Курсовая теория на тему Природа трагического в рассказеВ. П. Астафьева «Пролетный гусь»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения
трагического в творчестве В.Астафьева 6
1.1. Понятие «трагическое» в литературе. 6
1.2. Обзор позднего
творчества В. Астафьева. 9
Глава 2.
Трагическое в рассказе «Пролетный гусь». 19
2.1. Анализ рассказа «Пролетный гусь». 19
2.2. Трагические образы рассказа. 24
Заключение. 32
Список литературы.. 34
Введение:
Творчество
Виктора Петровича Астафьева – одно из самых значительных и сложных явлений в
русской литературе второй половины XX – начала
XXI веков. Причастный к тематическим направлениям «деревенской» и военной прозы
и в то же время переросший их рамки, писатель создал самобытную художественную
систему со своей философской и этической основой.
Рассказ “Пролетный гусь”
– одно из последних произведений В. П. Астафьева.
Рассказ “Пролетный гусь”
можно назвать тяжким раздумьем В. Астафьева о судьбе соотечественников в первые
послевоенные годы. Сюжетную основу произведения составляют события, связанные с
семьей Марины и Данилы Солодовниковых.
«…Она не позволила себе разрыдаться. Ослабеет. Располоснула
на четыре части фото, бросила клочки в печь, отряхнула руки о передничек и
вдруг начала неумело бросать кресты на себя, глядя на картонную иконку, которую
сама же и купила за двадцать рублей после смерти Аркаши. Мимолетом подумала,
что надо было, наверное, идти в церковь, к Богу. Но уж чего соваться с верой,
когда вся вера потерялась, изошла, да и о Боге вспомнила она сейчас вот, когда
приспичило. Это что же, опять спекуляция, снова приспособленчество, желание
прожить с чужой помощью. Не-эт…» [Соколова: 2001].
Это был
фрагмент последнего «военного» рассказа Виктора Петровича Астафьева «Пролетный
гусь», опубликованного в январском номере «Нового мира» за 2001-й год. Поздней
осенью того же года Астафьева не стало. Его первый посмертный сборник был
именован по этому же произведению.
То, что вы
слышали, это последние минуты героини «Пролетного гуся», цветаевской тезки
Марины — перед добровольным уходом. Сынок Арканя, плод ее любви с обретенным
солдатом-мужем Данилой — сгорел от неизлечимой хвори,
мужа-солдата, замордованного нищетой, добыванием лесной дичи в холодном лесу
сожрал туберкулез, плохие люди загнали ее в тупик унижения, только хозяйка,
пустившая жить и ставшая родной, еще доживала [Соколова: 2001].
После
смерти писателя-фронтовика от второго инсульта на столе осталась такая запись:
«Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого,
злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание». И в те же примерно
времена, чуть ранее он написал в своей последней повести «Веселый солдат»:
««Какими чуткими, какими блаженство дарящими минутами одаривает вечер человека!
Как печально и торжественно все вокруг. Как разрывает грудь чувство любви ко
всем и всему. Как хочется благодарить Бога и силы небесные за те минуты слияния
с вечным и прекрасным даром любить и плакать» [Астафьев 2007: 547].
«Все
время державшаяся спокойно, отрешенная уже от всего на свете, закаменелая,
перекинув веревку с колесиком через брус, Марина вдруг заспешила, зашептала,
увязывая веревку в петлю:– Счас, счас, счас, миленькие мои. Я к вам, я к вам.
Что же я здесь одна и одна? Я к вам, я к вам. <…> Марина знала, что
Виталия Гордеевна все сделает по уму, положит ее рядом с Аркашей и Данилой, да
и сама, судя по всему, скоро рядом с ними ляжет. И добро, и ладно. Вместе
дружно и не тесно, может, и теплее будет на другом свете, приветливее, чем на
этом, давно проклятом и всеми ветрами продутом.
Предмет исследования: природа трагического в рассказе В.
П. Астафьева «Пролетный гусь».
Объект исследования: рассказ В. П.
Астафьева «Пролетный гусь».
Цель работы: анализ природы трагического в рассказе В. П. Астафьева «Пролетный
гусь».
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «трагическое» в литературе.
2. Провести обзор позднего творчества В. Астафьева. 3. Проанализировать рассказ «Пролетный гусь».
4. Проанализировать трагические образы произведения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Слово “трагическое” вызывает обычно в нашем воображении представление о чьей-то гибели или по крайней мере о чьих-то страданиях. Трагедия – суровое слово, полное безнадежности. 
Фактологически-военная проза Астафьева, может быть, небезгрешна. Но ведь не последнюю роль играет улавливание художником более ценных свидетельств. Например, правды образа. Сущностную
характеристику фронтовиков Астафьев отразил с большой художественной силой и впечатляющей достоверностью, иначе взыскательные читатели, дети победителей, сравнивая образы отцов с теми литературными портретами, которые живописал Виктор Петрович, никогда не прониклись бы к писателю неподдельной благодарностью за его правдивое слово.
Правда Астафьева – не просто «солдатская». Правда писателя (что гораздо важнее) – рубежная, фиксирующая зазор между подлинностью пережитого и впоследствии художественно изображённого и существующим запросом на правду историческую, национальную, уже не разобщающую нелицеприятной предметностью воссозданной реалистической картины, но взыскующую предметности иной – над временной, духовной, организующей людей в единое целое. Формально этот процесс выражается, например, в шествии «Бессмертный полк», численность которого растёт год от года.
Современная литература не преодолела этот разрыв, хотя с момента окончания Великой Отечественной войны прошло много больше отведённого писателем срока. И, увы, пока мало что говорит о возможностях преодоления. Так что надежда Виктора Астафьева на рождение такого наиболее правдивого произведения о прошедшей войне жива до сих пор. 
В опубликованном на заре тысячелетия в журнале «Новый мир» рассказе «Пролётный гусь» В.Астафьев излагает историю гибели семьи молодого фронтовика Данилы и Марины и их малыша Аркани, которую уже в мирное время сгноила бессердечность сытого обывателя, что всю войну «провоевал» в политотделах.
За этот рассказ Астафьеву были присуждены премия Юрия Казакова в 2002 году и уже посмертно - Государственная премия, и именно «Пролётный гусь» был поставлен во МХАТе им. Чехова.
“Пролетный гусь” - последнее произведение, изданное при жизни Виктора Астафьева.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические
аспекты изучения трагического в творчестве В.Астафьева
1.1. Понятие
«трагическое» в литературе Трагическое – это одна из важнейших форм эмоционального постижения
жизненных противоречий, их художественного освоения.
Самые
первые попытки теоретического осмысления трагического связаны с появлением в
Древней Греции жанра трагедии. Появление трагедии обусловило возникновение
потребности осознания этого явления с точки зрения его формы и содержания.
Теоретическое осмысление трагического пафоса впервые появилось в «Поэтике»
Аристотеля. Главное в определении древнегреческого философа заключается в
рассмотрении трагедии как подражания особому действию людей, которое вызвано
жестокой и непреложной необходимостью. Также Аристотель дает определение
характера трагического героя. Он подчеркивает, что трагический герой может
встретить в каждом человеке. Философ подчеркивает значение страха и
сострадания, которые, по его мнению, вызваны трагедией. Отсюда возникает
понятие катарсиса, который, по мнению Аристотеля, является конечной целью
трагедии. Теория трагического у древнегреческого философа вошла в историю
эстетической мысли в качестве образца теоретического исследования и
одновременно с этим стала объектом размышлений и споров, продолжающихся по сей
день. Теория Аристотеля стала отправной точкой при создании теоретических
концепций трагического в последующих работах мыслителей. К Аристотелю постоянно
обращалась средневековая философия, однако все усилия авторов были направлены
на адаптацию аристотелевских принципов к этике христианства. В литературе эпохи
Ренессанса произошло качественное обновление трагического. В этот период
трагический персонаж стал выразителем истинных ценностей, ассоциирующихся с
тем, что он является представителем родовой, естественной человеческой природы.
В эту же эпоху возникают теоретические труды Ю. Ц. Скалигера.
Трагическое немыслимо без героя.
Герой потому и герой, что восстаёт и борется с непреодолимым. Он знает, что
обречён в своей борьбе, что судьба или обстоятельства сильнее его, но он стоит
до конца и, как правило, гибнет.
Трагическое вызывает у нас и страх
перед неизбежным, предчувствие рокового конца, и сострадание к мужеству героя,
восхищение им, доходящее до восторга — особого напряжения эмоций, названного
Аристотелем катарсисом — очищением. Трагедия называется так по греческому
слову, которое переводится как «козлиная песнь», но в этом для греков не было
ничего смешного[Хализев 2019 : 345]
Основу трагического составляют конфликты
в жизни человека либо группы людей, разрешение которых невозможно, но
невозможно и примирение с ними.
В
трагедии нет места юмору и счастливым сюжетным вплетениям. Некоторым читателям
наиболее близок по духу жанр трагедии, им нравится сопереживать своим героям,
их страданиям и мыслям. Некоторые любят произведения подобного рода только
потому, что сами нередко испытывают те же эмоции [Хализев 2019 : 346]