Курсовая теория на тему приобщение к народной культуре детей дошкольного возраста посредством изучения русской народной песни.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ИСТОКАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Устное народное творчество как средство духовно- нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников 5
1.2. Психолого-педагогические особенности работы в детском саду по приобщению к истокам устного народного творчества детей старшего дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1 Изучение представлений и знаний дошкольников о произведениях устного народного творчества 14
2.2 Организация работы по приобщению старших дошкольников к истокам устного народного творчества 16
2.3 Оценка эффективности предлагаемых педагогических условий работы по приобщению к истокам устного народного творчества детей старшего дошкольного возраста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Приложение А 35
Введение:
Актуальность темы исследования. Данная тема актуальна, так как национальная культура имеет одно из важнейших значений в развитии ребёнка, а в наше время даже у многих взрослых отсутствует интерес к культуре своего народа.
Поэтому исследовательская деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития этнокультурного воспитания дошкольников, что обусловливает актуальность темы исследования.
Объект исследования: этнокультурный компонент воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью средств устного народного творчества.
Цель данной работы: всесторонне изучить формирование этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью средств устного народного творчества.
Задачи:
1. Проанализировать особенности этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть исторические данные проведения диагностики уровня познаний детей старшего дошкольного возраста в области устного народного творчества.
3. Описать базу проведения диагностики и сделать выборку.
4. Изучить методики диагностики социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику и проанализировать полученные результаты диагностики.
6. Разработать рекомендации по дальнейшей работе на улучшение результатов диагностики.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью средств устного народного творчества, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Разработанная нами программа позволяет в условиях ДОУ целенаправленно воздействовать на изучение истоков устного народного творчества с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют труды Л. А. Венгера [3], Л. С. Выготского [4], Н. В. Новоторцевой [21], Л. Г. Парамоновой [22].
Исследование проходило в два этапа. На первом из них было осуществлено теоретическое обоснование проблемы исследования и диагностика этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Второй этап включал в себя разработку и апробирование методики формирования социально-коммуникативного развития дошкольников.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений
Заключение:
Этнические традиции представляют собой основные формы коллективного опыта, выраженные в социально организованных стереотипах и воспроизводимые этносом в целом или его отдельными значительными частями путем культурной пространственно-временной трансмиссии. Менее всего они представлены в производственной, профессиональной культуре, хотя их доля может быть очень велика в традиционных формах сельского хозяйства и ремесла, художественных промыслов и т.д.; они могут доминировать в морально-этической, этикетной и поведенческой части социальных нормативов; эксплицитно или имплицитно пронизывать почти все виды и аспекты художественного творчества, а также играть определяющую роль в культуре жизнеобеспечения, в особенности в семейно-бытовой части.
Фольклор — явление неоднородное, и его состав, структура и функции исторически менялись. В процессе развития духовной культуры параллельно с фольклором возникали и развивались такие ее формы и виды, которые выполняли функции, изначально свойственные фольклору или влиявшие на состав и иерархическую структуру его функций. Поэтому роль, место и функции фольклора в культуре этноса обусловливались каждый раз историческим типом конкретной системы духовной культуры, в составе которой он возникал или продолжал существовать и функционировать.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном возрасте и от успешности этого процесса зависит его дальнейшее нравственное развитие. В воспитании ребенка с первых лет его жизни важное место занимает формирование нравственных качеств. В процессе общения со взрослыми воспитывается привязанность и любовь к ним, желание вести себя в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Эмоциональная отзывчивость ребенка составляет основу для формирования у него нравственных качеств: удовольствия от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном возрасте формируются чуткость, сострадание, доброта, радость за других.
Социально-коммуникативное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников является дошкольные учебные заведения, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.
По нашему мнению, социально-коммуникативное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемой с помощью определенных методов, к которым относятся: убеждение; рассказ; объяснение; разъяснение; внушение; нравственная беседа; пример; поощрение; наказание. Детям 4-5 лет уже доступно проявление моральных чувств: сопереживания, сочувствия, сострадания, общей радости. Если ребенок преимущественно реагирует на ситуацию, то в этом возрасте он уже может проникать в эмоциональное состояние сверстника, понимать его чувства. Он сам начинает ощущать сопереживание, готовность поддержать сверстников, родных и близких.
Сформированность гуманных чувств побуждает к совершению морально-ценностных поступков не столько по указанию педагога или ожидая его похвалы, сколько из-за привития гуманного отношения к окружающим. Для ознакомления детей с нормами морали нами была успешно использована сказочная народная литература и загадки, коллективным автором которых показаны герои, являющиеся носителем положительных и отрицательных характеристик, в доступной форме описаны конкретные поступки. Дошкольникам становится понятен смысл поступков героев с точки зрения соответствия нормам морали, и возникает желание идентифицировать себя с положительными героями.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ИСТОКАМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников
Сегодня особую остроту приобрела тема актуализации этнического самосознания для поиска пути самобытного культурно-исторического развития народов. В связи с этим возрос интерес к выяснению места и роли этнической культуры в границах общенациональной культуры, и к взаимоотношению этих системных уровней.
Современная культурология исходит из того, что общий массив национальной культуры включает в себя все формы, способы и результаты деятельности, бытующие в данном этносе. А также включает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений, включая иноэтнические заимствования, комплексы и элементы интернациональной общемировой культуры, локальные культурные черты, присущие ряду соседних или родственных этносов [38].
В отличие от общей культуры, специфичная этническая культура охватывает только то, что воспринимается и самим этносом, и его соседями, как характерная именно для него и ассоциируемая с ним. Этническая культура охватывает сферу быта и способы повседневной жизнедеятельности людей, касаясь, прежде всего, социокультурных особенностей локального однородного сообщества. Обряды, обычаи, привычки поведения, характерные народные промыслы и прочие устойчивые черты быта, передаваемые из поколения в поколение, составляют основу этнической культуры. В этом случае вполне правомерно обозначить эту характерную и специфическую область, с одной стороны, как этническую традицию, с другой, как этнический символ.
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи [37].
Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведений, которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь [1].
Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников. Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни [2]. Это колыбельные, потешки, пестушки [10].
В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:
‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;
‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;
‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;
‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;
‒ приучить разыгрывать сказки по ролям;
‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности [6].
Традиционными проблемами нравственного воспитания является вопрос формирования у детей начальных представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к другим людям, собственной деятельности, а также преобразования этих норм в средства самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений с людьми, которые окружают ребенка [4]. Актуальными проблемами нравственного воспитания являются также и собственно формирование гуманного отношения к окружающему, воспитание коллективистской направленности поведения, трудолюбия, морально-волевых качеств (ответственности, честности, скромности и т.д.) [3].