Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Принципы воспитания в царских семьях в России 19 века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ СЫНОВЕЙ В ЦАРСКИХ СЕМЬЯХ XIX ВЕКА 10

1.1 Наследники власти и особый подход к воспитанию 10

1. 2 Особенности воспитания младших сыновей в царских семьях XIX в. 20

ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ДОЧЕРЕЙ В ЦАРСКИХ СЕМЬЯХ XIX ВЕКА 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36

  

Введение:

 

Воспитание – обширное понятие; в разные эпохи оно имело свои задачи, содержание и формы, но главные его составляющие всегда оставались неизменными. На протяжении всего XIX в. под воспитанием понимался процесс целенаправленного, систематического формирования личности человека, раскрытия и совершенствования его природных способностей, нравственных, умственных и телесных сил.

Процесс воспитания является одним из составляющих образования – в то время как обучение отвечает за формирование необходимых в жизни навыков и умений, воспитание отвечает за передачу культурно-нравственного опыта предшествующих поколений. С каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России, так как речь идет о путях социально-культурного развития, о поддерживаемых и разделяемых идеалах.

В современном мире, процесс воспитания часто стандартизируется: современные родители принимают манеру воспитания от своих родителей, а те – от своих. Однако важно понимать, что не каждому ребенку подходят одинаковые воспитательные меры. Причиной тому личностные особенности, которые формируются стихийно и родитель не всегда способен на них повлиять.

Активное внимание исследователей последних лет к таким вопросам, как «история детства», «история семьи», тоже делает актуальной тему воспитания, образования, неофициальных отношений внутри царской семьи, а также особых церемоний, которыми обставлялись главные события жизни всех младших ее членов, особенно царевичей — наследников престола.

Знание системы воспитания царских детей и применение на практике некоторых принципов её организации в значительной мере поможет сформировать нравственный облик молодого поколения.

Поэтому важно учитывать опыт воспитания не только ближайшего к нам столетия, но и других поколений. Сейчас в РФ идет уверенное заимствование традиций и философии времен Российской империи, аргументируя тем, что тот опыт позволил сформировать будущее современного государства. Несмотря на противоречивость данных утверждений, нам кажется актуальным разобраться в процессе воспитания, который был актуален задолго до развала Империи, то есть в XIX веке.

Многие современники начала XIX века стремились запечатлеть своё время на бумаге. Исследователи, изучая документы, дневники, законы, воспоминания, периодическую печать того времени старались выяснить личные стремления стремясь донести до нас то время через свои статьи.

В качестве главного предмета изучения мы обратим внимание на воспитание в императорских семьях, так как именно в них акцент делался на всестороннее развитие личности, которая в будущем сможет управлять государством. Также постараемся обозначить наиболее проблемные точки в воспитании, которые имеют отрицательное воздействие на личность.

В работе будет предпринята попытка рассмотреть детство и юность как один из главных этапов становления личности и изучить процесс воспитания и образования сыновей императоров в контексте их подготовки к будущей государственной службе.

Понятие царские семьи не ограничивается одной лишь правящей семьей. Фактически к данной категории можно отнести всех, кто так или иначе связан родством с династией Романовых.

Степень изученности. Данная тема исследования уже периодически освещалась в историографии.

Так в дореволюционной историографии происходит первичный сбор материала. Здесь прежде всего необходимо выделить работы, в которых затрагивались проблемы традиций воспитания царских детей: фундаментальное исследование Забелина о бытовой обстановке женской половины царского дворца в XVI и XVII веках, обобщающие работы Б.Б. Глинского и И.Н. Божерянова о детстве и юношестве русских императоров, труд Д.Ф. Кобеко о великом князе Павле Петровиче, биографические работы Н.К. Шильдера об императорах Александре I и Николае I, В.Е. Шумигорского о супруге Павла I императрице Марии Федоровне, приумножившей воспитательные традиции царской семьи, работы о

После революции, в советской исторической мысли, тема воспитания царских детей практически не поднималась. Исключением можно считать работу Н. Н. Фирсова представляющую из себя анализ дневников Александра Александровича, в котором также затрагивается детский период императора.

Постсоветская и современная историческая литература отмечена целым рядом работ о представителях дома Романовых. Это работы посвященные особенностям воспитания царских семей в комплексе (М. А. Барашев , А.В. Калякина , А.И. Каменев , Н.М. Коняев и др.) В этих работах речь идет о традициях воспитания детей в семье Романовых, о воспитании и этики русского дворянства. Представлены работы сосредоточенные непосредственно на отдельных членах императорской семьи:

А. Н. Сидорова . «Воспитание великих князей в семьях императоров Николая I и Александра II (подготовка к государственной деятельности)». Работа посвящена изучению воспитания Николая I и Александра II с учетом уклона в правительственную деятельность. Воспитание здесь рассматривается как один из инструментов подготовки царей к престолу.

Е. И. Жерихина . «Европейское путешествие великого князя Николая Николаевича весной 1852 года (по дневнику)». Работа посвящена оценке дневника Николая Николаевича (старшего). Третьего сына Николая I.

Л. В. Глазунова . «Духовно-нравственное воспитание великого князя Константина Николаевича (по письмам Ф.П. Литке и В.А. Жуковского из фондов РГА ВМФ)». Работа вновь посвящена воспитанию одного из сыновей Николая I. Главным источником изучения являются письма Ф. П. Литке и В. А. Жуковского.

Т. С. Федорова . «Основы воспитания и обучения будущего генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича (по дневникам Ф.П. Литке)». Еще один взгляд на воспитание Константина Николаевича.

П.В. Багнаев «Становление Николая II как политического деятеля». В статье рассматривается становление Николая II как правителя, которое начинается с момента воспитания и образования наследника.

Источниковая база строится на материалах следующих типов:

1. Источники личного происхождения

1.1. дневники и воспоминания членов царских семей и приближенных к ним людей, например дневники Константина Константиновича, Марии Федоровны и пр. Данные источники позволят проанализировать процесс воспитания изнутри, через субъективную оценку его субъектов, как родителей наследников и прочих детей, так и самих воспитанников;

1.2. Эпистолярные источники, к которым относится переписка, например письма Ф. П. Липке и В. А. Жуковского. Личная переписка открывает более подробную информацию относительно взаимоотношений, взглядов, принципов. Через них можно проанализировать взгляд на сам процесс воспитания, а также его оценку основными воспитателями царской семьи;

2. Нормативные документы и законодательные акты. Представляют собой ориентир для понимания временного контекста, а также могут служить подкреплением для построения выводов относительно итогов воспитательного процесса;

3. Художественные изображения членов царской семьи и фотографические материалы. Позволяют визуально взглянуть на внутреннюю иерархию семьи, составить впечатление об основном времяпровождении.

Исследование основано на принципах объективности и научного историзма.

В ходе работы были применены как общенаучные методы, в частности анализ, синтез и сопоставление, так и специальные методы исследования:

1. Нарративный метод – изучение личности субъектов и объектов царского воспитания;

2. Историко-генетический метод – выделение особенностей воспитания наследников и членов царских семей

3. Историко-системный метод – изучение процесса воспитания членов царских семей как слаженной системы;

4. Метод актуализации – сопоставление воспитания элиты со современными реалиями;

5. Ретроспективный метод – формирование определенной теории о процессе воспитания по отдельным частям, вроде законодательных актов, мемуаров, изобразительных источников, письме и пр.

Объектом данной работы является царский род Романовых.

Предметом является динамика процесса воспитания в царских семьях XIX века.

Цель данной работы — проанализировать особенности процесса воспитания императорских дочерей и сыновей в России в XIX веке.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Охарактеризовать процесс воспитания, направленный на лиц мужского пола в царских семьях

2. Описать особенности воспитательного процесса применительно к наследникам царской семьи;

3. Проанализировать традиционные представления о воспитании лиц женского пола в царских семьях

Хронологические рамки исследования охватывают все девятнадцатое столетие. Верхней границей исследования является 1800 год. Обосновать это можно тем, что после введения Павлом I указа о престолонаследии (1797г.), был четко определен порядок наследования власти. Из-за этого возникла необходимость в подготовке будущего наследника престола. Нижней границей исследования является 1900 год. Причиной тому тот факт, что следующий предполагаемый наследник престола не дожил до своего царствования, а потому у нас нет возможности так или иначе судить о результате его обучения.

Территориальные рамки исследования включают в себя территорию Российской Империи, так как учитывается проживание субъектов воспитательного процесса в разные временные промежутки в рамках XIX века.

Научная новизна состоит в том, что автором предпринята попытка обобщения и систематизации трудов выдающихся историков.

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы не только в моей будущей профессиональной деятельности, но и обучающимся для повышения образовательного уровня. А также и другими преподавателями для подготовки к уроку.

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав и двух параграфов, списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как отмечалось в начале работы, изучение воспитательных процессов прошлого позволяет отследить изменения в современных процессах образования и при возможности скорректировать современные принципы воспитания для улучшения результата.

Воспитание в семействе Романовых приобрело систематический образ лишь в середине XIX века на примере детей Николая Павловича. Причем «заказчиком» и «архитектором» образовательного процесса выступал сам император, отчетливо понимающий, что именно он хочет видеть в своих детях с учетом государственного плана.

Разделение на наследников и прочих наследников прослеживалось лишь в обучении, в то время как вопросы нравственного воспитания, как и система наказаний и поощрений действовала в одинаковой мере, не только для наследников и великих князей, но и на великих княгинь. Особенно стоит отметить идею о путешествии как итоге образовательного процесса.

Далее, при Александре, разделение на наследников и великих князей продолжилось. Одинаковое образование для всех мальчиков царской фамилии стало нормой лишь при Александре III, который сам стал «жертвой» деления образовательного подхода.

Говоря о воспитании в царской семье нельзя отметить какого-то особого подхода, которым не пользуются современные родители или воспитатели сейчас. Напротив, современный мир демонстрирует весь процесс демократизации через вот такую возможность получать полноценное образование и возможность стать разносторонней личностью. Разница с современным воспитанием заключается лишь в следующих аспектах:

— Наличие телесного наказания;

— Ограниченность родительского контакта;

— Большая загруженность детей;

— Возможность быть учеником профессионала своей области (министры, историки и т.д.);

— Возможность совершать длительные путешествия как элемент образования.

Таким образом, разница заключается как в возможностях представителей царской семьи, так и в традиционных подходах к воспитанию и пониманию места ребенка в семье. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ СЫНОВЕЙ В ЦАРСКИХ СЕМЬЯХ XIX ВЕКА

1.1 Наследники власти и особый подход к воспитанию

Стоит сразу же отметить, что вне зависимости от формы и времени правления, глава государства всегда являлся олицетворением той идеологии или принципов, на которых строится его государство. Он является своего рода примером, на который стоит равняться. Именно поэтому воспитание наследника предполагает собой системный процесс, учитывающий как личность будущего правителя, так и его влияние на будущее государства.

В Российской империи система воспитания наследников формировалась в течении длительного времени. Стоит отметить, воспитание является составной частью образования в современном мире, однако использовать понятие «образование» в рамках изучения воспитания царских наследников также уместно, так как получение определенных теоретических и практических навыков наследниками царской фамилии осуществлялось и с упором на их личность, что связано с процессом воспитания напрямую.

Система воспитания наследников существенно изменилась к XIX веку. Следует отметить что первый император Петр Алексеевич воспитывался в строгих патриархальных традициях, однако большую часть образования получал в отрыве от традиционных, так как Немецкая слобода способствовала многообразию наук. Стоит отметить, что опыт Петра уникален тем, что, несмотря на классическое начальное воспитание, будущий император находился в той атмосфере, которая способствовала развитию его познавательных интересов, которые в будущем стали причиной его тяги к реформаторству.

Характерно что после Петра наследники не получали должного внимания, а потому о какой-либо системе не могли идти и речи. Воспитание Павла Петровича также представляло собой проблемную зону, в которой вскрылись все пагубные последствия пришествия его матери Екатерины Алексеевны к власти. Однако именно с Павла система воспитания наследников приобретает стройные черты. Это можно считать заслугой Н. М. Панина, воспитателя наследника. Панин стремился воспитать из наследника всесторонне развитую личность, которая имея широкий круг интересов способна управлять государством с учетом многих факторов. Положительные плоды воспитания Панина в своём дневнике описывает С. А. Порошин, еще один воспитатель Павла. Так несмотря на свою вспыльчивость наследник отличался тягой к познанию и чувственной натурой. Однако Екатериной наследником был обозначен внук, Александр Павлович, к образованию которого подошли более обстоятельно и систематично. Так Екатерина самостоятельно составила специальное руководство по воспитанию наследника с учетом философии Д. Локка , а также специальную «Бабушкину азбуку» в которой содержались пословицы и сказки специально отобранные и сочиненные лично императрицей .

На примере Павла и его сына Александра можно видеть, что воспитание наследника до XIX века представляло собой не что иное, как воплощение амбиций «воспитателей». Система могла существовать лишь в случае особого внимания «воспитателя».

Наследником чье воспитание пришлось на XIX век стал Николай Павлович, младший брат Александра. Однако проблема заключалась в том, что Николая изначально не готовили в наследники, а потому рассматривать процесс его воспитания в данном случае некорректно и стоит отнести к следующему разделу.

Следующим наследником престола после Николая Павловича стал его сын Александр II. Программу его обучения составлял В. А. Жуковский, известный своей образованностью и особым восприятием мира.

К лету 1826 года Жуковский разработал образовательную программу для наследника, которая строилась на трех этапах:

1) Подготовка к основному процессу обучения. Данный процесс начинается с восьми леи и к тринадцати годам должен подготовить наследника к более сложной программе;

2) Далее начинается более подробное обучение, которое заканчивается в восемнадцать лет.

3) Финальное обучение, представляет собой применение полученных знаний на практике и длится в течении двух лет .

Интересно, что вместе с наследником образовательный план постигали и двое высокородных мальчиков: И. М. Вильегорский и А. В. Паткуль. Молодые люди отличались своими успехами в учебе относительно наследника. Так Вильегорский в освоении программы шел на опережение, в то время как Паткуль постоянно отставал от Александра. Таким образом вокруг наследника была создана микро-школа, в которой наследник имел одновременно соревновательный интерес, но в тоже время имел возможность не чествовать себя последним, а напротив проявлять собственные качества и навыки в сравнении с менее способным учеником.

Отметим, что главным воспитателем наследника был офицер К. К. Мердер. Данный выбор характерен для отца будущего императора, так как Николай имел военную выправку, и был более успешным военным чем правителем. Отсюда и выбор сыну в качестве наставника человека служивого, имеющего представления о муштре и порядке. Мердера довольно подробного характеризовала сестра наследника Ольга Николаевна, которая писала: «Он был прирожденный педагог, тактичный и внимательный. Правилом его работы было развить хорошие черты ребенка и сделать из него честного человека» .

О том, какой отклик имел Мердер от царской семьи и в частности от своего воспитанника указано в его собственных записках. Именно в них можно узнать и о личных предпочтениях наследника, а также о том, как к ним относился отец мальчика: «Наследник получил в подарок следующие сочинения от государя: Les peuples de la Russie ou description des moeurs, usages et costumes des diverses nations de l’Empire de Russie * (Народы России или описание нравов, обычаев и костюмов различных народов Российской Империи с иллюстрациями. Ценное иллюстрированное издание, посвященное народам России); Recueil de petites marines par Bougeau* (собрание маленьких пехотинцев, 1817); Cours d’histoire des etats europeans moderates, par Scholl, les 15 premiers volumes* (Курс истории европейских государств в 15-ти томах). Кроме того, множество различных вещей. Ящик с пистолетами, ружье, саблю, бюст Петра Великого из композиции. Государыня императрица изволила подарить: прекрасную турецкую саблю, виц-мундир Кавалергардского полка, 27 тарелок и 5 больших чашек, с хорошенькими рисунками, представляющими русские войска в разных видах и разных родов. Сочинения доставили великому князю наибольшее удовольствие, до других предметов он был совершенно равнодушен» .

По данному отрывку видно, что наследник тяготеет к наукам, а не военному искусству или игре как к таковой. Примечательно, что дорогой для наследника подарок сделал именно отец, однако стоит отметить, что подарки академического характера соседствуют с подарками военного плана. Это отмечает желание Николая видеть в наследнике, прежде всего многостороннего правителя, разбирающегося как в делах мира, так и в делах войны.

В. А. Жуковский преподавал наследнику, как общую грамматику русского языка, так и начальные знания по дисциплинам химии и физике. Жуковский сформулировал основные правила, которые должен был, по его мнению, соблюдать будущий монарх:

1) Закон превыше всего, а потому его необходимо чтить. Лишь чтящий закон правитель может быть уверен в том, что эти законы будут соблюдаться его подданными. В противном случае подобного от подданных ожидать не стоит;

2) Необходимо просвещать подданных, так как из слепых рабов куда проще сделать мятежников, чем из людей просвещенных;

3) Необходимо уделять вниманию общему мнению;

4) Свобода и правосудие также должны пользоваться уважением со стороны правителя;

5) Управление должно осуществляться за счет порядка, а не силовых методов;

6) Необходимо следовать собственным обещаниям, так как иное становится причиной недоверия, а от него уже следуют потеря уважения и отсутствие сильной власти;

7) Вокруг правителя должны быть достойные помощники;

8) Уважение необходимо выказывать и народу, так как на его любви держится власть, а также становится признан представителями других держав;

9) Управление нацией также должно строится на любви, так как именно она является одним из факторов нахождения правителя у власти;

10) Необходимо иметь место добродетели, но также не позволять пользоваться ею другим и быть доверчивым .

Стоит отметить, что в конце обучения Александр Николаевич совершил путешествие по стране. Данный элемент был привнесен отцом наследника, основанный на личном опыте императора. В 1837 году наследником престола были посещены как центральная часть империи, так и дальние регионы: Кавказ и Сибирь.

Через год он отправился в Европу, по которой путешествовал также в течение года. После возвращения из Европы курс обучения для цесаревича закончился.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы