понятие приватизации
государственного и муниципального имущества. 11
Глава 2 Отдельные способы
приватизации государственного и муниципального имущества. 17
2.1.Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. 17
2.2. Порядок
приватизации государственного и муниципального имущества. 23
2.3 Продажа государственного и
муниципального имущества на аукционе. 27
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 35
Введение:
Государственное
и муниципальное имущество представляет собой различные средства и продукты
производства, а также иное имущество, которое принадлежит государству полностью
или на основе долевой или совместной собственности. К нему может относиться что
угодно: земли, здания, акции в акционерных обществах и любое другое имущество,
которое требуется для функционирования государства. Но иногда бремя содержания
такого имущества для государства становится слишком тяжелым или надобность в
его содержании отпадает вообще. Тогда это имущество вводится в хозяйственный
оборот.
Единственный
способ передать государственное имущество в частную собственность – это
приватизация. Этот процесс является выгодным как для государства, так и для
приобретателей государственного имущества. Как уже говорилось ранее, выигрыш
государства в том, что оно избавляется от ненужных затрат на содержание
имущества, а также получает за это имущество определенную денежную сумму.
Покупатели же получают нужное ранее недоступное им имущество (зачастую по
довольно низкой цене), которым они могут распоряжаться по своему усмотрению.
Процессу
приватизации государственной и муниципальной собственности законодатель уделил
немало внимания. В настоящее время существует множество законов, подзаконов и
других нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу отношений. Причем
эти акты принимаются не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов
Российской Федерации, на региональном и местных уровнях.
Кроме того,
существует большое количество правоприменительной и судебной практики по делам
о приватизации государственного и муниципального имущества. Поэтому практически
каждый аспект процесса приватизации законодательно урегулирован. Однако и это
не позволило полностью исключить возникновение споров между
участникамиприватизации и других проблем на практике. Из-за этого в суды
Российской Федерации разных уровней ежедневно поступает большое количество
исков о нарушениях процедуры приватизации государственного имущества. Все это
делает тему выпускной квалификационной работы актуальной и животрепещущей.
Объектом
исследования являются теоретические и практические проблемы приватизации
государственного и муниципального имущества.
Предмет
исследования включает в себя нормы гражданского законодательства, материалы
судебной практики и научные публикации по исследуемой проблеме.
Целью данной
курсовой работы является исследование правовой природы приватизации
государственного и муниципального имущества. Задачи определяются поставленной
целью:
рассмотреть
эволюцию и проблематику становления процесса приватизации в Российской
Федерации;
сформулировать
понятие приватизации государственного и муниципального имущества;
проанализировать
современное правовое регулирование процесса приватизации государственного и
муниципального имущества;
исследовать
общие положения приватизации государственного и муниципального имущества:
объекты, субъекты, порядок и способы приватизации;
выявить
проблематику и тенденции процесса приватизации государственного и
муниципального имущества.
Методологическая база исследования. Для
достижения поставленной цели и решения задач в работе применялись различные
общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, исторический и
сравнительно- правовой, структурно-правовой, функциональный и
формально-логический, позволяющие познать действительность и тенденции развития
отношений по приобретению и прекращению права собственности граждан, уяснить
специфику отдельных норм и их совокупное влияние на регулируемые отношения.
Нормативную правовую базу исследования
составили нормы российского законодательства, в частности: Конституции РФ,
Гражданского кодекса РФ, иных федеральных законов, подзаконных нормативных
правовых актов, регулирующих отношения по приобретению и прекращению права
собственности граждан.
Теоретическая значимость работы обусловлена полученными автором исследования на основе критического анализа различных научных подходов теоретическими результатами,
выраженными в сформулированных теоретических и практических
выводах, определяющих сущность и правовое значение институтов приобретения и прекращения права собственности граждан. Кроме
того, разработанные автором положения обобщают, развивают и дополняют научные представления о рассматриваемом
гражданско-правовом институте.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что на основе
проведенного анализа в области правового регулирования отношений по при-
обретению и прекращению права собственности граждан Российской Федерации
автором работы сформулированы обобщающие выводы и рекомендации, которые могут
способствовать не только совершенствованию действующего законодательства в
данной области, но и выработке единообразной практики его применения к конкретным жизненным
ситуациям. Кроме того, результаты
исследования могут быть использованы в педагогической деятельности при изучении
и преподавании курсов гражданского права.
Структура курсовой
работы включает в себя
введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и
библиографический список.
.
Заключение:
Приватизация
— отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной
собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц
в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в
указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям
акций открытых акционерных обществ (удостоверенных ими прав).
Представляется,
что необходимо определять соотношение норм гражданского и приватизационного
законодательства как соотношение общей и специальной нормы, при этом считать научно
обоснованным регулирование отношений приватизации специальным законодательством
о приватизации.
Объект
приватизации — это государственное и муниципальное имущество. Однако
определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем
законодательстве. Необходимо в Законе о приватизации прямо указать конкретные
объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать
объекты приватизации «от обратного».
Исследование
п. 4 ст. 30 Закона о приватизации показало, что в нем установлен максимальный
срок, по истечении которого приобретатель должен изменить назначение объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Данная норма,
представляется не совсем верной, так как в этом случае приобретатель не обязан
заботиться о сохранении назначения таких объектов в дальнейшем. С другой
стороны, установленное федеральным законодателем ограничение для решения об условиях
приватизации не является препятствием для сохранения назначения объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Необходимо
совершенствовать данное положение. Так же представляется, что установление
требования об исполнении условий инвестиционных обязательств в соответствии с
определенной инвестиционной программой, как это предусмотрено в п. 10 ст. 30.1 Закона
о приватизации, является нецелесообразным, поскольку установление требования о
том, что условия инвестиционных обязательств определяются в соответствующих инвестиционных
программах, по существу, означает, что и исполняются эти условия также согласно
положениям инвестиционных программ определенного направления.
Проведенное
исследование позволило выявить и обосновать следующие предложения по
совершенствованию законодательства и практики его применения, выносимые на
защиту.
1.
Таким образом, предлагается ст. 1 Закона о приватизации изложить в следующей
редакции: «Под приватизацией государственного и муниципального имущества
понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности
Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или)
юридических лиц., в соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона.
2.
Пункт 2 статьи 3 предлагается изложить в следующей редакции: «Действие
настоящего закона распространяется на следующие виды государственного и
муниципального имущества:
1)
здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, воздушные и морские
суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (за исключением жилищного
фонда, государственного и муниципального имущества, закрепленного за государственными
и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями
в хозяйственном ведении или оперативном управлении, переданного центру
исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих
полномочий; переданного в собственность Федерального фонда содействия развитию
жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации);
2)
земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе
имущественные комплексы (за исключением земельных участков, на которых
расположено находящееся в государственной или муниципальной собственности
имущество религиозного назначения, а также на которых расположены здания,
строения и сооружения, находящиеся в собственности общероссийских общественных организаций
инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются
общероссийские общественные организации инвалидов);
3)
движимое имущество, за исключением акций, подлежащих отчуждению в
предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской
Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их
акционерным обществом, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого
акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном Федеральным
законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Действующее
положение в значительной степени затрудняет применение Закона о приватизации в
хозяйственной практике, внесенные изменения предлагают перечень конкретных
объектов приватизации.
3.
Предлагается исключить указание о сроке об изменении назначение объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения, как излишней норме,
так как такие сроки целесообразно указывать в договорах в каждом конкретном
случае. Таким образом, из п.4 ст. 30 Закона о приватизации необходимо убрать
следующую фразу: «…но не более чем в течение пяти лет со дня перехода прав на приватизируемое
имущество к его приобретателю в порядке приватизации, а объектов социальной инфраструктуры
для детей не более чем в течение десяти лет.».
Двусмысленная
возможность понимания срока является недостатком п. 4 ст. 30 Закона о
приватизации, поэтому ее необходимо убрать.
4.
Предлагается удалить п.10 ст. 30.1 Закона о приватизации, как дублирующий п. 4
ст. 30.1 данного Закона.
Фрагмент текста работы:
1. Глава
1 Общие положения приватизации государственного и муниципального имущества 1.1. Эволюция законодательства о приватизации государственного
и муниципального имущества в России Начало законодательству о приватизации
государственного и муниципального имущества в России положил переход от
плановой к рыночной экономике, когда появилась необходимость урегулировать
вопросы трансформации государственной собственности в частную самостоятельным
приватизационным законодательством.
После принятия Закона РСФСР N 443-1 «О
собственности в РСФСР»[1],
на территории России была узаконена частная собственность. Статья 25 Закона
закрепила понятие приватизации.
В декабре 1991 года
Указом Президента РФ были утверждены «Основные положения программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий на 1992 год».[2]
Первый этап приватизации – ваучерный или
чековый – начался 5 июня 1992 года, Закон о приватизации был принят в новой
редакции, также была утверждена Государственная программа приватизации. 14 августа 1992 года
президентом РФ был подписан указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в
Российской Федерации[3]".
Приватизационный чек являлся государственной ценной бумагой целевого назначения с
номинальной стоимостью, а также документом на предъявителя.
Право на
получение приватизационных чеков имели граждане Российской Федерации, постоянно
проживающие на ее территории на дату вступления в силу [1] Закон РСФСР от 24.12.1990-№443-1
(ред. От 24.06.1992, с изм. от 01.07.1994) «О собственности в РСФСР» //
"Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР" -1990-N 30; "Российская
газета". –N 103.-01.06.1993. – Утратил силу. [2] Указ Президента РФ от 02.04.1992-N
322 "О дополнительных мерах по реализации основных положений программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
на 1992 год" // "Ведомости СНД и ВС РФ". -09.04.1992. –N 15.
-ст. 825. –Утратил силу. [3] Указ Президента РФ от 14.08.1992-N
914 (ред. от 14.10.1992, с изм. от 10.01.1993)"О введении в действие
системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (вместе с
"Положением о приватизационных чеках") // "Российская газета".
-27.08.1992. -N 191.; "Собрание актов Президента и Правительства РФ".
-18.01.1993.-N 3. –Утратил силу.