Курсовая теория Гуманитарные науки Международные отношения

Курсовая теория на тему Приоритетные направления международных отношений в контексте проблемы «Север — Юг»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ «СЕВЕР-ЮГ» 5
1.1. Понятие «Север-Юг» как суть взаимодействия между развитыми и развивающимися странами 5
1.2. Сущность исторического противостояния «Север-Юг» 10
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ «СЕВЕР-ЮГ» 16
2.1. Проблема отношений «Север-Юг» в международных отношениях 16
2.2. Современные направления международных отношений и их перспективы в свете проблемы «Север-Юг» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Разрыв в экономическом развитии между развитыми и развивающимися странами сегодня огромный. С понятием «развитые» и «развивающиеся» страны исследователи отождествляют понятие «Север-Юг». Это достаточно условное определение, но на сегодняшний момент для описания вопроса зависимости развивающихся стран от развитых, используется именно оно.
Стоит сказать, что в разнице развития между группами стран и заключается проблема в формате «Север-Юг». Так, развитые страны доминировали над развивающимися с XVI по XX век.
В это время происходил неравный обмен ресурсами между метрополиями и зависимыми территориями, дискриминация населения колоний, ввоз иностранных товаров, вывоз сырья и ценностей. Все это способствовало ослаблению развивающихся стран и возникновению проблемы «Север-Юг».
Впоследствии, эта проблема так и не решилась, на данный момент зависимость развивающихся стран от развитых стран трансформировалась, но все же осталась. На этом строится политика современного гегемона в лице Соединенных Штатов Америки.
На сегодняшний день тема является актуальной, поскольку дает возможность понять механизмы возникновения финансовой зависимости развивающихся странами от международных финансовых институтов, и получения, таким образом, контроля над ними развитых стран.
Большой вклад в исследование обозначенной тематики, предложение подходов и оценок, определение сущности проблемы «Север-Юг» принадлежит отечественным и зарубежным ученым И.А. Бронникову, А.А. Горелову, Г.В. Полуниной, А.В. Коротаеву, Д.А. Халтуриной. Вместе с тем, существенные мировые изменения и трансформация методов достижения зависимости Юга от Севера дают основания для дальнейшего обсуждения вопроса.
Цель работы – изучение приоритетных направлений международных отношений в контексте проблемы «Север-Юг».
Для достижения цели работы были поставлены такие задачи:
 изучить теоретические основы международных отношений в контексте «Север-Юг»;
 рассмотреть понятие «Север-Юг» как суть взаимодействия между развитыми и развивающимися странами;
 проанализировать сущность исторического противостояния «Север-Юг»;
 рассмотреть проблема отношений «Север-Юг» в международных отношениях;
 привести современные направления международных отношений и их перспективы в свете проблемы «Север-Юг».
Объектом исследования является проблема «Север-Юг».
Предмет исследования – выявление особенностей трансформации механизмов зависимости развивающихся стран от развитых стран с течением времени.
Методы исследования. При написании работы был использован метод сравнительного анализа, а также системные методы исследования, метод дедукции и индукции.
Для написания работы использовалась специализированная и научно-практическая литература, периодические издания, монографии.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования было установлено, что история шла естественным образом, более развитые и сильные страны вытесняли слабых и пользовались их ресурсами. Боле сильные колонизировали менее сильных. В дальнейшем такая ситуация сформировала деление на развивающиеся и развитые страны.
Понятиями «развитые» и «развивающиеся» страны исследователи отождествляют с понятием «Север-Юг». Существует некая условность в классификации «Север-Юг», поскольку современный мир представляет собой скорее некую «мозаику» по уровню жизни, а не четко разделенную пополам сферу.
Классические парадигмы международных отношений представляют собой совокупность результатов исследований, посвященных проблеме противостояния Севера и Юга.
Вместе с тем, стоит сказать, что сегодня мы живем в расщепленном, расколотом мире, в котором существует множество социальных противоречий, изменяющихся под влиянием динамики развития мира. Эти противоречия становятся глобальными. Сегодня основное социальное противоречие не внутригосударственное как ранее между рабочими и собственниками предприятия, капиталом и трудом, а глобальное противоречие между богатым Севером и бедным Югом.
На современном этапе в связи с низким уровнем экономического развития развивающиеся страны до сих пор остаются зависимыми странами Юга. Для решения этой проблемы развивающимся странам стоит надеяться, в первую очередь, на себя, а не на финансовую помощь международных финансовых институтов, которая сделает их еще более зависимыми, поскольку эти институты являются инструментом по формированию зависимости более слабых стран от развитых стран.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ «СЕВЕР-ЮГ»

1.1. Понятие «Север-Юг» как суть взаимодействия между развитыми и развивающимися странами

История представляет собой естественную конкуренцию народов, борьбу за выживание и экономические ресурсы. Европейцы открывали и колонизировали множество земель, истребляя проживающее там население и пользовались их ресурсами. Американцы при нехватке рабочей силы завозили рабов из Африки, распространяли свое влияние по всему миру, это не казалось чем-то противоестественным или противоправным. Россия в свою очередь осваивала северные территории, присваивая ресурсы коренных народов. Можно приводить множество примеров, но факт остается фактом, история шла естественным образом, более развитые и сильные вытесняли слабых и пользовались их ресурсами.
На протяжении многих лет, развитые страны становились богаче благодаря слаборазвитым странам. Многие исследователи полагают, что мировая экономика основана на асимметричных отношениях между доминирующим центром и эксплуатируемыми странами, интегрированными в неравноправную систему, тесно переплетенную с другими странами. Понятия «развитые» и «развивающиеся» страны у разных авторов интерпретируется по-разному, но универсальное понятие до сих пор отсутствует. Сам термин «развитие» получил свое широкое распространение во второй половине двадцатого века, с началом процесса деколонизации. Возникновение термина было прямым последствием появления стран «третьего мира» в период после 1945 года .
Понятие «третий мир» впервые было использовано французским исследователем Альфредом Сови в 1955, он классифицировал страны на «первый», «второй» и соответственно «третий» мир. Это деление обуславливалось противостоянием между капиталистическими и коммунистическими странами, во время «Холодной войны». Странами «третьего мира» считались государства, не принимавшие прямого участия в «Холодной войне» и сопутствующей ей гонке вооружений. Позднее в 1974 году, китайцы представили свою теорию трех миров, в частности, ее выдвинул Мао Цзэдун. Под первым миром подразумевались страны гегемоны, на тот момент это были СССР и Америка. Второй мир включал в себя союзников двух гегемонов, а третий, развивающиеся страны.
Для определения понятия «Третий мир» исследователи использовали различные критерии, в том числе: группа государств, не присоединившихся ни к одному из блоков, страны, характеризующиеся общими признаками слабого развития, географические, эксплуатируемые империализмом.
Эдмонд Юфф – французский политолог, рассматривал «третий мир» как совокупность географической реальности, как понятие, где существуют определенные акторы, связанные с идеологическими, социологическими, экономическими и психологическими факторами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы