Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Принципы государственного управления по Конституции РСФСР 1918г.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Общая характеристика Конституции 1918 года 6
1.1 Понятие Конституции 6
1.2 Политико-правовой анализ 11
2. Особенности построение государственной власти по Конституции 1918 года 19
2.1 Принципы советской федерации 19
2.2 Принципы организация местной власти в советский период 26
Заключение 32
Список литературы 35

  

Введение:

 

Конституционные преобразования продолжают осуществляться с различной периодичностью, охватывая различные политико-правовые сферы, в орбиту решения которых включены вопросы укрепления властной вертикали, разграничения полномочий, избирательные правоотношения и др.
Однако проводимые конституционные реформы могут проводиться лишь в рамках конституционности и не должны нарушать стабильность Конституции РФ, которая пока не исчерпала свой потенциал. Основные ее положения должны внедряться в общественное сознание и восприниматься обществом как важнейший элемент стабильного развития Российского государства. И такой ориентир главы государства на конституционную стабильность достоин поддержки.
Октябрьская революция, без преувеличения, стала краеугольным камнем всей отечественной истории. Именно тогда был сделан важнейший как для всего двадцатого века, так и для наших дней политический, экономический и культурный выбор страны. Россия стала союзным социалистическим государством, построенным на идеологической базе марксизма-ленинизма. Впоследствии именно вокруг РСФСР как политического центра объединятся союзные республики и будет создан СССР.
Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего юридического документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы, партия, профсоюзы).
В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся В первые месяцы советской власти система органов власти и управления в центре и на местах. Конституция являлась свидетельством легитимности, стабильности новой власти, обязательным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.
Конституция РСФСР 1918 года была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года и вступила в силу 19 июля после публикации в «Известиях ВЦИК». Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти. Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.)
При этом нам будет интересен период первых лет советской власти, правовым отражением которого стала Конституция РСФСР 1918. Этот важнейший, в первую очередь своим идеологическим значением, исторический правовой документ является памятником эпохи Гражданской войны, политики военного коммунизма и диктатуры пролетариата.
Несмотря на то, что «Основной закон» менялся позже в 1924, 1936 и 1977 годах, Конституция 1918 года стала первым базовым декларативным конституционным актом советского государства. Идеи и принципы Конституции РСФСР 1918 года большей частью будут заимствованы последующими советскими конституциями, где получат свое развитие. Стоит особо отметить, что именно в 1918 году были впервые закреплены юридически система советской власти, организация этой власти, а также основы социалистического народовластия и правовое положение трудящихся.
Тогда же, с принятием этого эпохального акта, являющегося порождением острейшей политической борьбы в нашей стране, начинает формироваться революционная законность, как принципиально новая система права, качественно новый подход ко всему комплексу общественных отношений.
Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.
Цель работы – рассмотреть принципы государственного управления по Конституции РСФСР 1918г.
Поставленная цель может быть реализована с помощью следующих задач:
— рассмотреть понятие Конституции как основного закона;
— дать политико-правовой анализ;
— исследовать принципы советской федерализма;
— рассмотреть принципы организация местной власти в советский период.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в ходе определения принципов государственного управления по Конституции РСФСР 1918 года.
Предмет работы – нормы права, регулирующие правоотношения, возникающие в ходе определения принципов государственного управления по Конституции РСФСР 1918 года.
При написании работы были использованы частно- и общенаучные методы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, при рассмотрении темы были сделаны следующие выводы.
Фиксируя наиболее значимые общественные отношения, основополагающие и принципиальные устои общества, Конституция РФ играет роль правовой базы для текущего законодательства, в котором раскрываются и конкретизируются ее положения. Здесь важно подчеркнуть, что остальное законодательство не должно дополнять или «развивать» Основной закон.
Основанная на современных идеях конституционализма, таких как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, Конституция Российской Федерации принципиально отличается от предыдущих актов конституционного законодательства нашей страны.
При этом необходимо было сбалансировать права и свободы человека и гражданина, интересы индивидуума, общества и государства, пребывая в рамках законности и демократичности и объединив власть и народ общей идеей верховенства права.
Именно Конституция как легитимный акт внесла стабильность в общественные отношения и сама служит образцом стабильности. Конституция формирует и обеспечивает политическое единство народа – одну из гарантий стабильности общественного развития.
Основу органов государственного управления (исполнительно-распорядительная функция) представительных органов государственной власти РСФСР, а потом и СССР до 1946 г. представляли так называемые народные комиссариаты — наркоматы и приравненные к ним ведомства. По смыслу первого Декрета Советской власти «Об учреждении СНК» (СУ РСФСР. 1917. N 1. Ст. 1) наркоматы образовывались на базе прежних министерств. Во всяком случае, аппарат этих министерств, в основном центральный, был использован большевиками, несмотря на саботаж чиновничества и стремление самих большевиков уничтожить старую государственную машину. Но оказалось, что в некоторых областях жизни: пути сообщений, почта, телеграф, финансы и т.д. сделать это невозможно из-за риска оказаться в каменном веке. Поэтому в этих областях после небольшого романтического периода увлеченностью марксовыми идеями большевики использовали старый аппарат на 80 — 90%. Разумеется, здесь необходимо сделать оговорку, что стандарты налаженной работы в этих областях тем не менее очень скоро оказались чисто советскими. Там же, где большевики присваивали государству по идеологическим соображениям особые функции, воспользоваться старым аппаратом — оборона, внешняя торговля, юстиция, внешние сношения и другая работа они не могли быть налажены очень долго.
Причина этой неустроенности была в общем-то банальной. Коммунистическая утопия строится на концепции самоуправляемости общества, основу которой составляет сознательный индивид, его сознательность обусловлена осознанием им правильного соотношения личных и общественных интересов. Весьма возможно, что в рамках небольших коллективов такая самоуправляемость достижима. Но достижение это обусловливается всегда основательной промывкой мозгов и уничтожением собственного «я» индивида. По этой причине большевикам просто неоткуда было взять кадры грамотного советского чиновничества. Мы не случайно выделяем слово «грамотный». У всех поколений советских руководителей не было полноценного высшего образования, что уж говорить о вождях рангом пониже! Очень скоро на собственном опыте большевики убедились в правоте слов Макса Вебера о том, что у современного государства один выбор: либо быть дешевым и управляться богачами, либо быть дорогим и управляться профессиональными чиновниками. Фактически в 1918 г. Вебер гениально предсказал, что диктатура пролетариата в России неизбежно переродится в диктатуру бюрократа.
Сама советская доктрина рассматривала народные комиссариаты в качестве своеобразных комиссий — отделов ВЦИК, что придавало им черту прежних коллегий. Во всяком случае, очень долго — до 1946 г. структурно наркоматы скорее напоминали гибрид министерства и коллегии. В них сочеталась единоличная власть и ответственность наркома за порученное ему дело с полномочиями членов коллегии наркомата, тоже самостоятельно несших ответственность за отдельные участки работы ведомства. Кроме того, члены коллегии не были подотчетны наркому, поскольку назначались не им, а СНК. Обжаловать решение наркома в СНК или ВЦИК мог любой член коллегии наркомата.
Своей структурой наркоматы весьма напоминали прежние министерства: нарком (народный комиссар), его заместители, коллегия наркомата, отраслевые отделы наркомата и канцелярия. Для придания большей слаженности работе центрального аппарата управления большевики очень рано ввели должность уполномоченного того или иного наркомата при соответствующем органе власти и управления. В этой роли чаще всего выступали члены коллегий наркоматов, что, несомненно, придавало им вес.
Всего по Конституции 1918 г. было создано 17 наркоматов (ст. 43), но к ним, без сомнения, следует прибавить восемнадцатый — ВЧК. Это учреждение не упоминается в тексте Основного Закона, но статус и полномочия этого «карающего меча революции» не вызывают сомнения в его действительном характере.
В связи с вступлением РСФСР в СССР происходят весьма крупные изменения в системе органов государственной власти управления, особенно в центре.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Общая характеристика Конституции 1918 года
1.1 Понятие Конституции

Конституция является Основным законом государства, который выражает волю всего общества и закрепляет основы государственного и общественного строя, свободы и права человека и гражданина. Она устанавливает основы отношений государства с обществом и человеком, очерчивая круг его функций.
Термин «конституция» получил распространение еще в Древнем Риме и применялся для обозначения определенных правовых актов императора (одновременно с эдиктами, декретами и т. д.). В феодальную эпоху наряду с «конституцией» вошел в употребление термин «основной закон», используемый в наши дни как синоним понятия «конституция». Само рассматриваемое нами понятие применяется на протяжении многих столетий, однако и во времена античности, и в эпоху средневековья его значение не соответствовало современному. Конституция государства в современном понимании — это правовой акт, обладающий высшей юридической силой, представляющий собой юридический фундамент общественной и государственной жизни, своеобразный признак государственности, основной источник национальной правовой системы.
В качестве Основного закона государства, Конституция РФ устанавливает форму политического существования общества, систему, порядок формирования и функционирования государственных органов, закрепляет свободы и права гражданина и человека. Отвечая конституционным нормам, оно призвано наполнять их конкретным содержанием. Конституционные же нормы сохраняют высшую юридическую силу по отношению к текущему законодательству. Конституцию от обычных законов отличают долговечность и стабильность. Эти качества определяются двумя обстоятельствами. Во-первых, ввиду абстрактного содержания Основного закона он не подвержен частым изменениям, а во-вторых, жестко регламентированная процедура по внесению в него изменений и дополнений позволяет гарантировать его долговечность и жизнеспособность.
Таким образом, остальные законы и правовые акты государственных структур власти должны отвечать нормам Конституции. Документы, противоречащие конституционным нормам и принципам, должны быть отменены. Мировая конституционно-правовая теория не выработала единой точки зрения на содержание конституции.
Основные законы разных стран представляют собой довольно пеструю картину, что обусловлено различными историческими условиями их принятия и уровнем конституционного правосознания. Вместе с тем, можно говорить о некоей унификации представлений о содержании современных конституций, которые выработались в мировой теории и практике конституционализма. Сейчас никто не сомневается в том, что первейшей задачей и целью конституции должны быть гарантии свобод и прав гражданина и человека, что эффективность и демократичность власти можно обеспечить лишь соблюдением принципа разделения властей и т. д., другими словами, сложилась определенное представление о модели демократического государства, отвечающего принципам современной цивилизации. Эта модель и является фактором, определяющим содержание конституционного текста, того, какие нормы должны непременно в нем присутствовать, а какие отношения должны регулироваться в рамках внеконституционного законодательства. В тексте действующей Конституции РФ термин «конституция» встречается около 70 раз. В результате анализа интерпретации данного термина выявлены ряд аспектов смысловой нагрузки, которые вложены в него авторами Основного закона или сформировались вне зависимости от их воли в ходе ее практического применения. Так, Конституция является законом, обладающим гарантией стабильности, следовательно, ее можно подвергнуть изменениям и пересмотру лишь в особом порядке, установленном ею самой; она является законом, которым учреждается государство, система и порядок формирования его органов, компетенция и характер взаимоотношения этих органов с местным самоуправлением; Конституция РФ представляет собой законодательный акт, которым обеспечивается политическое единство народа и является юридическим способом формализации государственного устройства России через установление его фундаментальных правовых основ и т. д.
Таким образом, в краткой дефиниции практически невозможно выразить понятие Конституции. В данном случае необходимо учитывать все ее многочисленные аспекты, при этом конкретные обстоятельства обусловливают приоритетное значение той или иной интерпретации Основного закона. Несмотря на широту нормативного содержания Конституции, она не является всеобъемлющим актом, который характеризуется системной законченностью и завершенностью, поскольку регулирует лишь самые важные сферы общественных отношений, причем в довольно общих чертах. Конституция не лишена явных или скрытых пробелов, что является неизбежным, а также действительных или мнимых противоречий.
Преодоление этих противоречий, конкретизация конституционных положений, включая вопросы правоприменения, осуществляются другими правовыми способами и средствами, адекватными букве и духу Конституции. Этим обусловлена значимость Конституционного Суда РФ, в компетенцию которого, согласно Конституции, входит толкование ее положений. Конституционный Суд наделен правом интерпретировать смысл Конституции, характерную для нее функцию стабилизации и рационализации общества, а также ограничения власти государства в смысле его вторжения в деятельность гражданского общества и индивидуальную автономию личности. Вышесказанное не означает, что интерпретировать Конституцию не могут другие субъекты права. Закрепление в Конституции РФ данного права за Конституционным Судом лишь означает, что никакой другой орган государственной власти не имеет права давать официального толкования Конституции РФ, обязательного для государственных органов власти и местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, граждан и должностных лиц. Для конституционного права, с характерной для него недостаточной конкретностью основного источника, а также широты конституционных положений, которые допускают различные интерпретации, толкование играет более важную роль, чем в других отраслях права с более детальным нормированием.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит положение о том, что «неопределенности в понимании положений Конституции» преодолеваются толкованием Конституционного Суда, все решения которого являются источниками права, которые обладают материально-правовой силой закона. Создаваемые Конституционным Судом прецеденты, также, как и акты собственного толкования, выполняют нормативно-регулирующую функцию, в этом контексте они по юридической силе являются высшими правовыми нормами, которые распространяются на неопределенный круг субъектов конституционно-правовых отношений. Следовательно, толкование Конституции РФ заключается в преодолении Конституционным Судом имеющейся в ней неопределенности ее положений, выяснении их объективного смысла и позитивных правовых принципов. Толкование Конституции по существу является формой ее конкретизации, которая предваряет применение ее норм. Конституционный закон о Конституционном Суде не раскрывает вопрос о способах ее толкования (логическом, историко-политическом, филологическом, систематическом), объеме толкования (ограничительном, расширительном, систематическом), значении целей толкования конституционной нормы (телеологическое толкование). Между тем, некоторые из требований могут быть выведены из самих решений Конституционного суда.
Например, в соответствие с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ, другие положения Основного закона не могут вступать в противоречие с основами конституционного строя страны. Другими словами, результаты, полученные в ходе конкретизации конституционных норм, не должны противоречить духу и букве других конституционных положений, фундаментальным основам самой Конституции.
Таким образом, толкование конституционных норм в каждом конкретном случае предполагает тщательный учет дословного текста положения, подвергнутого толкованию, его места в системе Основного закона, истории его возникновения, его цели и смысла. Вместе с тем, рассматривать объективный смысл Конституции как нечто неподвижное и бессменное, не следует. Она может меняться под влиянием обстоятельств, принимая во внимание долгосрочное действие документа. В данном случае речь идет не о каких-либо новациях текста Основного закона, а о так называемом «молчаливом превращении» Конституции, другими словами, об изменении без вмешательства в текст. В связи с этим точка зрения интерпретатора на то или иное конституционное положение может отличаться от взгляда создателей проекта Основного закона, и эта позиция может стать одной из отправных точек для исследования конституционных положений, не исчерпывая, вместе с тем, всего их многогранного содержания. Закон о Конституционном суде также устанавливает, что решения Суда о толковании Конституции не должны противоречить другим его решениям по толкованию или по конкретным делам, в рамках которых давалось казуальное толкование конституционных положений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы