Курсовая теория на тему Принципы воспитания детей в исламских семьях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Обучение и воспитание в исламской педагогике 6
1.1 Основы воспитания и обучения мусульман по Корану 6
1.2Понятие религиозного воспитания и образования согласно исламу 10
Глава 2. Принципы исламской религии по отношению к воспитанию детей. 17
2.1 Особенности семейного воспитания и образования в исламской традиции. 17
2.2. Обязанность и исламская ответственность родителей за воспитание детей в современной семье. 20
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 31
Введение:
Вопросы воспитания человека, формирования его личности относятся к актуальным проблемам современности и представляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: антропологии, философии, социологии, психологии, педагогики и др.
На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора как религия.
Ислам провозглашает братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявляет о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни. На современном этапе немаловажным является научная разработка религиозно-педагогической культуры в учении Ислама, что в свою очередь предполагает вычленение прогрессивных направлений этой проблемы и определение их значимости в распространении и внедрении на современном этапе развития общества. Актуальность исследования связана с социальными потребностями и предопределена необходимостью в практическом осмыслении сущности исследуемого вопроса, познаний сущностной стороны педагогических основ исламского воспитания в современных условиях светского общества.
В качестве источников были использованы Коран (в переводе И.Ю. Крачковского. Это самый известный перевод Корана на русский язык, еще со времен советской эпохи), Сунна, труды мусульманских авторов, в свою очередь, литература представлена монографиями отечественных и зарубежных ученых, посвященных данной проблематике, а также материалами научных периодических изданий и ресурсами интернета.
Рассмотрение мусульманской модели образования невозможно без обращения к трудам ранних мусульманских мыслителей: Абу-Али ибн-Сины, Насиретдина Тусси, Абу Наср аль-Фараби, Имама аль-Газали.
Педагогическое содержание ислама рассматривали в своих трудах великие исламские ученые-богословы и наставники, основатели мазхабов-религиозно-правовых школ в исламе — имамы: Абу-Ханифа (Ну’ман ибн Сабит), Ахмад (Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал аш-Шайбани), Малик (Малик ибн Анаса), Мухаммад аш-Шафи’и (Мухаммад ибн Идрис).
Духовно-нравственный потенциал исламского образования раскрыт в учебном пособии Калимуллина Р.Х. «Исламское образование в духовных образовательных организациях», статье Хабибуллиной Г.Ю. «Педагогическая система образования в исламе».
Объектом исследования выступает сущность образования и воспитания в исламском мире
Предметом исследования является изучение принципов воспитания детей в исламских семьях.
Целью работы является выявление основных направлений воспитательной практики в исламских семьях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие религиозного воспитания.
• Раскрыть характер исламских традиций в образовании и воспитании.
• Охарактеризовать особенности семейного воспитания в исламской традиции.
• Рассмотреть развитие образования и воспитания в исламских странах.
• • Проанализировать обязанности родителей в воспитании детей в современной семье
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• психолого-педагогический, теоретический анализ;
• методы анализа методической литературы по исследуемой проблеме;
• общенаучный, диалектический метод познания социальных процессов и явлений.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования содержащихся в ней выводов для углубленного изучения и понимания принципов воспитания детей в исламских семьях, роли родителей в формировании личности, прав и обязанностей, как родителей, так и детей в исламских семьях.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами её написания и включает в себя введение, два раздела, заключение и перечень использованных источников и литературы.
Заключение:
В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанных возрастанием проявлений; экстремизма со стороны ряда представителей мусульманского мира, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли исламского мира.
Ислам — государственная религия мусульманских стран, что дает ему сильную культурную и политическую базу. Она регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что Ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Мусульманские традиции воспитания включают в себя:
• власть, основанную на любви;
• постепенное усиление самодисциплины и ответственности;
• родительское руководство, учитывающее интересы ребенка;
• уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи;
• разумные рамки поведения;
• справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях.
Эта система существует более 14 веков.
Ислам располагает огромным потенциалом, который направлен на воспитание культуры, толерантности и налаживание межрелигиозного диалога. Немаловажное значение в этом должно сыграть религиозное просвещение, нацеленное на правильное преподнесение исламских ценностей, воспитание веротерпимости на основе коранического учения, формирование верного представления о последователях других религий, вовлечение верующих в различные сферы общественной жизни и т.п.
Проблема поиска новых социально-нравственных ориентиров в нашем обществе конца XX — начала XXI веков как показатель его глубинного социально политического и идеологического переустройства стоит остро по сей день и требует взвешенного отношения к имеющимся в его распоряжении источникам и возможностям духовного возрождения. Активную позицию духовного «исцелителя» нравственного сознания граждан, в частности, все последние годы занимала религия. Активно пропагандируя как само учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели представляют собой влиятельное крыло в системе общественного воспитания.
Основы воспитания закладываются в семье, ведь только родители хорошо знают об особенностях психологии своих детей и умеют должным образом подойти к ним и проникнуть в их чистые и невинные души, используя в деле их формирования и ориентации наилучшие методы. Люди, воспитанные на истинных ценностях Ислама, разными методами добиваются любви детей, стараются сблизиться с ними с учётом их возраста и развития, шутят с ними, поддерживают в хорошем и осуждают в плохом. Исламское воспитание приводит к обретению юными душами наилучших человеческих достоинств, прививает такие высокие нравственные качества, как любовь к другим людям, привычка оказывать поддержку слабым и поддерживать связи с родственниками, уважение к старшим, проявления милосердия к младшим, ощущение радости от совершения благих дел. «Праведность – от Аллаха, а воспитанность – от родителей».
Главное в религиозном преподавании и воспитании — это приобщение ребенка с самого рождения к Вере. Обучение его столпам ислама. Принцип шариата – комплекс предписаний и норм, регулирующих поведение, как на уровне отдельного человека, так и на уровне общества
Философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Именно поэтому в мусульманских семьях воспитанию детей отводится главенствующая роль.
Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности. Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов: внутреннее восприятие (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом (вручением себя Аллаху с чувством зависимости). Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова.
Таким образом, вера без дел греховна, и лишь единство веры и добродетели представляет нравственную ценность. Это главный принцип исламской социально-нравственной доктрины. Долг родителей перед своими детьми состоит в том, чтобы дать им нравственное благовоспитание и привить добродетельность. Все это возможно только путем знаний и стремления к истине, таково требование ислама.
Итак, понимание морали и нравственности в мусульманской семье огромно. Традиционное исламское воспитание включает четко прописанные правила воспитания ребенка, начиная с первых дней рождения. В Коране обозначены все нормы и правила, которым неукоснительно должны следовать родители, а также обозначен широкий спектр прав детей, начиная с права на жизнь (запрет абортов), так и право на образование, обеспечение всем необходимым для нормального физического и умственного развития.
Ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируют на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становится высоконравственной и сильной личностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Обучение и воспитание в исламской педагогике
1.1 Основы воспитания и обучения мусульман по Корану
Особенность воспитания мусульман состоит в том, что благодаря тесному переплетению народной культуры и исламского учения оно осуществлялось повседневно, ежечасно. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды, следовавшие в своем развитии как традиции, сложившейся под влиянием природно-исторических условий, так и предписаниям Корана, оказывали на подрастающего мусульманина комплексное и мощное воспитательное воздействие.
Можно выделить следующие методы исламского воспитания:
• погружение ребенка в широкий, многомерный мир исламской культуры;
• словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;
• пример родителей, близких людей, всего окружения;
• многократные упражнения ребенка в совершении богоугодных поступков.
Конечно, выделение этих воспитательных методов в значительной степени условно, так как на практике они переплетаются и воздействуют одновременно, поэтому их лучше рассматривать в комплексе.
Ключевыми компонентами исламского воспитания выступают: вера во Всевышнего; духовное развитие; развитие интеллекта; самосовершенствование; здоровый образ жизни; жизнь по шариату. Остановимся на них подробно.
Вера во Всевышнего. В своей жизни человек опирается на жизненный опыт, сформированный предыдущими поколениями. Высокие чувства, основанные на авторитете добро ты, дружбы, любви, творчества