Курсовая теория Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая теория на тему Принципы, функции и механизмы современного государственного и муниципального управления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Понятие и сущность государственного управления 5
1.2 Понятие и сущность муниципального управления 11
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1 Система государственного и муниципального управления в России 18
2.2 Тенденции и перспективы развития системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованных источников и литературы: 30

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется важностью вопросов государственного и муниципального управления для общественного развития. С древних времен и по настоящее время вопросы развития государственного управления занимали важное место в исследованиях и имели прикладной характер.
Особый интерес работы в данной сфере стали получать после обозначения границ между государством и обществом и созданием предпосылок для развития науки о государственном управлении. С конца 19 века рассматриваемые вопросы обрели новое значение. Это было связано с формированием политической науки и ростом числа трудов в данной сфере.
В 20 веке вопросами государственного управления стали заниматься не только ученые большинства государств мира, но и государства, международные организации и международное сообщество в целом. На регулярной основе проводит международные мероприятия в данной сфере Организация Объединенных Наций.
На современном этапе развития изучение систем государственного и местного управления актуализируется наличием множества различных подходов и принципов, применяемых странами мира, а также ускорившимся информационным обменом, вызванным процессами глобализации.
В России вопросы системы государственного и муниципального управления актуальны в связи с недавними процессами коренной перестройки политической системы общества и слома государственно-партийной коммунистической системы управления. Формирование новой системы проходило через целую серию кризисов, а процессы трансформации продолжаются и в настоящее время.
Степень разработанности темы. Материалы по государственному и муниципальному управлению представлены в работах таких авторов, как М. Вебер, Р. Дарендорф, В. Парето, Г. Моска, и др. В их трудах представлены теоретические наработки. В материалах В. Тамбовцева, Я. Самарина, В. Южакова, а также Центра стратегических разработок предлагаются прикладные аспекты развития системы управления.
Целью исследования является анализ принципов, функций и механизмов современного государственного и муниципального управления.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть понятие и сущность государственного и муниципального управления;
2) охарактеризовать современные теории современного государственного управления;
3) проанализировать состояние государственного и муниципального управления в России;
4) определить тенденции развития системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации.
Методологической основой исследования стали принципы системного анализа и объективности. В работе использованы системный, сравнительно-исторический, комплексный и иные методы.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Понятие государственное управление включает в себя государственный аппарат и выполняет функции реализации стратегического курса развития государства, определяемый политическими лидерами. На Западе часто понятие муниципального управления объединяют с государственным, в то время как, согласно, российскому законодательству, муниципальное и местное управление являются идентичными понятиями.
Применительно к сфере государственного и муниципального управления можно выделить такие теории, как теория элит, технократическая, плюралистическая теории, концепции государства всеобщего благоденствия, правового государства, классовой борьбы, нового государственного менеджмента (NPM) институционализма, а также структурно-функциональная, системная и ситуационная теории.
Помимо теоретического осмысления, вопросы государственного и муниципального управления широко обсуждаются на уровне международных организаций, прежде всего ООН.
Система государственного управления Российской Федерацией основана на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России, а, следовательно, на федеральных принципах.
Собственно система государственного и муниципального управления России включает в себя законодательную власть, представленную федеральным и местными парламентами, исполнительную власть во главе с Президентом страны, и судебную. Муниципальное управление представляет собой деятельность по осуществлению местного самоуправления и регулируется федеральным и муниципальным правом.
В целях повышения эффективности системы государственного и муниципального управления России необходимо, в первую очередь, рассмотреть возможность принятия Закона о государственном управлении, разработанном с учетом сложившейся ситуации в Российской Федерации и зарубежном опыте. В данном направлении уже осуществляют свою работу ряд ведущих экспертно-аналитических центров страны. Также, целесообразно активно использовать передовые зарубежные наработки по данному вопросу.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется важностью вопросов государственного и муниципального управления для общественного развития. С древних времен и по настоящее время вопросы развития государственного управления занимали важное место в исследованиях и имели прикладной характер.
Особый интерес работы в данной сфере стали получать после обозначения границ между государством и обществом и созданием предпосылок для развития науки о государственном управлении. С конца 19 века рассматриваемые вопросы обрели новое значение. Это было связано с формированием политической науки и ростом числа трудов в данной сфере.
В 20 веке вопросами государственного управления стали заниматься не только ученые большинства государств мира, но и государства, международные организации и международное сообщество в целом. На регулярной основе проводит международные мероприятия в данной сфере Организация Объединенных Наций.
На современном этапе развития изучение систем государственного и местного управления актуализируется наличием множества различных подходов и принципов, применяемых странами мира, а также ускорившимся информационным обменом, вызванным процессами глобализации.
В России вопросы системы государственного и муниципального управления актуальны в связи с недавними процессами коренной перестройки политической системы общества и слома государственно-партийной коммунистической системы управления. Формирование новой системы проходило через целую серию кризисов, а процессы трансформации продолжаются и в настоящее время.
Степень разработанности темы. Материалы по государственному и муниципальному управлению представлены в работах таких авторов, как М. Вебер, Р. Дарендорф, В. Парето, Г. Моска, и др. В их трудах представлены теоретические наработки. В материалах В. Тамбовцева, Я. Самарина, В. Южакова, а также Центра стратегических разработок предлагаются прикладные аспекты развития системы управления.
Целью исследования является анализ принципов, функций и механизмов современного государственного и муниципального управления.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть понятие и сущность государственного и муниципального управления;
2) охарактеризовать современные теории современного государственного управления;
3) проанализировать состояние государственного и муниципального управления в России;
4) определить тенденции развития системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации.
Методологической основой исследования стали принципы системного анализа и объективности. В работе использованы системный, сравнительно-исторический, комплексный и иные методы.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.

 

 

Список литературы:

 

1.1 Понятие и сущность государственного управления

Государственное управление представляет собой сложное и многоплановое явление, изучаемое во всем мире. Существуют различные определения государственного управления.
Так, энциклопедия Britannica под государственным управлением подразумевает реализацию государственной политики. Также, государственное управление включает в себя ответственность за определение политики и программ правительств. В частности, в государственное управление входит планирование, организация, руководство, координация и контроль над государственными операциями. Государственное управление практикуется на центральном, промежуточном и местном уровнях, то есть муниципальное управление. Отношения между различными уровнями власти в пределах одного государства представляют собой растущую проблему в рамках государственного управления .
Отличительной чертой данного определения является отсутствие различий между государственным и муниципальным управлением. В большинстве стран мира государственное управление не включает в себя местные органы власти или государственные организации, формально не входящие в систему органов государственной власти, такие как «Газпром». Однако в некоторых странах, особенно в тех унитарных государствах, в которых муниципальная администрация является частью центрального правительства, ее сотрудники являются государственными служащими. В частности, в Соединенных Штатах все уровни правительства имеют свои собственные гражданские службы, федеральные, на уровне штата и местные, и гражданская служба — это именно та часть правительственной службы, для которой необходимо сдавать специальный экзамен для государственных служащих и предлагает постоянное пребывание в должности.
Государственное управление можно определить как осуществляемую «на основе законов и других нормативных актов организующую, исполнительную и распорядительную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями» .
Также, государственное управление направлено на реализацию единых целей государства, а управление делами государства осуществляют все ветви государственной власти, реализуя общую стратегическую линию внутренней и внешней политики. Государственное управление относится к различным сферам деятельности, в том числе социально-политической и социально-экономической, социокультурной и хозяйственной деятельности и осуществляется соответствующими субъектами управления. «В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения» .
К настоящему времени государственное управление в широком смысле слова стало особой профессией, а органы государственного управления во многих странах получают название государственная служба.
Хотя политические деятели являются наиболее заметной частью правительства, именно ежедневная работа государственных служащих или «бюрократов» делает эффективной работу государства. Некоторые из государственных служащих являются должны реализовывать решения самых актуальных проблем общества. В их задачи могут входить консультации политических деятелей о сильных и слабых сторонах государственных программ. Во многом деятельность государственных служащих, управляющих государственными учреждениями, содействует формированию бюджетов и политики правительства. Государственное управление задействовано в принятии правительственных решений и их выполнении.
Сам термин «государственно-административное управление» (public administrative management) впервые был использован в предвыборной программе Республиканской партии США в 1986 году. При этом сами вопросы государственного управления занимали умы исследователей с древних времен, начиная с Древней Греции, Китая, Индии, Египта.
В то же время, отличительной особенностью исследователей вплоть до Нового времени было отсутствие разделения между государством и обществом, то есть государственное управление не разделялось от общественного. Все знания касательно общественной сферы оставались в рамках целостной системы, что сказывалось и на учении о государственном управлении. Все идеи касались политических отношений, а общество – подчиненным по отношению к государству.
Начиная с Н. Макиавелли стало формироваться различие между государством и обществом . Впоследствии это выразилось в развитие самостоятельной теории государственного управления, окончательно оформившееся на рубеже 19-20 веков.
Важные импульсы исследованиям в сфере государственного и муниципального управления были даны прикладными реформами в данной области, проводимыми в США и странах Западной Европы и ставшие центральными звеньями в проводимых прикладных разработках.
Условно можно выделить три этапа становления и развития науки государственного управления:
1. 1880-1920 годы;
2. 1920-1950 годы;
3. с 1950-х годов.
Еще в 1887 году будущий президент США, профессор Вудро Вильсон в труде «Наука государственного управления» сосредоточился на изучении организации и методов работы правительственных учреждений. По его мнению, наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделать его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления. Он подчеркивал специфику государственного управления и его отличия от непосредственно политической сферы. Политические процессы предопределяют задачи органам государственного управления, но они не должны вмешиваться в управленческую систему. Политические лидеры формулируют решения, в то время как государственное управление реализует поставленные задачи, осуществляя оперативное и компетентное проведение в жизнь вынесенных решений. Анализ отношений между органами государственного управления, исполняющими законодательные акты и другие нормативно-правовые акты, и политической властью, формулирующей законы, по мнению Вудро Вильсона, определяет сущность науки о государственном управлении и сущность самой правительственной системы.
Кроме того, Вудро Вилсон разработал модель «административной эффективности», предлагая заимствовать из системы ведения бизнеса принципы государственного управления и обосновывая необходимость исключительного профессионализма в системе государственного администрирования .
Один из последователей Вудро Вильсона Дж. Гуднау, развивая идеи своего предшественника, выступал за четкое разграничение функций между политиками и управленцами-администраторами. Политические деятели должны осуществлять контроль над работой служащих системы государственного управления, в то время последние обязаны безусловно им подчиняться. Эти идеи привели к разработке концепции научного управления, которое не должно зависеть от политической идеологии.
М. Вебер в работе «Хозяйство и общество» обращал внимание на роль бюрократии в государственном управлении. Бюрократия представляет собой историческое явление, возникшее в период формирования национального государства. Когда у государства появились оплачиваемые государственные служащие, тогда стала формироваться и система государственного управления.
М. Вебер подчеркивал, что «количественное увеличение государственного аппарата и расширение его социальных функций может сослужить плохую службу. Требовать механического роста государства – значит еще больше ухудшать положение» .
М. Вебер также считал, что чиновники не должны заниматься политической деятельностью. Их задача состоит в выполнении своих управленческих функций. Он, как и его американские коллеги, придерживался двух фундаментальных идей теории государственного управления:
— для того чтобы реформировать аппарат управления, надо его хорошо знать, а, следовательно, изучать с научных позиций;
— аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики.
Таким образом, государственное управление объединяет весь государственный аппарат и выполняет функции реализации стратегического курса развития государства, реализуя волю политических лидеров. На Западе часто понятие муниципального управления объединяют с государственным, в то время как, согласно, российскому законодательству, муниципальное и местное управление являются идентичными понятиями.
Объект управления принимает предлагаемые решения, однако его возможности влияния на субъект управления крайне ограничены.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы