История социологии Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Принцип пользы в протестантизме и его связь с развитием капитализма в социологии религии М. Вебера

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Особенности протестантизма по М. Веберу 7

1.1. Сущность протестантизма в интерпретации М. Вебера 7

1.2. Протестантская этика аскетического капитализма 13

Глава 2. Интерпретация взаимосвязи протестантского принципа пользы и развития капитализма у М. Вебера 21

2.1. Принцип пользы в протестантизме 21

2.2. Влияние протестантизма на экономическое развитие 26

Заключение 32

Список литературы……………………………………………………………….32

  

Введение:

 

Актуальность темы. Формирование и развитие капитализма имеет различные научные трактовки, которые так или иначе раскрывают те или иные аспекты происходящих трансформаций. М. Вебер раскрыл сущность протестантизма с несколько неожиданной стороны, показав его неразрывную связь с развитием капитализма.

Протестантизм сформировался на переломном периоде истории, когда определялось будущее развитие Европы. Протестантизм во многом определил специфику экономического уклада и даже национального характера народов.

В наибольшей степени на развитие капитализма оказал влияние принцип пользы, развитый в протестантизме и раскрытый М. Вебером. Он стал частью экономического развития, отразился в духовной жизни и культурных ценностях, социальных отношениях и морально-этических установках. Протестантизм, оказав влияние на национальный характер и социально-экономический уклад, в то же время явился в определенной степени плодом этого характера и уклада.

Степень научной разработанности. Среди изученных работ следует, прежде всего, выделить труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», в котором подробно раскрываются представления автора о взаимосвязи протестантских ценностей и формирования капитализма .

Немецкий исследователь Г-П. Мюллер попытался осуществить комплексный анализ концепции М. Вебера, в том числе, в современном контексте, с учетом актуальности происходящих на современно этапе развития событий.

Другой немецкий социолог, В. Шлюхтер, рассматривал методологические особенности социологического подхода М. Вебера и его современное влияние .

Л. Февр рассматривал вопросы взаимосвязи процессов реформации и развития капитализма.

М. Грановеттер анализировал представления М. Вебера об экономических структурах как социальных институтах .

Р. Коллинз рассматривал концепцию М. Вебера, в том числе, о протестантской этике и ее влиянии на развитие капитализма, как часть общей теории социологии .

В. Зомбарт , Ю. Каубе , Г.-П. Мюллер системно анализировали представления М. Вебера и его исследования.

Среди отечественных работ, посвященных изучению веберовских суждений о протестантизме и его влиянии на развитие капитализма, можно выделить публикации исследователя Е. Аргуновой , в которой внимание уделяется критике идей М. Вебера, российского исследователя Ю. Давыдова , проанализировавшего идеи М. Вебера в контексте современного этапа развития, ученого Московского государственного университета Л. Кустовой , в которой рассматриваются проблемы влияния протестантской этики на формирование национального характера, экономиста В. Рязанова , Д. Миропольского , изучавших роль религиозной этики в формировании национальных систем хозяйствования, М.А Румянцева , изучавшего вопросы возможностей развития капитализма, В. Чешева , исследовавшего идею духа капитализма в трудах М. Вебера, А.Ф. Филиппова, Т. Швинна, Г. Альберта, Р. Шпакова, В.В. Гайденко, И. Забаева , изучавших различные аспекты изучаемой нами темы – от социалистических идей до рационализма веберовского подхода.

Российский исследователь Р.И. Капелюшников предпринял попытку критического анализа идей М. Вебера, подчеркивая современные изменения и необходимость пересмотра и переоценки некоторых взглядов немецкого социолога.

Советский ученый Н.Н. Зарубина анализировала крайне скептические оценки М. Вебера касательно перспектив восточных культур с точки зрения развития капитализма.

Объект исследования – принцип пользы в протестантизме.

Предмет исследования – связь и влияние принципа пользы в протестантизме на развитие капитализма.

Целью исследования является анализ принципа пользы в протестантизме и его связи с развитием капитализма в социологии религии М. Вебера.

Основными задачами работы являются следующие:

— раскрыть сущность протестантизма в интерпретации М. Вебера;

— показать особенности протестантской этики аскетического капитализма;

— рассмотреть принцип пользы в протестантизме;

— охарактеризовать влияние протестантизма на экономическое развитие.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Протестантизм рассматривается М. Вебером как важнейшая основа развития капитализма, приспособления общества к новому укладу общественной жизни, став отражением происходящего перехода от феодализма к капиталистическому способу производства.

М. Вебер впервые осуществил комплексный анализ на основе эмпирических данных о роли протестантизма в развитии капитализма, обосновав, почему именно протестантские ценности, протестантская этика стала фактором, отразившим формировавшийся «дух капитализма».

Согласно М. Веберу, протестантская этика подразумевала такую систему ценностей, которая была направлена на формирование идеальных условий предпринимательской деятельности, формирования духа капитализма.

Принципиальным отличием этических представлений было понимание необходимости тяжелого и упорного труда, посредством которого достигается земное благополучие и божественное благословение.

Этика протестантизма подразумевала необходимость рационального подхода к труду, что воплощалось в понимании рентабельности предприятия как одного из основных принципов капиталистического общества.

Принцип пользы выступает в качестве основы призвания, профессионального выбора, трудовой деятельности, отражая также стремление к максимализации получаемой прибыли.

С принципом пользы связан выбор профессии, которой человек должен посвятить свою жизнь, и которая должна отражать его призвание, так, чтобы он имел стимул усердно трудиться.

Идеи М. Вебера о Реформации и протестантской этике как причине развития капитализма были революционными для своего времени. Они выявили связь между появлением протестантизма и последующим развитием капиталистических отношений.

В то же время, М, Вебер подчеркивал, что протестантизм не может быть единственной причиной развития капитализма, были и другие факторы. Критики М. Вебера указывали на возможность того, что протестантизм стал следствием формирования капитализма, или же что его влияние преувеличено.

Однако представляется несомненным, что протестантизм, безусловно, стал серьезным фактором развития капитализма, а его этика оказала сильное и непосредственное влияние на формирование духа капитализма.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности протестантизма по М. Веберу

1.1. Сущность протестантизма в интерпретации М. Вебера

Протестантизм как явление возник из движения за реформу в церкви, однако оказал глубокое влияние на социальные, политические, этические и богословские идеи. Первоначально протестантизм стремился «очистить» или реформировать церковь и установить некий новый курс ценностей между римским католицизмом и идеями протестантских реформаторов .

Это движение охватило значительную часть Европы. Например, как отмечает Л. Кустова, «до ХVI в. Англия была частью так называемого “христианского мира”, который объединял католиков. Римское духовенство во главе с папой диктовало свой способ жизни и нормы права, а также предписывало делиться доходами. Реформация в Англии произошла в два этапа: на первом была создана англиканская церковь (Anglican Church), не зависящая от власти папы, на втором – возник пуританизм, который явился английским вариантом европейского кальвинизма» .

Протестантизм «стремился “очистить”, в том числе, национальную церковь, устраняя каждый клочок католического влияния» . Например, в Англии король Генрих VIII отделил англиканскую церковь от римско-католической в 1534 году, и протестантизм получил интенсивное развитие при Эдуарде VI (1547–1553). Однако во время правления королевы Марии (1553–1558) Англия вернулась к католицизму, и многие протестанты были вынуждены покинуть страну. Часть из них отправилась в Женеву, где церковь Джона Кальвина послужила образцом новой церкви. Из этого опыта также вышли «две самые популярные книги елизаветинской Англии — Женевская Библия и Книга мучеников Джона Фокса, — в которых английским протестантам было дано право рассматривать Англию как избранную нацию, выбранную Богом для завершения работы Реформации» .

Протестантизм так, как его интерпретировал М. Вебер, касался не только религиозной сферы, но оказал влияние на все общество, все сферы общественной жизни .

М, Вебер подчеркивал стремление к масштабной реформе, охватывавшей, в том числе, правительства, реформацию, которая не останавливалась ни перед чем» .

М. Вебер обращает внимание на влияние той или иной религии на процессы модернизации страны, в том числе, в сфере экономики, перестройки ее уклада, что моно сделать с учетом экономических положений церкви, их участия в хозяйственной деятельности, разработанные ими институциональные правила.

Однако протестантизм, помимо всего прочего, создает определенный характер, или тип человека, утверждая ценности, которые он должен принять как истинно религиозные.

И человек должен будет действовать так, как его учит его религия. Протестантизм возник в сложный для Европы период перемен, когда на смену феодальному строю приходили капиталистические отношения. Протестанты отвергали прежнюю форму христианства – католицизм – как изжившую себя и предложили более жесткий вариант с системой ценностей, соответствующей грядущим переменам. Хотя эта радикальная форма не была принята целиком обществом, все же она оказала значительное влияние на формирование новой системы ценностей, создавшей европейские капиталистические страны, и нашедшие непосредственное отражение в характере этих народов .

Протестантизм, по М. Веберу, оказал мощное влияние на все общества Запада. Например, «только на Западе существует наука на той стадии развития, “значимость” которой мы признаем в настоящее время» . Хотя «всевозможные высшие учебные заведения, в том числе и такие, которые формально напоминают наши университеты и академии, существовали у разных народов (Китай, страны ислама). Но лишь Западу известна рациональная и систематическая, то есть профессиональная научная деятельность, специалисты-учёные в том специфическом современном смысле, который предполагает их доминирующее в данной культуре положение, прежде всего в качестве специалистов-чиновников — опоры современного западного государства и современной западной экономики» .

М. Вебер отмечал, что анализ эмпирических данных показал, что среди католиков преобладают люди, получившие гуманитарное образование. Протестанты же готовились к новому, капиталистическому, «буржуазному» образу жизни, стремились больше к тому, чтобы получить техническое образование.

М. Вебер объясняет такие расхождения формированием особого психологического склада характера, который формируется за счет религиозных ценностей, получаемых преимущественно в семье в процессе первичной социализации.

Согласно М. Веберу, сущность отличий заключается в протестантской трудовой этике. Она представляет собой религиозно обоснованную доктрину о том, что труд сам по себе добродетелен, и необходимо работать усердно и добросовестно.

М. Вебер сравнивал развитие предпринимательских способностей среди представителей капиталистического мира, принадлежащих к разным христианским конфессиям.

Он сравнил, в первую очередь, католиков и протестантов, принадлежащих к разным социальным слоям. Изучив данные по Германии, Австрии и Голландии, М. Вебер выявил большее число исповедовавших протестантизм среди высших квалифицированных рабочих, владельцев капитала, или предпринимателей .

М. Вебер «был первым, кто рассмотрел характерные черты протестантского общества и проследил зависимость экономического подъема» .

Немецкий социолог определяет формировавшийся дух капитализма как «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения» .

В центре исследования М. Вебера находятся процессы и понятия, которые связаны с Реформацией в Европе. Он указывает, что именно благодаря сформировавшемуся новому укладу, протестантской системе ценностей, или протестантской этикой, появился новый жизненный стиль, новые модели поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы