Исламоведение Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Принципы воспитания детей в исламских семьях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1.Обучение и воспитание в исламской педагогике 6

1.1 Основы воспитания и обучения мусульман по Корану 6

1.2Понятие религиозного воспитания и образования согласно исламу 10

Глава 2. Принципы исламской религии по отношению к воспитанию детей. 17

2.1 Особенности семейного воспитания и образования в исламской традиции. 17

2.2. Обязанность и исламская ответственность родителей за воспитание детей в современной семье. 20

Заключение 28

Список использованных источников и литературы 31

  

Введение:

 


Вопросы воспитания человека, формирования его личности относятся к актуальным проблемам современности и представляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: антропологии, философии, социологии, психологии, педагогики и др.

На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора как религия.

Ислам провозглашает братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявляет о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни. На современном этапе немаловажным является научная разработка религиозно-педагогической культуры в учении Ислама, что в свою очередь предполагает вычленение прогрессивных направлений этой проблемы и определение их значимости в распространении и внедрении на современном этапе развития общества. Актуальность исследования связана с социальными потребностями и предопределена необходимостью в практическом осмыслении сущности исследуемого вопроса, познаний сущностной стороны педагогических основ исламского воспитания в современных условиях светского общества.

В качестве источников были использованы Коран (в переводе И.Ю. Крачковского. Это самый известный перевод Корана на русский язык, еще со времен советской эпохи), Сунна, труды мусульманских авторов, в свою очередь, литература представлена монографиями отечественных и зарубежных ученых, посвященных данной проблематике, а также материалами научных периодических изданий и ресурсами интернета.

Рассмотрение мусульманской модели образования невозможно без обращения к трудам ранних мусульманских мыслителей: Абу-Али ибн-Сины, Насиретдина Тусси, Абу Наср аль-Фараби, Имама аль-Газали.

Педагогическое содержание ислама рассматривали в своих трудах великие исламские ученые-богословы и наставники, основатели мазхабов-религиозно-правовых школ в исламе — имамы: Абу-Ханифа (Ну’ман ибн Сабит), Ахмад (Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал аш-Шайбани), Малик (Малик ибн Анаса), Мухаммад аш-Шафи’и (Мухаммад ибн Идрис).

Духовно-нравственный потенциал исламского образования раскрыт в учебном пособии Калимуллина Р.Х. «Исламское образование в духовных образовательных организациях», статье Хабибуллиной Г.Ю. «Педагогическая система образования в исламе».

Объектом исследования выступает сущность образования и воспитания в исламском мире

Предметом исследования является изучение принципов воспитания детей в исламских семьях.

Целью работы является выявление основных направлений воспитательной практики в исламских семьях.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• Раскрыть понятие религиозного воспитания.

• Раскрыть характер исламских традиций в образовании и воспитании.

• Охарактеризовать особенности семейного воспитания в исламской традиции.

• Рассмотреть развитие образования и воспитания в исламских странах.

• • Проанализировать обязанности родителей в воспитании детей в современной семье

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• психолого-педагогический, теоретический анализ;

• методы анализа методической литературы по исследуемой проблеме;

• общенаучный, диалектический метод познания социальных процессов и явлений.

Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования содержащихся в ней выводов для углубленного изучения и понимания принципов воспитания детей в исламских семьях, роли родителей в формировании личности, прав и обязанностей, как родителей, так и детей в исламских семьях.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами её написания и включает в себя введение, два раздела, заключение и перечень использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанных возрастанием проявлений; экстремизма со стороны ряда представителей мусульманского мира, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли исламского мира.

Ислам — государственная религия мусульманских стран, что дает ему сильную культурную и политическую базу. Она регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что Ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Мусульманские традиции воспитания включают в себя:

• власть, основанную на любви;

• постепенное усиление самодисциплины и ответственности;

• родительское руководство, учитывающее интересы ребенка;

• уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи;

• разумные рамки поведения;

• справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях.

Эта система существует более 14 веков.

Ислам располагает огромным потенциалом, который направлен на воспитание культуры, толерантности и налаживание межрелигиозного диалога. Немаловажное значение в этом должно сыграть религиозное просвещение, нацеленное на правильное преподнесение исламских ценностей, воспитание веротерпимости на основе коранического учения, формирование верного представления о последователях других религий, вовлечение верующих в различные сферы общественной жизни и т.п.

Проблема поиска новых социально-нравственных ориентиров в нашем обществе конца XX — начала XXI веков как показатель его глубинного социально политического и идеологического переустройства стоит остро по сей день и требует взвешенного отношения к имеющимся в его распоряжении источникам и возможностям духовного возрождения. Активную позицию духовного «исцелителя» нравственного сознания граждан, в частности, все последние годы занимала религия. Активно пропагандируя как само учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели представляют собой влиятельное крыло в системе общественного воспитания.

Основы воспитания закладываются в семье, ведь только родители хорошо знают об особенностях психологии своих детей и умеют должным образом подойти к ним и проникнуть в их чистые и невинные души, используя в деле их формирования и ориентации наилучшие методы. Люди, воспитанные на истинных ценностях Ислама, разными методами добиваются любви детей, стараются сблизиться с ними с учётом их возраста и развития, шутят с ними, поддерживают в хорошем и осуждают в плохом. Исламское воспитание приводит к обретению юными душами наилучших человеческих достоинств, прививает такие высокие нравственные качества, как любовь к другим людям, привычка оказывать поддержку слабым и поддерживать связи с родственниками, уважение к старшим, проявления милосердия к младшим, ощущение радости от совершения благих дел. «Праведность – от Аллаха, а воспитанность – от родителей».

Главное в религиозном преподавании и воспитании — это приобщение ребенка с самого рождения к Вере. Обучение его столпам ислама. Принцип шариата – комплекс предписаний и норм, регулирующих поведение, как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества

Философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль.

Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности. Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов: внутреннее восприятие (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом (вручением себя Аллаху с чувством зависимости). Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова.

Таким образом, вера без дел греховна, и лишь единство веры и добродетели представляет нравственную ценность. Это главный принцип исламской социально-нравственной доктрины. Долг родителей перед своими детьми состоит в том, чтобы дать им нравственное благовоспитание и привить добродетельность. Все это возможно только путем знаний и стремления к истине, таково требование ислама.

Итак, понимание морали и нравственности в мусульманской семье огромно. Традиционное исламское воспитание включает четко прописанные правила воспитания ребенка, начиная с первых дней рождения. В Коране обозначены все нормы и правила, которым неукоснительно должны следовать родители, а также обозначен широкий спектр прав детей, начиная с права на жизнь (запрет абортов), так и право на образование, обеспечение всем необходимым для нормального физического и умственного развития.

Ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируют на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становится высоконравственной и сильной личностью.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.Обучение и воспитание в исламской педагогике

1.1 Основы воспитания и обучения мусульман по Корану

Особенность воспитания мусульман состоит в том, что благодаря тесному переплетению народной культуры и исламского учения оно осуществлялось повседневно, ежечасно. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды, следовавшие в своем развитии как традиции, сложившейся под влиянием природно-исторических условий, так и предписаниям Корана, оказывали на подрастающего мусульманина комплексное и мощное воспитательное воздействие.

Можно выделить следующие методы исламского воспитания:

• погружение ребенка в широкий, многомерный мир исламской культуры;

• словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;

• пример родителей, близких людей, всего окружения;

• многократные упражнения ребенка в совершении богоугодных поступков.

Конечно, выделение этих воспитательных методов в значительной степени условно, так как на практике они переплетаются и воздействуют одновременно, поэтому их лучше рассматривать в комплексе.

Ключевыми компонентами исламского воспитания выступают: вера во Всевышнего; духовное развитие; развитие интеллекта; самосовершенствование; здоровый образ жизни; жизнь по шариату. Остановимся на них подробно.

Вера во Всевышнего. В своей жизни человек опирается на жизненный опыт, сформированный предыдущими поколениями. Высокие чувства, основанные на авторитете добро ты, дружбы, любви, творчества

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы