Курсовая теория на тему Принципы научного управления (основоположники Тейлор, Эмерсон, Файоль)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теория организации и её место в практике управления 4
2. Школа научного управления 17
3. Школа административного управления 26
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Вопрос об управлении представляет собой по сути дела один из многочисленных вопросов, которые ставятся перед человеком и современностью, и не может быть выделен из общего хода развития событий. До появления научных основ управления решение управленческих задач опиралось в основном на здравый смысл и расчет. В настоящее время эффективное управление предполагает опору на систематизированный опыт и организованную форму знаний.
Цель данного исследования заключается в анализе, обосновании и выявлении принципов научного управления.
Комплексный междисциплинарный характер указанной проблемы обусловливает необходимость ее рассмотрения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить сущность теории организации и её место в практике управления;
2) рассмотреть школу научного управления;
3) описать подходы школы административного управления.
Объект исследования – теория организации как наука.
Предмет исследования – принципы научного управления.
Заключение:
Научные направления XX века и воздействие общественных наук создали предпосылки для появления нового научного направления – философии управления.
Ф. Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности. Ф. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы «научного менеджмента» смогут заменить устаревшие авторитарные методы управления. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции.
Один из сторонников Ф. Тейлора, американским инженер-механиком Г. Эмерсоном, было предсталено понятие производительности, или эффективности. По его мнению, эффективность — это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Эмерсон отмечает: «Работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные. Идти пешком со скоростью четырех миль в час — это занятие производительное, но не напряженное; идти со скоростью шесть миль в час — это занятие крайне напряженное, но совершенно непроизводительное; при таком темпе ходок через полтора-два часа выдыхается и дальше идти не может
Классическая школа управления (А. Файоль) в основе своей продолжает первую самостоятельную школу в науке руководства, научную, главная идея которой заключается в разработке научных принципов и методов, способных наилучшим образом организовать работу и максимально повысить трудовую производительность. Другими словами, школа научного управления в менеджменте своей первостепенной задачей считала усовершенствования рабочего процесса.
Классическая школа управления создала систему универсальных принципов, связанных с двумя аспектами. Один из них — рациональная система управления, которая объединяла различные функции бизнеса: производство, финансы и маркетинг. Второй аспект касается построения структуры организации и управления.
Трансформация общества и глобализационные процессы требуют более эффективного управления. Решить данный вопрос сможет только философия управления. Названные теоретические подходы, объединяемые философией управления, позволят управлять сложными социальными системами глобального общества на практике.
Фрагмент текста работы:
1. Теория организации и её место в практике управления
Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас действительности (Е.Ф. Яськов).
Теория организации имеет связи со смежными дисциплинами: математикой, теорией вероятностей, информатикой, статистикой, логикой, теорией игр, графиков, матриц и рядом других наук.
Как самостоятельная наука выделилась из социологии – науки, изучающей общественные структуры и социальные процессы в структурах.
Методологические основы теории организации опираются на исследования в области социологии труда, с учетом его характера и содержания:
1. Психологию. Психическое отражение индивидуумом объективной реальности в деятельности человека.
2. Социальную психологию – которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в группах.
3. Кибернетику – (греч. – искусство управления)- науку об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах в обществе.
Понимание организации как объекта управления создает основу для исследования непосредственно системы управления.
Ученым, который начал исследовать организацию, был Ф.У. Тейлор как основатель классической школы менеджмента («Принципы научного управления», 1911 г.). Позже появлялись труды ученых – представителей других школ менеджмента, которые развивали и дополняли подходы к изучению организации: Э. Мэйо, М. П. ФоллеттА, П. ДрукерА, И. АнсоффА и другиеХ. Эволюцию менеджмента рассмотрено в трудах многих современных ученых, в частности В. Токарева и Е. Шековой.
Научные представления об организации как объекте управления начали формироваться в рамках школ менеджмента. Отметим, что для первых школ менеджмента характерным было рассмотрение организаций с целью выявления определенных факторов, которые предоставляли возможность повышать экономическую эффективность деятельности. Поэтому в первые периоды развития науки управления обращалось внимание лишь на отдельные аспекты деятельности.
Как самостоятельная наука, теория организации выделилась в начале прошлого века. Основоположником теории науки стала наука тектология (строить, творить). Исходным пунктом теории организации является признание за этой теорией особого подхода к изучению каждого явления материального и духовного мира с позиций организационного опыта. С этой точки зрения любой исследуемый объект может быть рассмотрен как отношение между частями целого или целого с окружающей внешней средой. При этом выясняется, что законы организации единые для всех объектов, а самые разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей.
Теория организации изучает общие закономерности функционирования и развития всех типов организаций как сложных открытых, динамических систем, имеющих цель.
Теория организации как наука понимается как совокупность принципов и идей, обобщающих практический опыт человека о процессах и явлениях организации, а также рассматривает организационные системы, коммуникации в организации, самоорганизации и самоуправления, законы и принципы организации, организационную культуру, функциональный аудит организаций (А.Г. Фаррахов).
Наиболее распространенным классификационным подходом к рассмотрению моделей организации является разделение на механистические и органические. Органическая модель организации возникла позже и считается более эффективной в высококонкурентных условиях современных рынков. В.А. Василенко предлагает другой довольно распространенный подход к теоретическому описанию функционирования организации: неоклассическая, институциональная, эволюционная, предпринимательская теории организаций.
При этом наиболее перспективным направлением развития теоретических основ организации исследователь считает интеграционную теорию, согласно которой не предприятие выступает объектом развития (управления), а общественно значимый устойчивое развитие реализуется помощью предприятия. Однако стоит отметить, что приведенные классификации возникают или описания характерных черт, или определяющих факторов успеха на определенных этапах развития общества.
Под моделями организации ученый понимает формы совместной деятельности людей. Ф. Лалу выделяет красные, янтарные, оранжевые, зеленые и бирюзовые организации.
Если первые две возникли в начале развития человечества, то последние характерны для современного бизнеса. Первые школы менеджмента и представление об организации сформировались в пределах оранжевых организаций, ценностями которых новаторство, ответственность и меритократия. Автор отмечает, что все традиционные концепции менеджмента соответствуют именно этому этапу развития организаций. Зато зеленые и бирюзовые организации предлагают другой набор ценностей, среди которых: самоуправления, целостность, эволюционная цель.