Курсовая теория на тему Приобщение к основам здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………..……………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы
приобщения к основам здорового образа жизни детей старшего дошкольного
возраста. 1.1. Понятие здорового образа
жизни…………………………….6
1.2.
Особенности формирования у старших дошкольников основ здорового образа
жизни……………………………………14
1.3.
Формы, методы, средства приобщения старших дошкольников к основам
здорового образа жизни……………22
Заключение…………………………………………………………28
Использованная
литература………………………………………29
Введение:
В современных
условиях жизни, особенно в городе, человеку нет необходимости много двигаться,
совершать длительные прогулки, выполнять тяжелую физическую работу, но при этом
появилась возможность много и калорийно питаться, ухудшилась экологическая
обстановка, снизилось качество продуктов питания, массовое распространение
получили алкоголизм, табакокурение, наркомания. Все это не лучшим образом
сказалось на здоровье нации.
Начиная с 90-х годов ХХ века ученые, медики фиксируют
постоянное снижение уровня здоровья населения России. Это стало
общегосударственной проблемой. Неуклонно растет количество детей и подростков,
страдающих избыточным весом, различными нарушениями осанки, заболеваниями
сердечно-сосудистой системы. Выступления СР. Коновой свидетельствуют о
том, что продолжается рост заболеваемости среди воспитанников дошкольных
учреждений как в целом, так и по основным классам болезней [2].
Здоровье нации — существенный показатель
общественного и экономического развития государства. Здоровье детей — ее
будущее. Ведь около 75% болезней во взрослом возрасте является следствием
условий и образа жизни в детстве и юности.
По словам И. П. Павлова, здоровье в зрелом
возрасте надо заслужить. Человек мог бы жить значительно дольше, если бы не его
небрежное обращение с собственным организмом. Нужны основательные знания,
большое желание и сила воли, чтобы быть и оставаться здоровым.
Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ)
приобрела такую актуальность, что сегодня мы говорим о ней, как о глобальной
угрозе всей нации. Для ее решения, прежде всего, следует осознать для каждого
из нас значимость самого понятия «здоровый образ жизни». Очень
важно начать формировать представление о здоровом образе жизни еще в дошкольном
возрасте [6]. Отношение ребенка к своему организму, поддержанию его в хорошей
физической форме напрямую зависит оттого насколько хорошо он понимает понятие
«здоровый образ жизни», насколько сформированы у него полезные привычки. Всегда
легче научить, чем переучивать.
Сохранение и укрепление здоровья нации –
важнейшая стратегическая задача развития нашего государства. Закон РФ «Об образовании»
(ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указы
Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья
населения Российской Федерации». «Об утверждении основных направлений
государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской
Федерации» и др. регламентируют эту сферу.
Проблемой
формирования здорового образа жизни в настоящее время занимаются ученые
различных специализация: педагоги Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, В.Г.
Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В.
Морозова, Т.В. Поштарева, медики и физиологи Б.Н. Чумаков, Ю.П. Лисицын, В.Н.
Дубровский, психологи О.С. Осадчук, экологи З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд.
Актуальность исследования: качество здоровья человека и продолжительность его жизни, в
конечном счете, в основном определяются
той моделью поведения, которую он усвоил в детстве. Нормой жизни каждого
из нас должно стать ответственной отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих, осознание жизни, как величайшего дара и ценности. В настоящий
момент не многие люди задумываются об этом, и задача педагогов сформировать
у подрастающего поколения не только
знания о здоровом образе жизни, но и привить привычку следовать ему.
Цель исследования: разработка
методических рекомендаций по приобщению старших дошкольников к основам
здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить
специализированную литературу по методике физического воспитания и развития
детей раннего и дошкольного возраста, на тему формирования основ здорового
образа жизни у старших дошкольников.
2. Определить место и
роль понятия здоровый образ жизни в методике физического воспитания и развития
детей раннего и дошкольного возраста.
2. Выделить
теоретическое основы формирования здорового образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста.
3. Обобщить и
систематизировать формы, методы, средства формирования основ здорового образа
жизни у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подвести итог
результатов выполненной работы.
Объект исследования: процесс
приобщения к основам здорового образа жизни детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: методика
работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к основам здорового
образа жизни.
Структура работы. Данная курсовая работа
состоит из введения, теоретической главы, которая включает в себя по три параграфов,
заключения и списка использованной литературы. Общий объем курсовой работы
составляет 30 страниц.
Список использованной литературы содержит 24 источника.
Заключение:
Наша курсовая работа посвящена
теоретическому анализу проблемы формирования основ здорового образа у старших
дошкольников. В результате выполнения работы было установлено, что формирование
основ ЗОЖ необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как этот возраст
является критическим: ребенок «пристраивается» к окружающему миру. В этом
возрасте формируются привычки питания, режима дня, одежды, отношение к
физической культуре и пр. Кроме того, в дошкольном возрасте велико количество
детских инфекций и вопросы здоровьесбережения выходят на первый план.
В первом параграфе мы рассмотрели сущность понятий
«здоровье» и «здоровый образ жизни». Во втором установили возрастные
особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников. Третий был
посвящен изучению задач, содержания и форм организации работы ДОУ по
формированию ЗОЖ у дошкольников.
Задача сохранности и укрепления здоровья детей,
знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания
ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное
направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей. Реализация работы по
формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется
через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную
деятельность детей. Важное значение в работе по формированию ЗОЖ приобретает
организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика
не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет
придерживаться принципов здорового образа жизни.
В результате выполнения данного
реферата мы достигли поставленной цели путем решения исходящих из нее задач.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические
основы приобщения к основам здорового образа жизни детей старшего дошкольного
возраста.
1.1. Понятие здорового образа жизни.
Сегодня проблема
угрозы здоровью рассматривается мировым сообществом как одна из угроз
планетарного масштаба — антропологическая
катастрофа, утверждает ученый А. И. Сибиль. Еще в
далекой древности наряду с такими значимыми для человека понятиями как «жизнь»
и «смерть» возникло понятие «здоровье».
Древнегреческий философ Пифагор считал, что здоровье – это равновесие,
гармония всех жизненных сил организма, болезнь же следствие нарушения этого
равновесия. Гиппократ полагал, что здоров тот человек, у которого все органы
уравновешены. Г.Спенсер развил понятие здоровья и включил в него внешние
факторы. Так он считал здоровье результатом равновесия внешних факторов и
внутренних отношений. [24]. Очень
часто понятие здоровья соотносят с физическим состоянием организма. Здоровье
понимают, как отсутствие болезни, нормальное состояние, когда правильно
действуют все органы. [13].
По современным представлениям, здоровье рассматривается
не как сугубо медицинская, а как комплексная проблема, сложный феномен
глобального значения, то есть здоровье определяется как философская,
социальная, экономическая, биологическая, медицинская категории, как объект
потребления, вклада капитала, индивидуальная и общественная ценность, явление
системного характера, динамическое, постоянно взаимодействующее с окружающей
средой. Большой толковый словарь современного языка здоровье объясняет, как
состояние организма, при котором функционируют все его органы.
По определению
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «здоровье — это состояние полного
физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических недостатков». Поэтому здоровье рассматривается не
только как ресурс, а как цель жизни [9].
Мировая наука
предполагает целостный взгляд на здоровье как на феномен, который интегрирует
по крайней мере четыре сферы здоровья: физическую, психическую (умственную),
социальную (общественную) и духовную. Все эти составляющие неотъемлемые друг от
друга, тесно взаимосвязаны, действуют одновременно, а их интегрированное
влияние определяет состояние здоровья человека.
1. Физическое
здоровье — это правильное функционирование всех систем организма, позитивное
отношение к собственному здоровью, стремление к физическому совершенству и
общей физической работоспособности, закаленность организма, соблюдение
рационального режима дня, выполнение требований личной гигиены, правильное
питание.
2. Психическое
здоровье (психологический комфорт) – соответствие когнитивной деятельности
календарному возрасту, развитие произвольных психических процессов, наличие
саморегуляции, адекватных положительных эмоций; отсутствие акцентуаций
характера, вредных привычек.
3. Социальное
здоровье (социальное благополучие) — это, прежде всего,
сформирована гражданская ответственность за
выполнение социальных ролей в обществе; позитивно направленная
коммуникативность; доброжелательность в отношении к людям, способность к
самоактуализации в коллективе, самовоспитания.
4. Духовное
здоровье (душевное) – приоритетность общеобразовательных ценностей; наличие
положительного идеала согласно
национальным и духовным традициям, трудолюбие,
благотворительность, чувство прекрасного в жизни, природе, искусстве. Духовное
здоровье можно определить, как способность личности регулировать свою жизнь и
свою деятельность в соответствии с гуманистическими идеалами, выработанными человечеством
в процессе исторического развития. Именно духовное здоровье является
определяющим в отношении человека к себе, к другим, к обществу и приоритетным в
иерархии аспектов здоровья.
В. А. Сухомлинский
придавал большое значение духовному здоровью личности. В книге «Как воспитать
настоящего человека» он подчеркивал, что «духовное богатство человека — один из
важнейших показателей его всестороннего развития» [7].
Г.С.Никифоров
обозначил следующие концептуальные подходы к определению здоровья [10]:
— Здоровье – это нормальное функционирование организма на всех уровнях.
Человек здоров, если его показатели (анатомические, биохимические,
физиологические и пр.) отклоняются от средних в пределах допустимой нормы.
— Здоровье – это динамическое равновесие
органов, функций, процессов организма, то есть если есть отклонения от нормы,
но они компенсированы каким-то образом, то можно говорить о здоровье.
— Здоровье – это способность организма
адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, поддерживать оптимальную
жизнедеятельность.
— Здоровье – это отсутствие болезни [22].
— Здоровье – это способность к социальной
адаптации и нормальному взаимодействию с окружающим миром.
— Здоровье – это благополучие на физическом,
духовном, умственном и социальном уровнях. Гармоничное взаимодействие
физических и духовных сил индивида [12].
Большая Медицинская Энциклопедия определяет здоровье,
как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие
болезней ими физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное
благополучие». Там же читаем о том, что здоровье – это состояние организма
человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней
средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения. В то же время живой
организм – система неравновесная и все время на протяжении всего развития
меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не
только среда, сколько сам организм [16].
Казначеев В. П. (1989) считает, что здоровье
— это «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических,
физиологических, физиологических, психических функций оптимальной
трудоспособности, социальной активности, при максимальной продолжительности
жизни» [11].
Брехман И.И. (1987) описывает здоровье, как «способность
человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких
изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной,
вербальной и структурной информации [3].
Таким образом, мы видим, что понятие
«здоровье» описывает способность приспособления организма к меняющимся условиям
окружающей среды и является результатом этого взаимодействия. Л. Г. Татарникова выделяет еще один фактор,
влияющий на здоровье человека. Это образ
жизни [24].
Под образом жизни понимается категория,
отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной
жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными
условиями.
Еще философы Древней Греции активно
исследовали связь здоровья и поведения человека, причины долголетия, пути
увеличения продолжительности жизни.
В
произведениях Демосфена, Пифагора, Сократа, Платона мы можем обнаружить
рекомендации по укреплению здоровья, указания профилактического характера:
соблюдение режима дня, режима труда и отдыха, правильного питания, гигиены
тела, одежды, жилища и пр.
Авл Корнелий Цельс (1 в. н.э.) считал, что
здоровый образ жизни способен
предупредить многие болезней, а его отсутствие неизбежно приведет к
физическое немощи, болезням и преждевременному старению.
Марка Фабия Квинтиллиана (I в. н.э.) в своих
трудах отразил педагогические взгляды своего времени на физическое воспитание и
развитие детей. В частности, он отмечал необходимость учета возрастных и
индивидуальных особенностей, рекомендовал использование трех степеней (методов)
обучения: подражание, наставление и упражнение, а также писал о рациональном
чередовании занятий, игр и сна.
В эпоху средневековья громадное внимание
уделялось вопросам здоровья души, не тела. В христианской литературе появляются
рекомендации вести правильный образ жизни, то есть учитывающий заповеди,
соблюдать чистоту души, мыслей, много трудиться, избегать чревоугодия.
В эпоху Возрождения человек «встает в центр
мира». Это уже не только духовное существо, но и телесное. Жизнь становится
ценностью, даром, перестает быть неким этапом подготовки к загробному
существованию. В этот период начинают активно развиваться медицина, анатомия,
физиология.
Позже многие видные ученые занимались
проблемой сохранения здоровья. Так философы (К. Гельвеций Дж. Локк, А. Смит, К.
Маркс другие), психологи (Л.С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие),
ученых-медиков (Н. М. Амосов, Ю. П. Лисицын, В. П. Казначеев, И.И. Брехман, М.
М. Буянов, Б. Н. Чумаков и другие), педагоги (В. К. Зайцев, Л. Г. Татарникова,
В. В. Колбанов, С. В. Попов и другие) писали об этом.
С позиций изложенного понимания феномена здоровья человека происходит от
определения понятия «здорового образа жизни». Согласно данным ученых, здоровье
человека более чем на 50% обусловлено его образом жизни, около 40% —
социальными и природными условиями, а также преемственностью, и лишь 10%
зависит от медицинского обслуживания.
Прежде чем
говорить о термине «здоровый образ жизни» рассмотрим понятие «валеология».
Валеология от латинского «valeo»- быть здоровым
— это направление деятельности, связанное с формированием, укреплением,
сохранением здоровья человека[4]. Можно выделить отдельную ветвь
валеологии – педагогическая валеология. Это наука о приобщении ребенка к
системе знаний о здоровом образе жизни, формировании у него правильных способов
поведения, создании психолого-педагогических условий для сохранения здорового
генофонда. Педагогическая валеология до сих пор находиться в процессе становления,
формирования системы научных взглядов [12].
Цель педагогов
сформировать у дошкольника валеологическую культуру, под которой понимают
совокупность следующих компонентов:
— осознанное
отношение к здоровью, бережное отношение к жизни;
— система знаний о
здоровье, навыки по здоровьесбережению;
— способность
самостоятельно и эффективно решать задачи по здоровьесбережению;
— знания о
безопасном поведении;
— умения по
оказанию элементарной медицинской помощи [4]. Теперь целесообразным
будет остановиться на определении понятия «здоровый образ жизни». Понятие
«здоровый образ жизни» еще в декларации Алма-Атинской Международной конференции
здравоохранения 1978 г. Было определено как «…все в человеческой
деятельности, что касается сохранения и укрепления здоровья, все, что
способствует выполнению человеком своих человеческих функций через деятельность
по оздоровлению условий жизни — труда, отдыха, быта» [18].
Здоровый образ
жизни включает в себя следующие основные элементы:
— плодотворный
труд;
— рациональный
режим труда и отдыха (при правильном режиме вырабатывается четкий и необходимый
ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и
отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению
работоспособности и повышению производительности труда;
— искоренение
вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков), которые
являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни,
снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего
поколения и на здоровье будущих детей;
— оптимальный
двигательный режим, который укрепляет и развивает скелетную мускулатуру,
сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и
многие другие органы, что значительно облегчает
работу аппарата кровообращения и благотворно влияет на нервную систему;
— рациональное
питание, особенно это касается молодежи, обеспечивает правильный рост и
формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой
работоспособности и продлению жизни.
Когда речь идет о
рациональном питании, следует запомнить два основных законах, нарушение которых
опасно для здоровья. Первый закон — равновесие получаемой энергии и расходуемой
энергии. Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим
потребностям организма в пищевых веществах.
— личная гигиена
включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и
обуви, режим дня, соблюдение которых вырабатывает четкий ритм функционирования
организма и создает наилучшие условия для работы и восстановления сил;
— закаливания
человека заключается в том, что под влиянием температурных воздействий, с
помощью природных факторов (солнце, воздух, вода), организм постепенно
становится невосприимчивым к простудным заболеваниям, что позволяет человеку
легче переносить физические и психические нагрузки, меньше утомляться, сохранять
высокую работоспособность и активность.
Итак, при
соблюдении всех этих условий здорового образа жизни каждый человек создает большие
возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения
трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. На
сегодняшний день практически каждый человек имеет массу дел и обязанностей.
Часто ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных
технических проблем человек просто забывает главные истины — он забывает о
своем здоровье.
Дошкольный возраст
относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении
всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных
процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются
быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты
пограничных состояний и невротических реакций.
Не случайно именно в этом возрасте родители и
педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена
настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость,
плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. Но
даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и
участии со стороны окружающих его взрослых. Это
связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни [20]. В старшем дошкольном
возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно
меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» — как «большой,
хороший» (вот здорово!) И «здоровый» — как будто и не болен. Дети по-прежнему
соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы
здоровью как от своего собственного действия («нельзя есть грязные фрукты»,
«нельзя брать еду грязными руками» и др.), так и от внешней среды. При определенной
воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил
гигиены.
Сформированность
отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию
детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом
образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую
психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в
отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Активность,
любознательность, энергичность, с одной стороны, а с другой — подвижность
нервных процессов, склонность инфекционных и простудных заболеваний,
аллергических реакций у детей дошкольного возраста являются важными
предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и
учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с
окружающим миром и дать общие характеристика понятия «здоровый дошкольник».
Таким образом, в нашей
курсовой работе мы будем под здоровым образ жизни понимать активную
деятельность, направленную на сохранение и улучшения здоровья.